Новости

Если попраны права

Если попраны права

Для многих жителей Красноярского края прокуратура остаётся органом, с которым они связывают надежды на восстановление нарушенных прав и справедливости. Год от года увеличивается не только количество письменных обращений, но граждане непременно хотят прийти на личный приём к прокурору.

Рассмотрение письменных обращений, личный приём граждан являются одним из важнейших направлений в правозащитной деятельности прокуратуры.

С какими проблемами чаще всего обращаются в краевую прокуратуру красноярцы, «Городским новостям» рассказал заместитель прокурора Красноярского края Сергей БЕЛОГУРОВ.

- Сергей Викторович, что показывает статистика краевой прокуратуры - какие права жителей Красноярья нарушаются чаще?

- Подавляющее количество нарушений прав граждан в 2010 году касалось, прежде всего, трудовых отношений. Всего рассмотрено более 7,5 тысячи таких обращений, из них удовлетворено более половины - 3,9 тысячи. То есть в результате применения мер прокурорского реагирования восстановлены права каждого второго обратившегося. Большая работа проделана и по судебной защите трудовых прав красноярцев. Наибольшее количество исков было заявлено прокурорами Советского и Октябрьского районов Красноярска, Балахтинского, Берёзовского, Емельяновского, Козульского, Курагинского районов, назаровским и минусинским межрайонными прокурорами. Например, в Емельяновском районе по заявлениям работников ООО «Фасад» о невыплате заработной платы была проведена проверка, в ходе которой выявились нарушения трудового законодательства. Прокурор района внёс представление об устранении нарушений закона, в суд направлены исковые заявления о взыскании с работодателя невыплаченной зарплаты. Иски уже рассмотрены, требования прокурора удовлетворены.

Нарушаются и права граждан на вознаграждение за работу не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. В прошлом году такие факты выявлялись прокурорами районов Красноярска, городов Игарки, Норильска, Лесосибирска, Сухобузимского, Тасеевского, Шушенского, Уярского районов. Есть примеры и несоблюдения закона в части заключения работодателем гражданско-правовых договоров. С такой жалобой в прокуратуру Лесосибирска обратился сторож ООО «Меркурий». Он охранял территорию производственной базы, поддерживал тепло в котельной, полностью подчинялся внутреннему трудовому распорядку, несмотря на отсутствие трудового договора. На основании этих фактов по представлению прокурора лесосибирский суд признал, что работник все-таки находился в трудовых отношениях с «Меркурием».

- Какой сегмент в общем потоке обращений занимают жалобы на нарушение жилищного законодательства и плохое предоставление коммунальных услуг?

- Действительно, много жалоб поступает и по вопросам оплаты коммунальных услуг за проживание в общежитиях, и по порядку пользования общим имуществом многоквартирных домов, соблюдения очерёдности и предоставления жилья нуждающимся. Я считаю, основная причина поступления жалоб заключается в бездействии контролирующих органов или органов местного самоуправления. В 2010 году количество обращений на нарушение жилищного законодательства в прокуратуру возросло. Тревожность ситуации в том, что каждое третье обращение признаётся обоснованным. Это уже повод для прокурорского анализа просчётов и оргвыводов. Так, не проводились обследования жилья ветеранов Великой Отечественной войны для признания их непригодными для проживания, были и незаконные отказы в признании ветеранов нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учёт. В качестве примера можно привести заявление жителя Курагинского района - инвалида первой группы, участника Великой Отечественной войны. Имисский сельсовет отказал ему в постановке на учёт. Нами было установлено, что ветеран имеет в собственности дом, но тот находится в аварийном состоянии. Согласно акту обследования, проживать в нём невозможно. Суд выполнил требования прокурора, признал действия Имисского сельсовета незаконными, а ветерана поставили на учёт.

Всего в 2010 году органами прокуратуры края в интересах ветеранов ВОВ в суд направлено 25 заявлений, в органы местного самоуправления внесено 64 представления об устранении нарушений. Отдельное представление внесено на имя министра социальной политики края. Отрадно, что при наличии проблем органы исполнительной власти нацелены на их решение, и прокурорские представления для них значимый не только процедурный документ, а иногда учебник и руководство к законному действию по социальной защите граждан, если хотите, бескомпромиссный правовой корректор.

- Права пожилых людей, наверное, нарушаются особенно часто, потому что они не всегда могут постоять за себя. Удаётся ли прокуратуре решить проблемы в связи с нарушением пенсионного законодательства ?

- В прошлом году удовлетворено чуть больше 200 обращений по вопросам нарушения пенсионного законодательства. В масштабах края это вроде немного, но за каждым из них пожилой человек, ожидающий помощи и поддержки, верящий в справедливое государство. Наверное, самое главное при разрешении их обращений - эту веру сохранить, не разочаровать, деликатно разъяснить закон и по-житейски помочь. Так, в прошлом году в прокуратуру обратился пенсионер, который пожаловался, что ему никак не дают ответ о возобновлении ранее назначенной пенсии. По результатам проверки на имя управляющего фондом внесено представление об устранении нарушений законов о пенсионном обеспечении. В связи с допущенным нарушением одно из должностных лиц Пенсионного фонда привлечено к дисциплинарной ответственности. Работая с людьми, нельзя черстветь душой. Пожилые, умудрённые жизнью люди с их проблемами - это барометр нашего благополучия или болезни общества.

- Попадают ли в поле зрения прокурора «детские» жалобы?

- Конечно, особое внимание прокуратура уделяет разрешению жалоб несовершеннолетних и их законных представителей. Личные, жилищные, имущественные права - приоритетные направления нашей работы. Под удар беззакония попадают в первую очередь дети-сироты. Но у прокурора достаточно полномочий, чтобы не только восстановить нарушенные права ребёнка, но и упредить возникновение плачевных ситуаций в схожих условиях. В 2010 году в прокуратуру заявила о нарушении жилищных прав сирота. Через интернет-приёмную прокуратуры края она сообщила о бездействии органов опеки и попечительства Тасеевского района, которые не обеспечили сохранность её жилья. Требования прокурора были удовлетворены, сироте предоставили квартиру. Безусловно, возникли вопросы и к качеству работы органа опеки и попечительства. Государственный механизм должен работать без сбоев.

За каждым лаконичным ответом заявителю, пожилому человеку, опекуну или попечителю, должностному лицу стоят тщательные и выверенные прокурорские проверки, сопоставленные с положениями законов.

- Судя по статистике, в прошедшем году практически по всем направлениям количество жалоб красноярцев увеличилось?

- Действительно, прокурор работает как социальный адвокат, и это отрадно. Достаточно одного приёма граждан, чтобы понять востребованность прокуратуры. В крае наблюдается рост обращений по важнейшим жизненным направлениям, при этом незначительно уменьшилось число жалоб на правовые акты представительных и исполнительных органов власти и местного самоуправления. Есть снижение количества жалоб на нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции. Меньше стало обращений по поводу нарушения законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства. От предпринимателей поступило всего 208 обращений, которые взяты прокурорами на контроль, и по ним проведены проверки. Доводы заявителей нашли подтверждение в 48 случаях, по ним приняты оперативные меры прокурорского реагирования. Например, прокуратура края проводила проверку по жалобе директора ООО «Фортуна и Компания», который рассказывал о неправомерных действиях сотрудников краевой миграционной службы при проведении выездной внеплановой проверки. В нарушение федерального закона предприниматель не был своевременно ознакомлен с предметом и результатами проверки. В результате в адрес руководителя УФМС России по Красноярскому краю прокуратурой было внесено представление, которое сейчас рассматривается.

- Сотрудничают ли органы прокуратуры с другими правозащитными организациями, и насколько доступна для простого гражданина помощь сотрудника прокуратуры?

- У нас установлены очень тесные взаимоотношения с уполномоченным по правам человека по Красноярскому краю и его представителями в территориях, уполномоченными по правам ребёнка, по правам осуждённых. Направленные уполномоченными и их аппаратом заявления и жалобы в прокуратуру всегда своевременно рассматриваются, находятся на особом контроле у горрайспецпрокуроров, становятся поводом для проверки и принятия мер прокурорского реагирования.

Как пример: уполномоченный по правам человека Марк Денисов обратился в прокуратуру в интересах жителей домов по улице Советская посёлка Дубинино. В связи с изменением порядка подачи тепла в эти дома плата за коммунальную услугу возросла. Проверка установила нарушения при определении нормативного количества электроэнергии, используемой для отопления жилых домов, и директору ДРЭУ-2 внесено представление. По результатам его рассмотрения виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Подавляющее большинство обращений направляют обыкновенные красноярцы, движимые надеждой, что им помогут отстоять нарушенные права и их законные интересы. Поэтому работа с обращениями граждан, в том числе личный приём (за 2010 год на личный приём в органы прокуратуры края обратилось почти 20,5 тысячи граждан, лично прокурорами принято около 8,5 тысячи жителей края) - важнейшее направление правозащитной функции нашей деятельности. Для красноярцев личное обращение к прокурору края стало более доступным. На сайте прокуратуры края открыт раздел «Интернет-приёмная», жителям региона теперь проще обратиться непосредственно к прокурору по электронной почте. В 2010 году таких писем поступило больше тысячи.

Вместе с тем прокуратура вынуждена часть обращений, поступивших прокурору, направлять в другие органы, в чьи полномочия входит решение поставленного в заявлении вопроса. Если жалоба первичная и её не рассматривал прокурор районного звена, она направляется ему, но рассмотрение обращения остаётся на контроле вышестоящего прокурора. Прокурорский контроль и в таком виде позволяет добиваться полного и окончательного восстановления нарушенного права гражданина.

- С какими вопросами можно обращаться в прокуратуру? Существует ли табу на ту или иную проблему?

- Мы рассматриваем все жалобы. Основная задача при разрешении поступающих в прокуратуру края обращений, в том числе от правозащитных или других общественных организаций, - защита и полное восстановление нарушенных прав граждан. И, прежде всего, в сфере трудовых, жилищных правоотношений, пенсионного обеспечения, здравоохранения, административных правонарушений, защиты прав потребителей, исполнения законов службой судебных приставов, обеспечения прав несовершеннолетних. Без участия прокуроров устранение нарушений законов для многих жителей Красноярья значительно осложнилось бы.

Прокуратура идёт в ногу со временем, выдерживая чёткие ориентиры на закон. Каждый оперативный работник прокуратуры, рассматривая жалобу конкретного человека, должен понимать, что именно этим общением, грамотной реализацией надзорных полномочий мы формируем в обществе веру в закон и справедливость.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА