Наука и образование

Психологи рассказали красноярцам, как подготовить ребёнка к первому классу в школе

Иногда адаптация бывает тяжёлой.

Психологи рассказали красноярцам, как подготовить ребёнка к первому классу в школе
Для ребёнка первый поход на уроки не только радость, но и стресс.

Александр Черных

Будущие первоклассники с нетерпением ждут начала учёбы. Но родителям не стоит забывать, что такие перемены для ребёнка не только радость, но и стресс. Мы пообщались со специалистами, которые дали рекомендации, как планомерно и мягко приучить будущего школьника к новой жизни.

Основа — есть

Психолог Анна Кузнецова рассказала, что сегодня выпускники детских садов уже владеют определённым набором знаний и навыков — социальных (уметь слушать других, отвечать на вопросы учителя и молчать, когда это необходимо, — во время урока) и когнитивных (иметь кругозор согласно возрасту, а также способность найти лишнее, группировать по признаку, находить сходства и различия, составлять рассказ по картинкам).

— Сейчас даже во многих образовательных учреждениях есть программа «Дошколёнок», где дети знакомятся со своей первой учительницей и будущими одноклассниками, учатся ориентироваться в здании. После таких занятий адаптация к школе проходит легче и быстрее, — поделилась Анна.

Мама троих детей и педагог-психолог Нина Вайс убеждена, что готовить ребёнка к учёбе нужно заранее.

— Конечно, сейчас выпускники детских садов вместе со сверстниками и воспитателями в игровой форме проживают предшкольный период. Будущие первоклассники приобретают знания, умения и навыки, необходимые для адаптации и успешного обучения: чтение, письмо и счёт, основы математики и многое другое. Так малышам легче влиться в учебный процесс и привыкнуть к урокам, — поделилась Нина Геннадьевна.

Три испытания

Однако ребёнку, независимо от подготовки, всё равно будет непросто. Он столкнётся сразу с тремя разными видами стресса — иммунологическим, социальным и учебным.

Здоровье проходит проверку новыми раздражителями — вокруг находятся не сотни, а тысячи человек, большой школьный коллектив. В общих помещениях (столовая, коридоры, туалеты) первоклассник неизбежно столкнётся с потоком разных вирусов.

При встрече с новым коллективом юный школьник должен будет адаптироваться к новым людям, найти друзей и влиться в свой класс.

Стресс, связанный с учёбой, касается не самого процесса приобретения новых знаний, а привыкания к определённым новым ритуалам — ложиться спать и просыпаться в чёткое время, сидеть в классе за партой по 45 минут, поднимать руку, если хочешь что-то сказать, отвечать на вопросы учителя.

Психолог семейной лаборатории молодёжного центра «Вектор» Мария Гагарина отметила, что маленькому человеку обязательно нужна поддержка семьи.

— С точки зрения психологического и физического здоровья для будущего первоклассника поступление в школу — очень важный новый этап в жизни. Идёт перестройка от игрового вида деятельности к учебной. Для того чтобы переход был мягким, следует помочь ребёнку. В том числе стоит обратить внимание на режим сна, от которого зависит работа нервной системы. Важно, чтобы ребёнок привыкал ложиться и вставать в одно время, — рассказала психолог молодёжного центра.

График новой жизни

Мария подчеркнула, что определённый распорядок дня поможет ребёнку снять чувство тревоги и успокоиться: «Я знаю, что будет происходить, всё идёт по плану». Это позволяет организму лучше справляться со стрессом и быть более устойчивым к разным переменам в жизни.

— Но не стоит сразу укладывать ребёнка спать в девять часов вечера, если до этого он бодрствовал до одиннадцати. Привыкать к режиму нужно постепенно — передвигайте время на 15 минут каждый день и доводите до желаемого времени, — посоветовала психолог.

При этом системность нужна и в рационе ребёнка.

— Питание влияет на работу мозга и нервной системы. Благодаря правильному меню улучшаются настроение, способность к мышлению и рассуждению, память, концентрация и другие когнитивные способности, — добавила Мария Гагарина. — Планомерно устанавливайте «правильное» время для приёма пищи и включайте в рацион овощи, фрукты и те блюда, которые готовят в будущей школьной столовой вашего ребёнка — супы, каши. Так первоклассник проще воспримет перемены: «Я это уже ел, мама — бабушка готовила, это вкусно».

Психолог Нина Вайс посоветовала родителям приучить ребёнка содержать в порядке свои вещи — умение организовывать рабочее место дисциплинирует.

— Заранее подготовьте дома место для учёбы дошколёнка: пусть у него будут свой стол, канцелярия, полка для учебников, — добавила специалист.Чтобы первоклассник чувствовал себя увереннее в пока непривычном для себя месте, Нина Геннадьевна порекомендовала взрослым помочь выучить малышу его имя полностью, адрес проживания и номер телефона хотя бы одного из родителей.

Тепло поддержка

Психолог считает, что, помимо соблюдения распорядка, стоит обратить внимание и на психологическое состояние ребёнка. Для того чтобы первоклассник с радостью вошёл в школу, можно заранее ему рассказать о счастливых моментах из своего опыта — первая пятёрка, подруга по парте, любимая учительница и так далее.

— Начало ученической жизни легче переживается, если заранее сложилось тёплое отношение к школе. Ваши добрые воспоминания, смешные истории и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребёнка радостным ожиданием, — поделилась Нина Вайс.

Не стоит заранее пугать малыша трудностями и плохими оценками — убьёте всю мотивацию. Лучше заранее научить правильно реагировать на неудачи.

— Например, ребёнок оказался в игре последним и демонстративно отказался продолжать её с приятелями. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям попробовать ещё раз, но немного измените правила. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу успех каждого, ободряйте. После обратите внимание ребёнка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит ценность процесса, а не результата, — добавила педагог-психолог.

Одна из главных задач по психологической подготовке ребёнка к школе — мотивировать его к учёбе, ведь именно за этим он и отправится на уроки. Нина Геннадьевна настоятельно рекомендует всячески поощрять любознательность будущего первоклассника.

— Учите ребёнка все подмечать. Обращайте его внимание на первые жёлтые листья на деревьях, как часто идут дожди. Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом вашего домашнего питомца или растения. Показывайте ребёнку свой интерес и открыто переживайте с ним все события повседневной жизни. Тогда его любознательность перерастёт в радость узнавать что-то новое, — подчеркнула Нина Вайс.

В тему

Психологи советуют вместо дежурного «Как дела в школе?» задавать ребёнку другие вопросы. Вот некоторые из них:

  1. Какое событие сегодня было самым интересным?

  2. Что нового ты узнал за день?

  3. Что заставило тебя улыбнуться сегодня?

  4. Кто сделал что-нибудь смешное, весёлое?

  5. Что удивило тебя сегодня?

  6. Помог ли ты кому-нибудь?

  7. Кто-нибудь сделал что-то хорошее для тебя?

  8. Ты сегодня гордился собой? Из-за чего?

  9. Тебе было грустно?

  10. Что сегодня было сложным или непонятным для тебя?

  11. Во что ты играл сегодня со своими друзьями?

  12. С кем ты сидел сегодня за обедом?

  13. С кем из одноклассников ты хочешь дружить, но пока не дружишь?

  14. Кто из твоих одноклассников твоя полная противоположность?

  15. Кто из учителей тебе нравится больше всего?

  16. Если бы на один день стал учителем, чему бы ты научил своих одноклассников?

  17. Что-нибудь привело тебя в раздражение?

  18. Кто-нибудь в этот день поступил несправедливо?

  19. Было ли что-то, что тебя смутило?

  20. С чем ты был не согласен сегодня?

  21. Если бы сегодняшний день можно было прожить ещё раз, что бы ты сделал по-другому?

  22. Что у тебя не получилось на этой неделе? А что получилось?

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА