Новости

В хлопотах о хлопке

В хлопотах о хлопке

В хлопотах о хлопкеЗасухи и наводнения в далёких странах, от просмотра по телевизору которых можно лишь сочувствующе вздохнуть, в скором времени могут повлиять на жизнь россиян. Точнее, на их кошелёк. Из-за мирового неурожая хлопка уже к весне ожидается заметный рост цен на товары из этого материала.

Хлопок-сырец стал дорожать с июля прошлого года - как пишет газета Financial Times, из-за снижения урожая, связанного с наводнениями в Австралии, Пакистане, Китае, Индии, засухой в России и ряде европейских стран, а также из-за рыночных спекуляций. Запасы хлопка, по данным экспертных агентств, с 1 июня 2010 года по 16 февраля 2011-го сократились на 84 процента. А его урожай в 2010 году в мире снизился на 5,4 процента. Все эти цифры напрямую повлияют на возможность обновить гардероб наступившей весной.

Надо сказать, что в Россию хлопковое волокно приходит в основном из Киргизии и Таджикистана, но одежды из него делают мало, полагаясь в основном на готовую продукцию из Китая. Однако китайская индустрия одежды, насчитывающая порядка 100 миллионов рабочих, в связи с последними событиями в мире фактически оказалась на грани краха. Нехватка местного хлопка может привести к тому, что само выражение «дешёвое китайское» в скором времени исчезнет. Ещё осенью прошлого года эксперты высказывались о кризисной отметке - три тысячи долларов за тонну волокна, при которой цены на одежду начнут расти. Аналитики рекомендовали тогда розничным продавцам и оптовым сетям минимизировать возможные потери, загодя обеспечив себя товаром на период кризиса. Однако в этом году цена за тонну того и гляди побьёт уровень в пять тысяч долларов.

Между тем хлопковое сырьё в нашей стране используется для производства технических тканей, постельного белья и трикотажа (чулочно-носочных изделий и нательного белья), и рекордное за последние 15 лет повышение цен на него скажется на стоимости конечной отечественной и зарубежной продукции. Сырьё и материалы в себестоимости продукции текстильных предприятий составляют более 50 процентов. Поэтому ожидается, что уже к маю произведённые из нынешнего урожая хлопка-сырца товары подорожают не менее чем на 15 процентов. Подрастут в цене и джинсы, которые традиционно содержат в составе 98 процентов хлопка и лишь два процента эластана. Сейчас часть производителей пытаются снизить издержки, заменяя хлопковые волокна химическими заменителями, льняным волокном, которые проходят так называемый процесс «котонизации». Такие смешанные ткани дешевле на треть, чем хлопчатобумажные. Тем не менее товары, в которых нельзя заменить содержание хлопка альтернативными материалами, подорожают, как минимум, на треть. К ним относятся постельное белье, полотенца, шторы, товары медицинского назначения - вата, марля.

- У 38 предприятий российской хлопкопрядильной промышленности вырисовываются весьма грустные перспективы, - говорит Елена Лобачёва, исполнительный директор НП «Русское хлопковое сообщество». - Если до развала СССР в России перерабатывалось порядка 500 тысяч тонн хлопкового сырья, то в 2007-м уже 300 тысяч тонн, в 2009-м - около 212 тысяч, а в прошлом году закуплено рекордно низкое количество сырья в 102 тысячи тонн. Ещё грустнее картина выглядит для рядовых потребителей. Не исключаю, что постельное и нижнее белье весной подорожает сразу на треть, а к лету на все 50 процентов. А вот брендовых вещей, в том числе и джинсов, эта тенденция коснётся в меньшей степени, поскольку покупатели в большей мере платят за марку, а не за ткань. Ожидается, что в этом сегменте рост составит процентов двадцать.

Модные эксперты отмечают, что эти проблемы напрямую отразятся на поведении покупателей. Те станут более внимательно выбирать себе вещи, покупать не две блузки, а всего одну. Кроме того, увеличится количество тех, кто ждёт распродажных дней, - новые ценники на весенние коллекции отпугнут даже самых нетерпеливых. Соответственно, при такой выжидательной позиции клиентов прибыли магазинов несколько уменьшатся. А значит, и коллекций в город станут возить меньше, а какие-то отделы и вовсе закроются.

- В последнее время везде ужесточились правила продажи, увеличились налоги, - говорит Елена Ковригина, занимающаяся закупкой одежды для брендовых магазинов среднего ценового сегмента. - Кроме того, большинство даже марочной одежды отшивается в Китае. А рабочие там в прошлом году потребовали повышения зарплат, соответственно, владельцы пошивочных фабрик заложили все эти затраты в себестоимость продукции. Ещё и ситуация с хлопком всё осложнила. Недавно в заграничных шоу-румах своими глазами видела, как первоначальные закупочные цены молниеносно сменяются другими, на 20 процентов выше. Плюс накрутки российских продавцов, а они одни из самых высоких в мире. И вот уже одежда из среднего ценового сегмента становится не совсем доступной покупателю со средним доходом. К тому же, учитывая то, что обычно цены у нас растут сразу на всё, можно ожидать, что подорожает обувь и те вещи, в составе которых нет ни грамма хлопка.

В утешение потребителям можно сказать одно: хлопок и биржевые цены на него могут колебаться так же, как и цены на нефть. Возможно, уже в этом году благоприятная погода позволит увеличить мировые посевные площади этого растения, и его избыток приведёт к падению стоимости и профициту. Другое дело, что в России не принято сдавать ценовые позиции, отвоёванные под любым предлогом.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА