Общество
Изобразительное искусство, музыка и высшая математика. Что объединяет творческую семью Башмаковых?
«Книга будущих командиров» сыграла свою роль в творчестве художника
Изобразительное искусство, музыка и высшая математика. Что их объединяет? Для тех, кто знаком с семьёй Башмаковых, этот вопрос совсем не кажется странным.
За карандаш — в четыре года
В Красноярске их знают очень многие. Прежде всего потому, что ни одно патриотическое мероприятие не обходится без активного участия Башмаковых. Глава семьи Игорь Владимирович, заслуженный художник Красноярского края, уже больше двадцати лет работает по военной тематике. Им проведено около 90 выставок: «Во славу Отечества», «Война и мир без ретуши и фальши», «С чего начинается Родина», «России верные сыны», «Мы — поколение тревожного времени», «Помним прошлое, защищаем будущее»... Почему именно такая тематика? И вообще — как Игорь Владимирович выбрал профессию?
История интересная. Отец его, Владимир Башмаков, был художником, всегда находился в поиске, в непрерывном движении. Уезжал в многочисленные творческие командировки: на трассу Абакан — Тайшет, Красноярскую и Хантайскую ГЭС, бывал на Крайнем Севере, у лесосплавщиков на Ангаре. С 1973 по 1977 год Владимир Тихонович возглавлял правление Красноярской организации Союза художников РСФСР. У маленького Игоря был прекрасный пример перед глазами. И в четыре года ребёнок начал рисовать.
В семье не особо хотели, чтобы сын профессионально занимался изобразительным искусством: отец и мать знали, что у художников нелёгкая стезя. Но мальчик всё же пошёл в кружок ИЗО Дома пионеров. Учился он у Аллы Орловой, известной красноярской художницы, причём тайно — рисунки дома прятал под кроватью. Потом, конечно, всё открылось.
Что же касается военной тематики... Отец подарил мальчишке редкое издание — «Книга будущих командиров» (кстати, Башмаковы её до сих пор хранят). Игорь Владимирович говорит, что это было превосходное наглядное пособие для завтрашних военных. Возможно, именно тогда всё и началось. Уже лет в 10–12 он начал рисовать батальные сцены, даже времён Древнего Рима.
Учителя все обожали
Ирина Башмакова, заслуженный работник культуры Красноярского края, рассказывает, что её пристрастие к музыке тоже от семьи. Папа играл едва ли не на всех инструментах, которые были доступны. Родители купили в кредит пианино «Красный Октябрь»... В общем, девочка ещё в детстве решила, что выберет музыку своей профессией. Так оно и случилось.
Отучившись, Ирина Вячеславовна, тогда ещё совсем молодой педагог, стала преподавать в школе сольфеджио и музыкальную литературу — дисциплину, которая помогает понять, как устроена музыка в целом.
Для части учеников сольфеджио — самый скучный предмет в музыкалке. Но на уроки Ирины Вячеславовны все ходили с удовольствием, она умела увлечь. Кстати, именно в музыкалке будущие супруги Башмаковы и встретились.
— Я был её учеником, — рассказывает Игорь Владимирович. — Все нашу Ирину обожали! Мы, хулиганы, не пропускали ни одного занятия. Она нас не просто учила понимать музыку. Она развивала в нас образное мышление. И была просто прекрасной.
Дальше у каждого сложилась своя жизнь. У Ирины — работа с детьми в музыкальной школе и обучение в Дальневосточном институте искусств. У Игоря — художественное училище, армия, Томский педагогический институт (художественно-графический факультет). Но юношеская привязанность к бывшему педагогу не отпускала. Молодой человек набрался решимости, разыскал, приехал, объяснился... И вот уже 35 лет они вместе.
«Все хлопоты — на ней»
Супруги Башмаковы — единое целое. Во всём помогают друг другу, потому что уверены: поддержка и понимание в семье очень важны.
Примеров взаимопомощи в их жизни хоть отбавляй. В прошлом году Ирину Вячеславовну пригласили в Туву, чтобы провести курсы повышения квалификации для музыкантов-теоретиков и возглавить жюри в региональной олимпиаде по сольфеджио. Муж, конечно же, отправился вместе с ней. А жена ещё предложила отвезти в Кызыл портреты героев СВО. Вместе они подарили картины главе Республики Тыва Владиславу Ховалыгу, и тот с благодарностью их принял.
Что касается художественных выставок, то без супруги Игорь Васильевич просто не справился бы.
— У нас каждый занимается своим делом, а Ира ещё и моим! Честно признаюсь: на ней все организационные хлопоты, все важные встречи, отправка работ... — говорит глава семьи. — Любые переговоры — через Иру, даже контактный телефон везде указан только её.
— Мы вместе на всех мероприятиях, на конкурсах, в поездках, на даче, — поддерживает мужа Ирина Вячеславовна. — Работы возили, так вдвоём ящики таскали. В любой ситуации каждый мысленно спрашивает у другого: «А как бы ты поступил на моём месте?»
Это действительное редкостное единение. Даже в пандемию супруги ни разу не поссорились, хотя другие люди, случалось, не выдерживали круглосуточного нахождения бок о бок.
Кстати, именно в пандемию у художника появилась идея создать серию работ, посвящённых врачам в красной зоне. Знакомые, которые тогда находились на грани смерти, все как один рассказывали о подвиге медиков — о самоотверженном поведении в мирное время. И Игорь Владимирович просто не мог пройти мимо этой темы.
Но была одна проблема: где найти героев для портретов, где взять настоящие фотографии из ковидных госпиталей? Супруги вместе искали снимки в печатных СМИ, кадры в телерепортажах. Затем попросили знакомых врачей фотографировать персонал в красной зоне и присылать им снимки. Но вначале столкнулись с некоторой настороженностью. Она прошла, когда первые работы мужа Ирина начала рассылать по больницам. На полотна Игоря Башмакова попали сотрудники кардиоцентра, онкоцентра, краевых больниц № 1 и № 2, врачи, которые сами стали жертвой коронавируса. Эти работы демонстрировались на нескольких выставках, а в этом году портреты погибших медиков были переданы в дар лечебницам.
Туда, где сложно
Такой образ жизни супругов не мог не сказаться на становлении сына Башмаковых Степана в плане духовности, патриотичности, активности. А вот профессия у него совсем другая. На вопрос, почему он не стал художником или музыкантом, отвечает: «Не учили. Теперь жалею». Детские каляки-маляки, конечно, были, как у всех, но ничего серьёзного из этого не вышло.
— А на музыку собирались его отдать. Хотели на флейту записать, привели в школу, так Стёпа даже в класс не зашёл! — смеётся Ирина Вячеславовна. — Потом, правда, когда услышал, как звучит этот инструмент, сказал с обидой: «Почему вы меня не заставили?»
Степан признаётся: дома на полурасстроенном пианино что-то там одним пальцем пытался играть, потом самостоятельно гитару вроде освоил.
— Но... как-то не сошлось, — говорит он. — Долго искал своё. А родители внушали: главное — быть хорошим человеком и достойным профессионалом. О вузе думал, конечно, но не мог решить, куда идти. В итоге пошёл туда, где сложнее, — на матфак. Чтобы развиваться. На первых курсах одни трояки получал, ничего не понимал в высшей математике. А родители опять: оценки — не главное, главное — не сдаваться. Как-то втянулся, выровнялся в учёбе, потом — аспирантура...
Степан окончил Институт математики и фундаментальной информатики СФУ, защитил кандидатскую диссертацию, сейчас он (уже Степан Игоревич) — заместитель директора института по воспитательной работе. Говорит, что он — теоретик, как и мама. И что его специальность — на стыке математики и философии.
Патриоты России
Родители рассказывают, что Степан, пока не был так загружен, помогал им в организации выставок. Так что вся семья очень активная.
Ирина Вячеславовна — лауреат общероссийского конкурса «Лучший преподаватель музыкально-теоретических дисциплин детской школы искусств». Создала собственные учебные пособия по сольфеджио. Получила множество премий. Чтобы перечислить награды Игоря Владимировича, не хватит газетной страницы. Главные, наверное, три премии ФСБ России в области литературы и искусства, медаль Росфинмониторинга и медаль «Патриот России».
Несколько раз выставки художника Башмакова демонстрировались в Москве: в Государственной думе, в галерее «Измайлово», в Центральном музее Вооруженных сил... Особенно супругам запомнилась поездка в столицу в 2016 году, когда Игоря Владимировича пригласили с картинами в Кремлёвский дворец на 45-летний юбилей кинофильма «Офицеры». Работы его выставлялись в Гербовом зале.
Степан Башмаков очень гордится отношениями родителей. А они за 35 лет настолько проросли друг в друга, что Игорь Владимирович, закончив очередную картину, говорит жене: «Ира! МЫ сделали это!»
В тему
К 40-летию Красноярского хореографического колледжа Игорь Башмаков создал серию «Школа русского балета». Выставка была экспонирована в помещении колледжа и показана на выпускном спектакле учащихся в театре оперы и балета.
Теме СВО художник посвятил серию работ «С верой в душе и мужеством в сердце». Она выставлялась в нескольких залах Красноярска, а также побывала в 29 городах и посёлках края с социокультурным проектом «Енисейский экспресс».
Нюанс
Крепкая семья — залог стабильности и процветания общества. Не случайно 2024 год в России объявлен Годом семьи. В проекте «Городских новостей» журналисты рассказывают о семьях, которые живут в Красноярске и участвуют в жизни города.