Новости

Хочу в общество!.

Хочу в общество!.

Свой среди своих

Каждый ребёнок обучаем. Он может и должен учиться и развивать свои способности. Важно, что ребёнок с инвалидностью имеет то же право, что и дети без инвалидности, - быть включённым в общество. Главная идея инклюзивного образования - не отправлять ребёнка на учёбу в какое-то отдалённое, специально место. Он должен учиться там, где учатся его соседи, братья и сестры. Именно так происходит интеграция. Но в некоторых случаях эта интеграция бывает болезненной. Результат зависит в первую очередь от работы педагога. Готов ли он принять ученика и говорить с ним свободно, открыто?

Представляя подопечного, он должен объяснить остальным детям, к примеру: «Это - Сергей. Он пришёл к нам из такой-то и такой-то школы, и он очень хочет учиться с нами». Главное - чтобы всё происходило естественно. Нельзя просто посадить в классе ребёнка, имеющего инвалидность, и ни слова о нём не говорить. Ведь детям будет непонятно, почему педагог не обращает на него внимания, хотя они сами замечают, что он отличается от них.

Любой педагог может подтвердить: все ученики разные. Инклюзивное образование предполагает учёт разных способностей и адаптацию учебного процесса под каждого ребёнка, где маленький человек всегда главный. Конечно, педагоги сталкиваются с трудностями при включении детей с инвалидностью в процесс обучения. Прежде всего, это жесткие стандарты образования, мешающие внедрению новых образовательных технологий, интерактивных методов обучения. Разные формы передачи информации позволяют вовлекать детей в учебный процесс через дискуссии или работу в малых группах, обучение становится более эффективным. Когда классы разделены на малые группы, когда образование в начальной школе связано с тактильным опытом (ребёнок что-то мастерит, создаёт), тогда оно проходит более активно.

В Канаде и США проводились исследования, согласно которым дети в инклюзивных школах учатся лучше, чем ребятишки из обычных школ. В инклюзивных школах ученики становятся восприимчивыми к разным людям, их поведение и мышление приобретает гибкость. Получается, что инклюзивное образование - самая лучшая система для всех детей, как больных, так и здоровых.

Мне довелось в 2009 году посетить США по программе «Открытый мир». В Миннеаполисе в школе мы присутствовали на «уроке доброты»: в класс приходили молодые люди с инвалидностью и проводили в игровой форме занятия с детьми, рассказывая о тех барьерах, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни, а также об огромном потенциале инвалидов. Очень интересное было занятие.

Когда мы, актив из «Ротари клуба «Красноярск-Енисей», работаем со школами края, нам приходится консультировать работников общеобразовательных учреждений по вопросам специального оборудования, архитектурной доступности. Мы показываем фильмы о людях с инвалидностью, привлекаем педагогов из школ, имеющих подобный опыт. Кроме того, очень важно работать с семьей. Нужно рассказывать семьям, имеющим детей с инвалидностью, о том, что они - не одни. Родителям обычных ребятишек следует разъяснять, что дети с инвалидностью ничем не опасны для их дочерей и сыновей.

В конце декабря 2010 года правительство России одобрило государственную программу «Доступная среда на 2011-2015 годы». На реализацию госпрограммы планируется выделить в течение пяти лет около 46 млрд рублей. В рамках этой программы будет создана «безбарьерная» среда, позволяющая обучаться совместно обычным школьникам и детям с ограниченными возможностями. К 2015 году планируется достичь 20 процентов доступных общеобразовательных учебных заведений для детей-инвалидов. В настоящее время только два процента средних школ России являются доступными для учеников с ограниченными возможностями. Конечно, всегда есть сложности, когда начинаешь что-то новое, и мы это понимаем. Но всё должно быть открыто, все проблемы и вопросы нужно озвучивать. Кроме того, надо не забывать, что ребёнок с инвалидностью имеет право на обычное детство. Иногда кажется, что реализация идеи инклюзивного образования - очень сложная задача. Но опыт показывает: это не так. Немного понимания, наличие наработанных технологий, и проблемы становятся решаемыми.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА