Новости

Юрий Лопатин: «Мы идем в ногу со временем»

Юрий Лопатин: «Мы идем в ногу со временем»

Юрий ЛОПАТИН - руководитель Контрольно-счётной палаты города Красноярска
Юрий ЛОПАТИН - руководитель Контрольно-счётной палаты города Красноярска
Вопрос о том, насколько законно тратятся бюджетные средства, думаем, волнует многих жителей страны. Более того, проблема использования государственных денег сегодня постоянно поднимается на разных уровнях власти, не случайно коррупционные скандалы стали одной из главных тем начала 2011 года. В Красноярске за эффективностью бюджетного процесса пристально следит Контрольно-счётная палата. Об особенностях работы этого органа местного самоуправления мы говорим с Юрием ЛОПАТИНЫМ - руководителем Контрольно-счётной палаты города Красноярска.

- Юрий Иннокентьевич, давайте вернемся в прошлое, на пять лет назад, когда была создана Контрольно-счётная палата Красноярска. Чем, на ваш взгляд, была обусловлена необходимость появления такого органа?

- Реформа местного самоуправления выдвинула ряд актуальных задач, связанных с укреплением института местного самоуправления. Важнейшая из них - повышение эффективности контроля за использованием бюджетных средств, управлением муниципальной собственностью. Поэтому во многих крупных городах, в том числе в Красноярске, после принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ряда других законодательных актов, стали создаваться контрольно-счётные органы. Можно сказать, необходимость этой инициативы в том, чтобы повысить открытость и прозрачность бюджетного процесса. А это значит, посредством систематического анализа выявлять источники пополнения доходной части местных бюджетов и рационализации расходов.

- За пять лет в стране прошли серьёзные изменения, принято немало законов, в том числе направленных на пресечение коррупции, на усиление прозрачности работы власти, на поддержку малого и среднего предпринимательства. Отразились ли эти инициативы на деятельности контрольно-счётных органов?

- Мы стараемся идти в ногу со временем. Планируя проверки городских организаций, конечно, учитываем программные документы федерального, краевого и местного значения. Важное направление нашей работы - обеспечение открытости, гласности. Поэтому Контрольно-счётная палата публикует информацию о своей работе на сайте, издаем сборники заключений по результатам проверок, отвечаем на интересующие местные сообщества вопросы в средствах массовой информации.

Сегодня палата уделяет большое внимание выявлению факторов, способствующих коррупции, и рисков в деятельности проверяемых организаций. С принятием Закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» муниципальные контрольные органы должны будут принимать непосредственное участие в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции. Механизмы и формы такого участия ещё предстоит проработать. Но главное очевидно: каждое должностное лицо должно действовать по чётким правилам, в определённых рамках, которые не позволят ввести в органах власти самоуправства. Иначе выйдет как в Москве, где было выявлено нарушение Бюджетного кодекса. Перераспределение средств со статьи на статью проведено без утверждения представительного органа. Подобного в принципе нельзя допускать.

Далеко не каждый случай нарушения закона является примером коррупции. Главное - чтобы средства были не уворованы, а направлены на поддержку населения, социальной сферы, строительства.

- Конечно, недавние коррупционные скандалы в Москве поражают своим масштабом. Но есть и другие примеры, которые могут навести на вопрос: а не слишком ли уже забюрократизирована наша система? Ведь возможны финансовые нарушения, которые продиктованы вовсе не жаждой наживы отдельных чиновников, а, наоборот, самыми благими побуждениями.

- Да, далеко не каждый случай нарушения закона является примером коррупции. Об этом, кстати, неоднократно высказывался в своих выступлениях руководитель федеральной Контрольно-счётной палаты Сергей Степашин. Главное - чтобы средства были не уворованы, а направлены на поддержку населения, социальной сферы, строительства. И если в вдруг выяснится, что должностное лицо выходит за рамки закона навстречу людям, а не складывает бюджетные средства в свой карман, то мы это учтём. На такие смягчающие обстоятельства ревизоры всегда обращают внимание.

К примеру, при строительстве дороги положили асфальт не только на проезжую часть, как то предусмотрено проектом и сметным договором, но и еще на пешеходные дорожки. Ну, появилась такая возможность, вот и сделали! Да, это нарушение, но главное, чтобы ответственный чиновник у себя на даче этот асфальт не положил. Ведь в итоге все средства и силы направлены на благо жителей города.

- И что будет чиновнику, которые допустил такого рода нарушение?

- Ну, нельзя сказать, что совсем ничего. Во-первых, ему придется внести в соответствующий проект ряд новых согласований. Во-вторых, он может даже получить какое-то внушение. Конечно, то, что он совершил, ни в коем случае не преступление. Но, согласитесь, при проектировании необходимо предусмотреть все вопросы. Планирование должно быть предельно грамотным, с учётом мнения жителей. Кстати, именно так, с учётом требований населения города, планируется ремонт дорог в этом году, и, я надеюсь, в предстоящем сезоне таких отклонений станет меньше.

- Показатели деятельности Контрольно-счётной палаты за пять лет свидетельствуют о том, что количество выявленных нарушений (в частности, по объему средств) растёт. В 2006-м это было 249 миллионов рублей, в 2008-м - 426, а в 2010-м - 513 миллионов рублей. О чем свидетельствует такая статистика: о росте нарушений, о более эффективной работе контролёров либо о повышении уровня требований?

- Скорее о повышении уровня требований и одновременно о более эффективной работе контролёров. Контрольно-счётной палате - пять лет. И за это время её работники приобрели значительный опыт. Многому научились и распорядители бюджетных средств. Например, уже значительно меньше нарушений в сфере учёта. И всё же приходится констатировать, что и финансовых, и имущественных нарушений ещё много. Мы ежегодно представляем соответствующий анализ в городской Совет, главе города, в администрацию и главным распорядителям для принятия соответствующих решений. И надо сказать, что положительная динамика в реагировании на наши замечания есть.

- А как отразится на вашей работе принятие нового федерального закона, регламентирующего деятельность контрольно-счётных органов?

- Принятие закона стало логическим продолжением реформ бюджетного процесса последнего десятилетия. Во-первых, изменяются полномочия контрольных органов. Ряд обязанностей, которые контрольно-счётные органы взяли на себя в начале своей деятельности, закон закрепил. Есть и новшества. К примеру, в дополнение к контролю за эффективностью использования средств бюджета Палата теперь будет контролировать экономность их использования. Согласно закону за органами внешнего финансового контроля закреплена оценка эффективности налоговых льгот и бюджетных кредитов.

Кроме того, муниципальные контрольно-счётные органы должны будут проводить финансово-экономическую экспертизу проектов нормативно-правовых актов. Это потребует оценки не только финансовых, но и экономических последствий.

В целом закон определяет новый формат взаимодействия контрольно-счётных органов всех уровней между собой и с главными распорядителями бюджетных средств. Вводится «вертикаль» внешнего финансового контроля через систему стандартов деятельности.

- Какие нарушения были устранены в результате ваших проверок, и как это отразилось на деятельности органов муниципальной власти, кадровой политике и бюджете?

- В среднем Палата ежегодно проверяет около 40 процентов от объема бюджета города. Общий размер выявленных Палатой нарушений за этот период составил 1,9 млрд рублей, что составляет 4,6 процента от проверенных средств.

Надо сказать, что администрация города достаточно принципиально реагирует на все наши предложения, вплоть до принятия кадровых решений. За эти годы были и увольнения, и понижения в должностях, налагались дисциплинарные взыскания, даже возбуждались уголовные дела в отношении бывших сотрудников организаций.

- Какие задачи ставит перед собой Контрольно-счётная палата в 2011 году?

Наша задача сегодня - внедрить современные методы контроля, способствовать повышению эффективности муниципального управления.

Особое внимание будет уделено эффективности использования средств, поскольку на текущий финансовый год доходная часть бюджета запланирована с сокращением к уровню прошлых лет. Предусматривается проведение контрольных мероприятий в сфере управления городской собственностью. Продолжится контроль целевого и эффективного использования средств, направляемых на решение задач социально-экономического развития города. Будем обращать внимание и на иные нарушения и недостатки в сфере бюджетных и имущественных отношений, искоренение которых позволит принимать более эффективные управленческие решения, сэкономить бюджетные или имущественные ресурсы, получить в бюджет города дополнительные доходы.

Поздравляю коллектив Контрольно-счётной палаты Красноярска со знаменательной датой - пятилетием со дня образования!

За этот небольшой отрезок времени вы прошли значительный путь. В Красноярске была создана действенная система финансового контроля, и Контрольно-счётная палата стала важным звеном в решении ключевых общегородских задач. Сегодня во всех достижениях Красноярска: и в приумножении экономического потенциала, и в развитии социальной сферы - есть значительная доля участия специалистов Контрольно-счётной палаты.

Главные направления вашей работы - это предотвращение фактов коррупции, контроль за тем, чтобы городское имущество, материальные и денежные ресурсы использовались максимально эффективно исходя из интересов красноярцев. Благодаря профессионализму, неравнодушию и принципиальности своих сотрудников, Контрольно-счётная палата Красноярска успешно справляется с этой важнейшей задачей.

Поэтому я уверен, что нынешний первый юбилей станет для вас началом большого, славного пути! А верность закону, независимость и объективность всегда будут главными критериями вашей деятельности на благо Красноярска. Желаю всему коллективу Контрольно-счётной палаты Красноярска удачи, здоровья, счастья, реализации планов и осуществления надежд. С праздником!

Пётр ПИМАШКОВ, Глава города Красноярска

Уважаемый Юрий Иннокентьевич! Уважаемые аудиторы, инспекторы и специалисты Контрольно-счётной палаты города Красноярска!

В мае 2005 года Красноярский городской Совет депутатов принял решение «О Контрольно-счётной палате города Красноярска». В марте 2006 года на основании результатов тайного голосования городской Совет постановил избрать председателем Контрольно-счётной палаты Лопатина Юрия Иннокентьевича.

С тех пор вот уже пять лет вы осуществляете финансовый контроль за исполнением бюджета города, ведёте плановую работу по проверке и оценке целевого использования бюджетных средств. Это позволяет эффективно и рачительно расходовать средства городского бюджета, а значит, помогает нашему городу успешно развиваться и идти вперед.

За короткий срок Контрольно-счётная палата сформировалась как деятельный, авторитетный орган, целенаправленно влияющий на бюджетно-финансовую политику города. На наших глазах вырос коллектив профессионалов, которому по плечу решение самых сложных задач. Ваша успешная деятельность основывается на принципиальности, беспристрастности и высокой требовательности сотрудников палаты, командном стремлении работать ответственно и эффективно.

От имени депутатов Красноярского городского Совета депутатов желаю вам крепкого здоровья, больших успехов в многогранной деятельности, исполнения всех замыслов. Уверен, вам по плечу любые задачи!

Председатель Красноярского городского Совета депутатов В. Ф. ЧАЩИН

Уважаемые сотрудники Контрольно-счетной палаты города Красноярска!

Когда говорят о Красноярском крае, в первую очередь всегда вспоминают его несметные богатства, огромные территории, промышленный потенциал. Красноярцы ценят, берегут и стараются рачительно использовать то, что дано им по праву рождения на такой богатой земле. Практически одним из первых органов муниципального финансового контроля в России была создана Контрольно-счётная палата города Красноярска. За пять лет вы сумели сплотить коллектив профессионалов, крепко встать на ноги и сделать первые твёрдые шаги к достижению цели, стать активным участником Союза МКСО. В последнее время отчетливее видна тенденция включения муниципальных контрольно-счётных органов в процесс регионального сотрудничества, следствием чего является создание региональных объединений (ассоциаций, союзов) органов государственного и муниципального финансового контроля под патронажем контрольных палат субъектов Российской Федерации.

Подводя итоги пятилетия, можно с уверенностью сказать, что Контрольно-счётная палата города Красноярска осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, объективности, независимости, гласности, ответственности, свидетельством тому является широкий резонанс в обществе итогов контрольных мероприятий.

Надеемся, что опыт работы, профессиональное мастерство сотрудников будут в полной мере востребованы при организации финансового контроля, чем вы, в свою очередь, поделитесь с коллегами из муниципальных образований нашего края.

Желаем, чтобы авторитет Контрольно-счётной палаты города Красноярска рос год от года, чтобы работа, которую вы делаете, и дальше служила на благо и процветание города, края и России в целом. С укреплением и развитием нашей страны, увеличением бюджетов всех уровней, усложнением задач дальнейшего социально-экономического развития территорий роль финансового контроля, бесспорно, будет возрастать. А значит, впереди много интересной и нужной стране работы, а решать все вопросы можно только сообща!

Искренне желаем коллективу профессионального роста и новых успехов в деле защиты законных интересов жителей города, множества ярких впечатлений!

Председатель Счётной палаты Красноярского края И. А. ЛАНЧИНСКИЙ

Владимир ЧАСОВИТИН, прокурор Красноярска:

- В 2007 году образовалась прокуратура Красноярска, и остро встал вопрос о взаимодействии с контрольно-счётной палатой. Потому что только в связке юрист - экономист можно получить эффективные меры воздействия, вскрыть определённые нарушения в финансовой сфере. А сегодня область расходования бюджетных средств, нарушения в ней выходят на первый план. Государственные органы должны принимать все возможные меры для защиты федеральной, краевой, муниципальной собственности.

Конечно, в муниципалитете существует свой контрольный финансовый отдел. Но контрольно-счётная палата важна тем, что это независимый орган, отслеживающий финансовую деятельность структур городской администрации.

30 октября 2007 года контрольно-счётная палата и городская прокуратура подписали соглашение об основах взаимодействия. Согласно этому документу, прокуратура принимает участие в составлении плана деятельности контрольно-счётной палаты, вносит свои предложения о включении в план финансовых проверок муниципальных учреждений. По завершении акты проверок присылаются в городскую прокуратуру, которая оценивает их на предмет наличия административных правонарушений и уголовных преступлений. По материалам контрольно-счётной палаты возбуждено несколько социально значимых уголовных дел, которые находятся в производстве.

Я с удовлетворением могу сказать: в контрольно-счётной палате работают специалисты самого высокого уровня.

Сергей ЛИТОВЧИК, депутат Красноярского городского Совета депутатов, председатель комиссии по городскому хозяйству и экологии:

- О том, какое влияние оказывает контрольно-счётная палата на жизнь Красноярска, я могу судить по опыту своей работы в городском Совете депутатов. На контроле у нашей комиссии находятся вопросы, касающиеся развития и функционирования жилищно-коммунального комплекса краевого центра. Это жизненно важная и в то же время крайне ответственная отрасль. Изменения в законодательстве, приватизация объектов жизнеобеспечения, появление нового типа отношений - данные факты, безусловно, добавляет сложностей. И именно поэтому необходим тщательный контроль за всеми процессами, которые происходят сегодня в отрасли.

Добавлю, что в Красноярске жители всегда получали поддержку со стороны власти при оплате товаров и услуг ЖКХ, а кроме того, город активно участвует в федеральных программах. И проверка со стороны контрольно-счётных органов позволяет более эффективно расходовать бюджетные средства, направленные в отрасль. Отмечу, что контрольно-счётная палата Красноярска с данными задачами справляется успешно.

Евгений Кирилюк, заместитель главы города - руководитель департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации Красноярска:

- КСП - 5 лет. Период времени сравнительно небольшой. Но почему-то напрашивается аналогия с пятилетками советского периода, когда в этот временной отрезок закладывали и программу минимум, и программу максимум. С этой точки зрения специальный контролирующий орган муниципалитета свою задачу выполнил. В нашем сознании основательно укрепилась мысль, что русское «авось» в работе с сотрудниками КСП не сработает.

Что касается непосредственно деятельности нашего департамента, то скажу честно, - перспектива предстоящего общения с принципиальными специалистами КСП очень мобилизует и стимулирует. Наша структура достаточно сложная; в своей работе департамент руководствуется огромной нормативно-правовой базой, как федерального, так и местного законодательства. Законов около тысячи. И если возникают к департаменту вопросы, то это лишь следствие правовых противоречий - взаимоисключающих моментов, допущенных в разных законах.

На пороге новой пятилетки я желаю главному контролирующему органу города успехов, мудрости и объективности, здорового компромисса.

Продиктовано здравым смыслом

Органы финансового контроля существуют в России с XV века

Историки утверждают, что в России органы, контролирующие расход государственных средств, появились много столетий назад. Уже в XV веке власть чётко следила за тем, на что тратятся деньги казны. В разные столетия создавались органы, призванные поддерживать порядок в данной сфере: Счётный Приказ, Ближняя Канцелярия, Сенат, казённые палаты. Наконец, к концу XIX века появилась целая система губернских контрольных палат. И в годы советской власти государственному финансовому контролю уделялось видное место в осуществлении экономической политики государства. Всё ради того, чтобы бюджетные средства расходовались по закону.

В годы реформ прошлого столетия, которые повлекли за собой смену формации, сфера контроля за расходами государства также не осталась забыта. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в стране была образована Счётная палата РФ. Примерно через год законом от 11 января 1995 года «О Счётной палате Российской Федерации» была закреплена необходимость создания этого конституционного органа. Документ определил Счётную палату как постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля, подотчётный лишь Федеральному Собранию Российской Федерации.

Контрольно-счётные органы появлялись и на уровне местного самоуправления. Правда, случилось это несколько позже. Так, в Красноярске ещё пять лет назад никто не контролировал доходы и расходы местной казны. Ситуация изменилась 31 мая 2005 года, когда решением городского Совета в краевом центре была создана Контрольно-счётная палата. Появление такого органа в нашем городе - инициатива, продиктованная, прежде всего, федеральным законодательством о местном самоуправлении и, что называется, здравым смыслом. Финансовая деятельность власти должна быть подконтрольной. При этом контроль необходимо осуществлять «со стороны».

Хотя решение о создании Контрольно-счётной палаты города Красноярска было принято в конце мая 2005 года, фактически она приступила к работе в марте 2006-го. Миссию данной структуры обозначил в одном из своих выступлений председатель Счётной палаты Российской Федерации Сергей Степашин. Он отметил, что вся система финансового контроля должна быть нацелена прежде всего на профилактику финансовых преступлений и нерационального расходования бюджетных средств.

Уставом города Красноярска определена компетенция Контрольно-счётной палаты. Это постоянно действующий орган городского самоуправления, организующий и осуществляющий контроль за соблюдением установленного порядка формирования и исполнения бюджета города. В компетенцию Контрольно-счётной палаты входит внешняя проверка отчёта об исполнении основного финансового документа Красноярска, а также контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения городской собственностью.

Контрольно-счётная палата строит свою работу в соответствии с возложенными на неё целями и задачами на основе годовых планов работы, утверждаемых Красноярским городским Советом депутатов. Для рассмотрения вопросов, касающихся организации работы палаты, методологии контрольной и аналитической деятельности, в Контрольно-счётной палате образована коллегия в составе председателя палаты и контролёров-ревизоров (аудиторов). Общая численность сотрудников палаты составляет 24 человека, установлены три аудиторских направления, возглавляемых контролёрами-ревизорами (аудиторами). Первое подразделение занимается контролем за использованием городской собственности, за расходованием средств бюджета города на общегосударственные вопросы и правоохранительную деятельность. Второе - контролем за исполнением доходных статей и расходованием средств бюджета города на жилищно-коммунальное хозяйство. Третье - контролем за расходованием средств бюджета города в области социальной сферы. К слову, довольно важным направлением работы палаты является подготовка заключений по проектам бюджета и городских целевых программ, а также иных нормативных правовых актов, предусматривающих бюджетное финансирование расходов или влияющих на формирование и исполнение основного финансового документа Красноярска. Это ещё раз подтверждает основную цель этого органа - не карать, а предупреждать нарушения. Задача данной структуры - показать недоработки, а не наказывать.

Отметим, что эффективность своей деятельности Контрольно-счётная палата подтвердила с первого года работы. Проводимые ею мероприятия показали, что участниками бюджетного процесса не всегда уделяется должное внимание защите интересов города в договорных отношениях. Допускается нецелевое и неэффективное расходование средств бюджета, имеют место нарушения при использовании муниципального имущества. Сотрудники палаты ежегодно проводят до 30 проверок, обследуют более 150 объектов. За прошедшие пять лет составом палаты проведено 116 контрольных мероприятий, объём проверенных средств составил 41 млрд 689 млн руб. Все заключения и отчёты по результатам проверок были направлены в Красноярский городской Совет, главе города, в органы администрации, муниципальные предприятия и учреждения, проверяемые организации.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА