Новости

Оранжевая тундра, оранжевая тыква…

Оранжевая тундра, оранжевая тыква…

У него - «Чукотская идиллия»: северяне в кухлянках в окружении множества собак.

У неё - «Изобретатель», всклокоченный, лохматый, несется к обрыву на какой-то деревянной конструкции. У него - застава в горах, подводная лодка в холодном море. У неё - пастух, дворники, любопытные люди, что-то ищущие в старом колодце… Все эти картины, очень разные, объединены в одну экспозицию, которая носит название «Преемственность»..

Авторы работ, которые сейчас выставляются в зале академии художеств (отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока), - Кирилл Шебеко и Мария Холмогорова из Владивостока. Из аннотации понимаешь, что живописцы - близкие родственники, дедушка и внучка. Что именно по настоянию заслуженного деда девочку отдали заниматься в художественную школу. Получив эту информацию, подсознательно ожидаешь действительно какой-то преемственности в работах авторов - похожей манеры и так далее. Но поднимаешься в зал и видишь абсолютно полярные картины..

Творчество Кирилла Шебеко (к сожалению, уже ушедшего из жизни) - это романтически возвышенная живопись, прекрасное - в буднях, красота - в труде, воспевание неизведанных земель. По сути же это импрессионизм, необычное, в общем-то, сочетание. Для его времени (автор родился в 1920 году) такие работы были, конечно, новым словом: мозаичная манера наложения мазков, совершенно неожиданные сочетания цветов. Картины Шебеко в подавляющем своем большинстве как бы «чешуйчатые» - мазочки, крапинки. И люди почти везде - наметками, будь то рабочие на «Руднике Хрустальном», отпускники на пляже или чукчи, едущие на легких нартах по летней тундре.

А что у Марии Холмогоровой, у внучки? Вполне резонно было бы ожидать, что она хотя бы отчасти переймет манеру деда. Однако молодая художница нашла свою дорогу в искусстве. В её работах - более локальные цвета, чёткий стиль письма, строгий, даже, может быть, графичный. Сюжеты - самые разнообразные, много портретов, немало иронии. Взять хотя бы вот такую жизнерадостную картину: лето, старый заросший парк, советских ещё времен, где «прописаны» пионер с горном и неизменная девушка с веслом. На первом плане - мужчина в самом расцвете лет, лысеющий, с брюшком. Снял туфли и носки, сидит и… пускает мыльные пузыри. Полное блаженство! А называется эта картина незатейливо и точно - «Пятница». Смотришь, поневоле улыбаешься и понимаешь, что выходные и в самом деле не за горами…

…Одним словом, преемственности в узком понимании в творчестве двух авторов практически нет. Хотя… Создалось ощущение, что они оба тяготеют к яркому оранжевому цвету. На выставке как-то сразу бросаются в глаза две работы - «Камчатская осень» (Шебеко) и «Осень» (Холмогорова). Цвет - один. Очень насыщенный, густой. Кстати, именно эти картины (возможно, как раз из-за цветовой гаммы) устроители выставки поместили на афишу.

…По желанию деда-живописца маленькую Машу отдали учиться в художественную школу. Возможно, он втайне мечтал, что внучка пойдет по его пути. Она выбрала свой. Но наверняка очень благодарна знаменитому дедушке за то, что он подтолкнул её к живописи. Это и есть преемственность - в широком и правильном понимании слова.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА