Проспект культуры
«Осовременить – это нащупать чувственные точки». Главный режиссёр музыкального театра Джемма Аветисян о планах на сезон и приезде в Красноярск
Она знакома местному зрителю по спектаклям «Восемь женщин» (12+) и «Приключения Коли и Миши» (12+).
В этом месяце главным режиссёром Красноярского музыкального театра стала Джемма Аветисян, знакомая местному зрителю по спектаклям «Восемь женщин» (12+) и «Приключения Коли и Миши» (12+). Девушка сразу отметила, что хочет развить жанровую палитру, и пообещала много премьер. Мы поговорили с режиссёром о планах, вдохновении и запавших в душу проектах.
— Джемма, как ощущения от назначения?
— Решение было осознанным и взвешенным, к нему шли долго. Впереди много работы, множество задач — как творческих, так и административных, сейчас весь фокус в эту сторону. Постараюсь внести свой вклад в развитие нашего театра.
Сейчас нужно учесть все нюансы, грамотно разграничить нагрузку и направить крейсер «Музыкальный театр» в правильное русло. Постараемся развивать профессиональные возможности артистов, искать новые грани себя.
— Какой спектакль вы сразу же захотели поставить после назначения?
— «Алые паруса». Собираемся показать их в 2025 году. Красивая история, классика, материал знакомый, музыка прекрасная. Большой набор ролей для артистов разных возрастов. Получится масштабная история с хором, балетом, солистами.
— Планируете постановку как-либо осовременить?
— Чтобы найти актуальные для нашего времени темы, мы задаём вопросы, раскрываем душу человека, рассуждаем о вечном. Каждый человек мечтает, любит, борется за своё счастье вопреки личным убеждениям, социальным предрассудкам, всевозможным препятствиям. Осовременить — это нащупать чувственные точки, которые будут тревожить струны души человека и сегодняшнего, и жившего 200 лет назад.
— Чем для вас выделяется Красноярск?
— Близостью с природой. К примеру, в Новосибирске, чтобы найти рельефы, как здесь, нужно уехать в сторону Алтая, что занимает не менее пяти-шести часов. А в Красноярске 30 минут езды — и ты уже рядом со Столбами. У Енисея тоже особая энергетика, когда гуляешь по набережной, наблюдаешь прекрасные виды.
А сцена Красноярского музыкального театра отличается своими талантливыми и профессиональными артистами. С ними хочется работать, расти вместе, выходить из привычных форм себя, разрушать стереотипы.
— Поэтому выбор и пал приехать сюда?
— В том числе. С музыкальным театром мы начали сотрудничество ещё в прошлом году. Я ставила спектакли «Восемь женщин» и «Приключения Коли и Миши». С Ольгой Андреевной (директор музыкального театра. — Прим. Авт.) пересекались и на «Тавриде» в Академии творческих индустрий «Меганом». Люди сходятся энергетически, по взглядам или принципам, понимают, что могут друг друга дополнять, создать союз единомышленников и действовать на благо компании, организации, в нашем случае — театра. Так и произошло.
— Есть любимое место в городе?
— Нравится проспект Мира, люблю там гулять, слушать музыку, придумывать в голове различные картинки. И обожаю свой вид из окна: мой дом стоит рядом с набережной, квартира — на высоком этаже, открывается красивая панорама на город. Я засыпаю и просыпаюсь с Красноярском, он каждый раз разный. Даже утром: то туманный, загадочный, то солнечный, оранжевый. Будто намекает на «Алые паруса»… Они меня везде сопровождают! (Улыбается.)
— Вы ставили спектакли в Томске, Новосибирске, Самаре и Канске. Чем отличаются театры в этих городах?
— Пожалуй, разграничить их можно по параметрам сцены и по набору артистов. Но это всего лишь внешние данные. Главное, что во всех перечисленных и не только городах театры вообще есть. Наше искусство не умирает, остаётся нужным, и хочется, чтобы оно развивалось дальше.
— Вы остались худруком «Первого театра», который приедет в Красноярск в рамках федеральной программы «Большие гастроли». Можете рассказать о них подробнее?
— Новосибирцы приедут к нам, а красноярцы — в Новосибирск. Федеральная программа позволяет обмениваться театральными постановками. «Первый театр» привезёт в музыкальный театр спектакли «Залипшие» (16+), «Квадратура круга» (16+), «Как Кощей Бессмертный на Василисе женился» (6+), «Женитьба Белугина» (16+). А от Красноярского музыкального театра поедут «Жизнь как дым…» (16+), «Мне осталась одна забава» (16+) и «Панночка» (16+). Это разноплановая палитра спектаклей, каждый в своём жанре, отличаются стили, музыка. Думаю, зрители обоих городов останутся довольны.
— Какой у вас главный источник вдохновения?
— Музыка. Люблю слушать абсолютно всё. В каждой музыке есть свои прекрасные нюансы. Где-то это исполнение артиста, где-то отображение истории, иногда — аранжировка. Могу, идя по улице, придумать музыкальный номер.
— Ваша любимая постановка из всех, что вы ставили?
— «Зойкина квартира» (16+) в «Первом театре». Спектакль сформированный, целостный. Очень нравится «Восемь женщин» (12+), спектакль получился честным, тонким, хрустальным. В нём артист не может спрятаться за декорации за хор, за балет и даже за музыку. Он остается перед зрителем творчески обнажённым. Интимный спектакль, который не хочется разрушать, от этой хрупкости он и дорог моему сердцу.
— А не из своих?
— «Эхнатон» (16+) в Метрополитен-опере с музыкой Филиппа Гласса. Для меня ценны спектакли, которые я вспоминаю. Бывает, выходишь из зала, чувствуешь, что посмотрел нечто классное, но через время забываешь о нём. А если к нему возвращаешься, значит это куда-то попало, что дорогого стоит. «Эхнатон» — как раз такой случай: атмосфера, музыкальная структура, от которой погружаешься с первых нот, минималистичный стиль, ничего лишнего. Здесь тоже есть артист, музыка и энергия, концентрирующаяся в воздухе.