Новости

Вокзал в ожидании

Вокзал в ожидании

Сколько метров полагается пассажиру

Суета на Красноярском автовокзале прекращается разве что ночью: отправлять в разные стороны края и страны около 6 000 человек ежедневно - большой труд. А ведь надо ещё к каждому найти подход: комфортно должно быть и инвалиду, и маме с ребёнком, и любому человеку, ожидающему свой рейс не один час.

Через три месяца залы ожидания, которые не смогут обеспечить достойные условия пассажирам, могут быть закрыты или «понижены в звании» до автостанций. С 11 июня вступает в силу приказ Министерства транспорта РФ «Требования к оборудованию автовокзалов». В нём говорится о том, что если максимальный интервал отправления автобусов с остановочного пункта не превышает двух часов, а количество отправляемых пассажиров по маршрутам более 1 000 человек, то помещение автовокзала должно соответствовать определённым требованиям. Иметь достаточное количество билетных касс, выделенные линии связи и оборудование для хранения персональных данных пассажиров, достаточно мест для сидения, отделение багажа, комнаты матери и ребенка, общественные туалеты и пункты питания. Не забыли законодатели про комфортные условия для водителей: им полагаются комнаты для предрейсового осмотра и отдыха. Помимо прочего, на автовокзале должна располагаться единая диспетчерская служба, которая регулирует движение автобусов по всем маршрутам. Те же самые требования предъявляются и к автовокзалам, чей пассажиропоток менее 1 000 человек в сутки, исключая комнаты матери и ребенка и точки общественного питания. Перроны отправления и прибытия, посадочные площадки, а также залы ожидания необходимо оборудовать системами громкой связи и информации. Таким образом, разработчики Приказа решили навести порядок на автовокзалах, которые во многих городах уже давно превратились из удобных для пассажиров функциональных объектов в торгово-развлекательные центры и рынки.

Закон предписывает закрывать автовокзалы, несоответствующие требованиям безопасности. Но сначала объекты транспортной инфраструктуры должны пройти категорирование и получить оценку уязвимости.

- Красноярскому автовокзалу бояться нечего - многие требования, прописанные в Приказе, нами соблюдаются уже давно, - говорит Владимир Никитин, генеральный директор Красноярского автовокзала.

- Давайте пройдемся по пунктам и посмотрим, что предписывает законодатель остановочному пункту, с которого ежедневно отправляется 6 000 человек. Площадь зала ожидания должна быть 200 квадратных метров, у нас - 980. Помещение по организации приёма багажа по нормам - 120 квадратных метров, у нас 140. Общественных туалетов предписано 16, здесь установлено 20 кабин. Превышает норму и количество мест в пунктах общественного питания: вместо 24-32 на автовокзале их 100. В три раза больше, чем прописано в законе, приходится квадратных метров на одно рабочее место диспетчера. Хочу обратить внимание на пункт «индивидуальное место отдыха водителей» - на него отводится всего 1,7 квадратных метра, то есть шофёру даже кровати не полагается по задумке Минтранса? У нас 12 отдельных комнат, где водители могут отдохнуть и выспаться после многочасового рейса. Всего оборудовано 30 спальных мест из расчёта пять квадратных метров на одного человека, есть отдельная комната для приёма пищи. Эти простые меры помогают снизить аварийность на дорогах и сводят к минимуму процент аварий по вине водителей, заснувших за рулём. На основании выданной лицензии работают два пункта предрейсового медицинского осмотра. Имеется две комнаты матери и ребёнка на пять индивидуальных мест.

В общем, Красноярский автовокзал соответствует заявленным требованиям на 180 процентов. И даже торговые точки мы постарались разместить максимально деликатно: они не мешают проходу пассажиров, а во втором зале вообще спрятаны за колоннами. В общем, всё делается для того, чтобы минуты и часы ожидания не были тягостными. Раньше возникали претензии по бесплатному посещению туалетов, теперь этот момент чётко регулируется: бесплатно воспользоваться ими могут те пассажиры, у которых есть билет с неистёкшим сроком и чей автобус уходит с этого автовокзала.

Огромные окна, впускающие солнечный свет, расставленная зелень - всё это было подсмотрено директором на автовокзале в Мадриде. Но не только над дизайном трудились на междугородном автовокзале краевого центра. Появились здесь и экраны с расписанием, камеры наблюдения и системы оповещения. Ради безопасности кассиры начали просить документы при оформлении билетов. А все данные пассажиров, которые отправляются в международный рейс, собираются и хранятся в единой информационной системе. Специалисты диспетчерского отдела отслеживают данные по всем маршрутам: время отъезда-прибытия, количество проданных билетов, любые происшествия в дороге. Такая система работы позволяет, например, оперативно заменять сломавшиеся среди трассы автобусы запасными. Кроме того, законодатели ещё только планируют внедрить повсеместную электронную форму продажи билетов на автобусные междугородние рейсы по примеру действующей системы на железнодорожном и авиационном транспорте, а жители края уже получили возможность покупать билеты не выходя из дома - на специализированном сайте.

- Но и это ещё не всё. Нами разрабатывается проект создания изолированного терминального комплекса автовокзала, который включает в себя ограждение периметра территории. Люди со Взлётки привыкли проходить насквозь по привокзальному участку, теперь мы ставим вокруг забор, а для пешеходов строим дорожку в обход. Будет установлен и контрольно-пропускной пункт с рамкой-металлоискателем, - добавляет Владимир Сергеевич. - Проект рассчитан до 2012 года. А уже летом начнётся строительство дополнительных крытых платформ отправления пассажиров.

Надо сказать, что пристальное внимание к российским автовокзалам сейчас проявляется не только по вопросам комфорта. Эксперты говорят, долгие годы «свободного плавания» привели к большой неразберихе в этом секторе транспортной инфраструктуры. Как отметил на одном из совещаний глава Минтранса Игорь Левитин, отсутствие государственного регулирования не в лучшую сторону изменило рынок пассажирских автоперевозок в пригородном, междугороднем и международном сообщениях. «Появление большого количества перевозчиков различных форм собственности привело к возникновению нерегулируемых рыночных отношений, - заявил министр. - За годы экономических реформ автовокзалы изменили свой статус, большая часть из них стала свободными коммерческими предприятиями, которые из-за отсутствия типовых нормативных документов организуют работу по своему усмотрению. В соответствии с законом «О транспортной безопасности» требования к деятельности автоперевозчиков и автовокзалов будут усилены. Автопредприятия, не соответствующие этим требованиям, будут закрыты».

Именно поэтому все объекты транспортной инфраструктуры в ближайшее время должны пройти категорирование и получить оценку уязвимости объекта. Не обошлось без казусов: установить металлоискатели и ограничить проход на территорию от руководителей автовокзалов требуют в самые краткие сроки, но сделать это без оценки уязвимости невозможно. Причём присваивать категории и оценки объекту могут только специальные аккредитованные организации: в России их 25, но ни одной на территории края. По словам Владимира Никитина, они отправили все документы в одну из санкт-петербургских компаний и ждут комиссии, которая и даст заключение, но на это может уйти не менее двух месяцев.

- И всё равно, если взять весь сибирский регион, то на одном уровне с нашим автовокзалом стоит разве что барнаульский, - говорит директор автовокзала. - В Томске, Новосибирске, Кемерове ситуация куда хуже. А про маленькие городки и посёлки края и говорить не приходится: им придётся постараться, чтобы не попасть под пристальное внимание надзорных органов. Или, что хуже, быть закрытыми.

Последнее, между тем, может стать реальностью. По крайней мере, в крае уже были прецеденты, когда среди зимы 2009 года закрыли автовокзал в посёлке Ирбейское из-за несоответствия пожарной безопасности. Сельчанам пришлось ожидать рейсовых автобусов «в безопасности» - на тридцатиградусном морозе. Остаётся только надеяться, что забота о пассажирах не приведёт к такому результату в ближайшем будущем.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА