Новости

Что происходит на бензиновом рынке России

Что происходит на бензиновом рынке России

Что происходит на бензиновом рынке РоссииНефть залили в маржу

Вслед за «интернет-революциями» на Ближнем Востоке начались хаотические скачки цен на топливо - хорошо известно, что такие страны, как Ливия или Алжир, входят в первые пятёрки мировых добытчиков нефти и газа. Изменчивость, или говоря биржевым языком, волатильность рынка, докатилась и до России: например, десять дней назад в Лондоне нефть торговалась за 116 долларов за баррель, в Нью-Йорке - чуть ниже, а мы пополняем бюджетную кубышку долларами и евро. Такого уровня не было, кстати, с предкризисного 2008 года. Правда, через несколько дней ценовая конъюнктура немного упала на фоне сообщений о том, что в военном руководстве НАТО пока не принято окончательного решения начинать бомбардировку бунтующей Ливии (которая из-за революции уже оставила несколько европейских стран без 10-20-процентных поставок горючего, если считать их общий объём потребления). Ситуация, как видим, вполне сравнима с январём - февралём 2003 года, как накануне самого начала нападения на Ирак. И лихорадка на биржах в любую секунду может снова взметнуть стоимость чёрного золота из-за какого-нибудь заявления высокого военного или политического чина.

Мало того. В России, которая также входит в топ-тройку добывающих нефть государств, решили принять собственные, специфические меры борьбы со скачками цен, ибо население хорошо помнит опустошительный парадокс «тучных нулевых» годов, когда вместе с биржевой стоимостью росла стоимость бензина с дизтопливом и на внутреннем рынке, что явилось затем поводом обвинить четыре крупнейшие компании в картельном сговоре. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) до сих пор ведёт юридический спор с «большой четвёркой», и чем он закончится, непонятно. Во всяком случае, гигантские штрафы компаниям выставляли не один раз.

Ещё 9 февраля на совещании по итогам работы топливно-энергетического комплекса страны премьер-министр Владимир Путин выступил перед ведущими игроками рынка и выступил, видимо, хорошо. Как раньше говорили, продраил с песочком. Поводом к разносу стал тот факт, что к началу февраля текущего года цены на автомобильное топливо в России достигли исторического максимума. И вот что произошло потом. Сразу после совещания о снижении розничных цен на автомобильное топливо объявили компании «Газпромнефть» и ТНК-ВР. Последняя даже распространила сообщение о том, что с 9 февраля в 21.00 по московскому времени компания снижает розничные цены на зимнее дизельное топливо на 1,2 рубля за литр на всех своих АЗС в России.

«Газпромнефть» сообщила о снижении крупно- и мелкооптовых цен на зимнее дизтопливо в регионах собственной деятельности на 1 500 рублей за тонну уже на следующий день после совещания. Розничные цены на заправках компании также пошли вниз: стоимость зимнего дизтоплива снижается не менее чем на 1 рубль за литр. При этом пиар-службы компании подчёркивают, что уже сбрасывали оптовые цены на топливо в начале февраля текущего года.

О снижении цен заявила и «Роснефть». Директор департамента информации компании Рустам Кажаров заявил, что с 7 февраля снижены цены на 92-й бензин, а также на летнее и зимнее дизтопливо на 50 копеек за литр. В оптовом секторе снижение составило 1 500 рублей за тонну.

10 февраля во второй половине дня появилось и сообщение НК «Лукойл». Как передаёт агентство «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу компании, «дочерняя структура НК - «Лукойл-Центрнефтепродукт» с 11 февраля снижает розничные цены на дизтопливо на 1 рубль за литр». Оптовые цены компании тоже упали - на 1 000 рублей за тонну, причём как на дизельное топливо, так и на бензин всех марок. Здесь остаётся только заметить - вся перечисленная четвёрка и есть «группа обвиняемых» ФАСом. Но антимонопольщики, строго говоря, не успокоились и в унисон премьер-министру снова взялись трясти нефтяников за мошну, возбудив против «Газпромнефти», «Лукойла» и «Роснефти» новое дело за нарушение закона о конкуренции. Решение об этом было принято также 9 февраля. Под пристальным вниманием службы, как стало известно в тот же день, находятся также ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз» и «АНК «Башнефть». Кроме того, это ведомство дало поручения и своим территориальным управлениям принять необходимые меры антимонопольного реагирования по ситуации на региональных оптовых и розничных рынках, говорится в информации ФАС.

Меры премьерского и антимонопольного реагирования возымели своё действие сразу же. После того как премьер-министр России Владимир Путин потребовал проверить законность повышения цен на топливо, нефтяные компании не только остановили рост, но и начали снижать цены. Так, автомобильное топливо продолжает дешеветь уже несколько недель подряд.

От войн и конфликтов в нефтяных регионах мира наша страна пока защищена собственным объёмом добычи углеводородов.

По данным Росстата, за неделю с 21-го по 27 февраля потребительские цены на автомобильный бензин в России снизились на 0,2 процента. Дизельное топливо подешевело на 0,3 процента. По состоянию на 28 февраля средняя цена одного литра бензина в России составила 23,45 рубля. В целом снижение цен на топливо было зафиксировано в 34 центрах субъектов Российской Федерации, а в 46 центрах цены на бензин не изменились. В Москве и Санкт-Петербурге цены на бензин в среднем снизились на 0,7 и 0,6 процента соответственно.

Эта подборка, честно говоря, не особенно впечатляет. Везде или практически везде планка падения не превысила одного процента, в то время как, например, два года назад прибыль одной из перечисленных выше нефтяных компаний достигла 10 миллиардов рублей. Так что же происходит в действительности? По мнению эксперта по энергетике Владимира Милова, если взять среднероссийскую цену литра бензина - 22,7 рубля, то составляющими её частями будут: прибыль компаний - 4,9 рубля; маркетинг - 3,8 рубля; добыча - 1,5 рубля; переработка - тридцать копеек (!); налог на добычу полезных ископаемых - 6 рублей; НДС - 3,5 рубля; акциз - 2,7 рубля.

«Во-первых, скажите, у вас, глядя на эти данные, не возникает вопроса о том - а что такое «технические затраты на маркетинг» в размере 3,8 рубля за литр, что почти в полтора раза выше акциза на бензин, более чем в два с половиной раза (!) выше затрат на добычу нефти, почти в 13 (!) раз - затрат на нефтепереработку, и в целом составляет 17 процентов от розничной цены??? Кто-то может мне сказать, каким образом затраты на содержание (всего лишь) сети АЗС и нефтебаз и автомобильную перевозку горючего могут быть в разы выше затрат на добычу и переработку нефти???», - возмущается эксперт. И сам же отвечает на свой вопрос.

- Если сложить прибыль (тоже неплохую, кстати, - общая рентабельность свыше 20 процентов) и вот эти самые «затраты на маркетинг» (на самом деле тоже прибыль, спрятанная под такой вот красивой вывеской), получится около 40 процентов общей рентабельности от реализации литра бензина на российском рынке. Навар немал - почти 9 рублей с литра. Неплохой результат действия олигополии и картельного механизма ценообразования, - говорит Милов.

Как видно, картели нефтетрейдеров, устанавливающие согласованные цены на бензин для соответствующих территорий, определяют их исходя из покупательной способности жителей этих территорий. Подальше от Москвы - и цена пониже. А бензин у нас при этом стоит дороже, чем в Америке. Где, разумеется, никакой сорокапроцентной маржи при розничной реализации бензина нет и в помине. Просто в Штатах действуют сильные антитрестовские законы, которые на кривой козе не объедешь, а в России иные теоретики нам любят рассказывать, что антимонопольная политика - это вредно.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА