Проспект культуры
В Красноярском музее имени Сурикова проходит выставка «Искусство XX века»
Она будет работать до 18 августа.
Каким было изобразительное искусство на заре советской власти? Что менялось в мировоззрении и художественном мышлении живописцев? Как это отражалось в картинах и скульптурах? Ответы на эти вопросы отчасти может дать экспозиция в художественном музее имени В. И. Сурикова.
На этой выставке показаны лучшие произведения из коллекции музея «Искусство XX века» (12+). Они помогают зрителям узнать о творчестве известных мастеров и понять особенности уже ушедшего времени.
Экспозиция построена по хронологическому принципу. Это позволяет проследить, как развивалось изобразительное искусство в нашей стране. Кстати, на выставке мы столкнулись с группой молодых людей, которые придумали для себя увлекательное испытание. По всей видимости, это были студенты технического вуза, не имеющие прямого отношения к искусству. Ребята решили проверить свои ощущения и угадывали период, когда была написана та или иная картина, не глядя на подписи. Получилось действительно интересно.
Вот на полотне мужчина лет 30. По каким признакам можно определить, когда создавался портрет? Первое, конечно, — мода. Определённого фасона шляпа, отвороты пиджака. А взгляд — волевой, такой... постреволюционный, что ли. Похоже на первую половину прошлого века. И точно! 20-е годы, автор — Георгий Ряжский, который как раз и прославился портретами советских людей. В другом конце зала — неуловимо похожее изображение, только на холсте — женщина. Опять Ряжский? Да, «Женский портрет в синем», 1937 год.
«Дубы. Абрамцево», «Осень. Крылатское». Когда написаны эти пейзажи, угадать непросто. Хотя... То ли фасады деревянных строений что-то подсказывают, то ли манера письма. Похоже, тоже начало века. Читаем подпись, и становится немного неловко — не узнали сразу. А ведь имя автора для красноярцев говорит о многом. Пётр Кончаловский, он был мужем дочери Василия Сурикова Ольги, приходил в мастерскую художника брать уроки.
А вот следующие работы говорят сами за себя: это явно 1918–1920-е годы. Потому что налицо активный поиск цвета и новых форм. Это авангардисты Яков Пэйн («Лампа и кастрюля»), Александр Родченко «Диск и волчок»), Александр Иванов («Цветы»).
Детали масштабного полотна «Вид с горы Коктебель» прямо указывают на то, что написано оно было в конце 30-х годов. На картине, где на первом плане — бело-жёлтые выжженные солнцем холмы, а вдали — море, в уголке видны самолёты — «сталинские соколы», рабочие аэродрома. Автор работы — Константин Богаевский. Стержневой темой его творчества была древняя Киммерия с её величественными горами. А эта работа — одна из немногих попыток художника обратиться к индустриальному пейзажу.
На выставке можно увидеть живописные произведения, датированные разными годами, — от 20 до 90-х годов. Это картины мастеров, навсегда вошедших в историю советского искусства: Игоря Грабаря, Николая Романдина, Владимира Стожарова, Эдуарда Браговского. Большая удача, что в фондах музея хранятся произведения Сергея Герасимова. На выставке мы видим его картины «Вечер. Портрет жены на веранде» (1944), «Шура. Портрет племянницы» (1949). Внимание зрителей наверняка привлечёт портрет актрисы Тамары Макаровой кисти Владимиры Лебедева. Интересны произведения художников ленинградской школы живописи и, конечно, работы наших земляков Валериана Сергина, Степана Орлова, Юрия Худоногова.
О последнем нужно рассказать особо. В этом году художнику исполнилось бы 100 лет. И в экспозиции выделен отдельный зал для 20 работ юбиляра. Здесь — городские пейзажи, натюрморты. Узнаваемый Дивногорск 60-х годов, уголок Красноярска, пасмурный серый день. Лиричная картина «У пруда», умиротворённая, с опадающими листьями. И на контрасте — «Март. Кузнецкий Алатау», сочные краски, свет, бьющая по глазам снежная белизна. И конечно, здесь представлены работы, посвящённые Хакасии, певцом которой живописца часто называли.«Натюрморт с книгами» со всепоглощающим пятном жёлтой скатерти. «Хлебы», привлекающие внимание странным диссонансом: с одной стороны — домашний уют, с другой — резкие синие линии, выбивающиеся из общей атмосферы.
Искусствоведы считают, что Юрий Худоногов — один из самых загадочных и до конца ещё не изученных художников в сибирском изобразительном искусстве. Его живописи одинаково близки Суриков и французские художники начала ХХ века. В поздних натюрмортах прослеживается влияние Ван Гога и Матисса.
Цвет у него обретает оркестровое звучание: каждая мелодия звучит самостоятельно, но вместе это — многоголосье. А ведь не каждый, кто умеет сочинить мелодию, может расширить её до симфонии. Худоногов мог.
В тему
Юрий Худоногов родился в Красноярске. До войны учился в художественной школе у Дмитрия Каратанова. По его совету весной 1941 года отправил свои рисунки и акварели в Ленинград в Академию художеств, получил приглашение к конкурсу. Но вместо учёбы в академии были фронт, госпитали, орден Красной Звезды и долгое восстановление после тяжёлого ранения.
Только в 1952 году окончил Ленинградское художественное училище им. И. Н. Крамского и возвратился в Красноярск. Преподавал в художественной школе, в Красноярском художественном училище имени В. И. Сурикова.
Ушёл из жизни 13 февраля 1967 года. Похоронен на Троицком кладбище Красноярска.Познакомиться с его произведениями и работами других художников XX века можно по адресу: пр. Мира, 12. Выставка будет работать до 18 августа.
Автор: Ольга Светлова