Новости

Без кисти и холста

Без кисти и холста

Арт-среда. Глобальное потепление

Большинство молодых авторов, которые сегодня в Красноярске представляют современное искусство, не имеют специального художественного образования. Те, кто его получили, но ищут свой, оригинальный путь, как правило, уходят в свободное плавание. Художественная школа, училище, художественный институт, Академия художеств, Союз художников - классика художественного образования. Но идти по этой дороге соглашаются не все, кто связывает свою судьбу с изобразительным искусством, во многом из-за избыточной любви классической школы к традициям, ограничивающим свободу творческого мышления.

«Художественное училище учит на рисовальщиков. Всё застыло, замумифицировалось, единственное допустимое направление - академизм. Преподаватели дизайна, например, не знают, кто такой Владимир Чайка (известный российский дизайнер - прим. автора). Ты пришёл учиться рисовать, а не быть современным художником, поэтому и процесс обучения - типичная муштра. Конечно, никого не отчисляют из-за этого, но все мои перформансы, даже просто моя позиция воспринималась с насмешкой», - комментирует ситуацию в художественном образовании сегодня Алексей Мартинс, выпускник КГХУ.

Алексей вместе с Игорем Лазаревым в начале февраля презентовали инсталляцию в Назаровском городском дворце культуры в рамках выставки «Искусство от станка». Ровный ряд банок сгущёнки на чёрной доске с документальным видео из цехов - эта композиция под названием «Работа это искусство это работа это искусство» стала ключевым высказыванием от молодых авторов на «заданную тему». Работа получила противоречивые отзывы. Это весьма типичная реакция на нетрадиционные формы искусства, но было много положительных отзывов, как от зрителей, так и от профессионалов.

Идеологическая исключённость современного искусства из профессионального сообщества в Красноярске провоцирует бегство молодых авторов в более комфортную среду - в столичные мегаполисы России и Европы. Там уже понимают и принимают язык современного актуального искусства. Для того чтобы получить не просто признание, а хотя бы свободу творчества. Ситуация в Красноярске начала меняться лишь недавно, с появлением независимых образовательных программ.

На днях в МВДЦ «МиксМакс» открылась выставка фото и графики молодого художника Ильи Гурьянова «Ризома». Это его первая персональная выставка. Пробовать свои силы в качестве художника он начинал в групповых выставках на «Летней школе биеннале» в 2009 году и «Арт-сессии 2010», где его гравюры были отмечены известными российскими художниками номинацией «За пластику». Воспитанный на живописи Андрея Поздеева, он не получал специального художественного образования, всего добивался сам. Как говорит Илья, современное искусство в Красноярске начинает потихоньку развиваться, возникая локально.

На сегодняшний день в Красноярске начинает складываться благоприятная почва для появления собственных Уорхоллов и Бэнкси. Во многом благодаря большим художественным проектам - Красноярской музейной биеннале, музейным ночам, Арт-сессии. Отдельные произведения наших молодых художников получили хорошую оценку и поддержку экспертов - российских и международных художников, культурологов, искусствоведов и меценатов. Так, например, видео Алексея Акимова «Говорит и показывает Гугл» (призер IX Канского видеофестиваля), подчеркивающее стирание национальной идентичности в медиа, представляло сибирский видеоарт в прошлом году на проекте «Неизвестная Сибирь» во Франции. Документальный фильм «Чем вам помочь?» Нади Гороховой завоевал приз журнала «Русский репортёр» и показывался на «Кинотавре-2009». Одна из своры разноцветных собак Насти Безвершук (инсталляция «Дай лапу, друг!»), у которых вместо головы рука, попала в коллекцию пресс-аташе Австрии. Шаг навстречу молодёжи делает и краевая общественность - в прошлом году художники принимали участие в лагере инициативной молодежи «Бирюса», выставлялись на этническом фестивале «Саянское кольцо», прокатились по городам края с наиболее интересными арт-объектами в «Енисейском экспрессе».

Городская художественная среда не только расширила свои рамки - ведь раньше немыслимо было представить, что видео, граффити, медиа, перформанс могут быть на одной выставке с живописью и скульптурой, но и начала активно продвигать молодое поколение. Так что в красноярском арт-климате намечается потепление.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА