Общество

«Полёт длился почти полгода». Космонавт Анна Кикина о профессии, суевериях и возможности рождения детей в невесомости

Анна Кикина встретилась с красноярцами и ответила на вопросы горожан.

«Полёт длился почти полгода». Космонавт Анна Кикина о профессии, суевериях и возможности рождения детей в невесомости
Анна Кикина.

Дмитрий Шабалин

Было время, когда космонавтов воспринимали как небожителей, и их общение с обычными жителями становилось событием чуть ли не национального масштаба. Соблюдался регламент, вопросы готовились заранее. Сегодня, благодаря интернету, покорители космоса стали к нам ближе. И, тем не менее, Анна Кикина, которая преодолела притяжение Земли на корабле Илона Маска в составе международного экипажа, производит фурор своей открытостью, чувством юмора, доброжелательностью и готовностью обсуждать любые темы. В этом убедились все, кто побывал с ней на встрече в красноярском Доме науки и техники. Приводим некоторые фрагменты полуторачасовой беседы.

Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь

— Меня часто спрашивают, суеверны ли космонавты, — говорит Анна Кикина. — Скорее — да. Многие люди нашей профессии стараются придерживаться давно сложившихся традиций. Даже на интуитивном уровне. Рассуждают примерно так: «Вот наши предшественники по этой дороге шли, там веточку потрогали, здесь через ямку перепрыгнули, дальше с птичкой поздоровались. И у них всё получилось. Значит, и мы пойдём таким путём».

У молодых космонавтов есть золотое правило — не давать автограф до своего первого полёта. Подразумевается, что они ещё недостаточно реализовались. Ну и у каждого, наверное, в голове возникает мысль, что не надо преждевременно причислять себя к известным персонам, иначе можно сглазить свои успехи.

Ещё одна любопытная деталь. Новичков, отобранных в отряд Роскосмоса, возят на экскурсию в деревню Клушино Смоленской области — на малую родину Юрия Гагарина. В доме, где прошло детство Юрия Алексеевича, оборудован музей, во дворе есть колодец. Считается, что если оттуда попьёшь водицы, то точно попадёшь на орбиту. Впрочем, на какой-то период из-за неблагоприятных эпидемиологических условий колодец закрывали, а полёты при этом не останавливались.

Дорогу осилит идущий

— У тех, кто осознаёт, с какими рисками и преодолением связано освоение космоса, может невольно возникнуть вопрос: для чего столько усилий? Нам и на нашей-то планете не всё до конца ясно, здесь полно мест и объектов, способных нас удивить, подвигнуть на открытия. Например, океаны с их глубинами и обитателями.

Но человек стремится познать всё, что его окружает. Никто не говорит, что все должны оставить земные дела и переключиться на изучение орбитальных пространств. Ни в коем случае! Есть люди, которые развивают образование, культуру, достигают серьёзных высот в области химии, биологии, медицины. Кто-то доводит своё тело до такого совершенного уровня, что остаётся только удивляться. А кому-то нужен именно космос. Несмотря на очень сложную адаптацию к невесомости, радиацию, магнитные поля. Я уже молчу про реголит (материал, покрывающий лунную поверхность. — Прим. авт.). Если его крошка попадёт в лёгкие, это может привести к летальному исходу. И таких тонких моментов много. Но всё равно надо идти вперёд, не останавливаться. Мы постепенно разовьём технологии, которые будут нас ограждать от негативных факторов в непривычной среде. Дорогу осилит идущий.

Сейчас много говорят о добыче полезных ископаемых в космосе. На встречах меня тоже об этом спрашивают. Скажу честно: я не знаю, сколько лет пройдёт до того момента, когда такие проекты начнут реализовываться. Но к этой теме действительно проявляется неподдельный интерес. Некоторые страны уже создают космические аппараты, которые хотят направить к тем или иным астероидам. Конечно, рано или поздно это случится, но, во-первых, на достижение такой цели потребуется время. А во-вторых, какой толк от того, что прилетит какой-то маленький аппарат и возьмёт с астероида ресурсы в небольшом количестве? Нужно выстраивать систему — чтобы это работало конвейером, в промышленных масштабах.

Обнять весь мир

— Мой первый и единственный пока полёт длился почти полгода, — продолжает наша героиня. — На станцию мы летели 27 часов — и у меня было достаточно времени, чтобы полюбоваться сверху Землёй. Помню, как я с трепетом приблизилась к иллюминатору, предвкушая что-то невероятное. И… ничего особенного не произошло. Сначала я удивилась, а потом поняла, в чём дело. Похожую картинку я много раз видела — в журналах, документальных фильмах. Люди научились классно и реалистично подавать такие материалы!

Хотя, конечно, наша планета красива, когда на неё смотришь со стороны. На Земле всё постоянно меняется: погода, сезоны, даже солнце разные участки освещает по-разному. Земля почти всегда голубая, потому что на ней очень много воды. Чтобы разглядеть сушу, и тем более сфотографировать, надо постараться. Яснее всего просматриваются Африка, Ближний Восток. А вот Европа почти всегда в облаках.

В полёте на такое дальнее расстояние я очень чётко осознала, что отделена от всего привычного и родного. Такое чувство, будто какая-то важная часть меня осталась внизу, а я воспарила в небо.

Не менее яркими были эмоции, испытанные после возвращения на Землю. С одной стороны, большая радость, оттого что всё завершилось благополучно, я снова встречусь с семьёй, с друзьями, меня будет окружать природа, рядом окажутся животные, которых я очень люблю. Открылся люк, подошли люди, чтобы нас вынуть из аппарата, и всех их хотелось обнять, всем — улыбаться. Но, с другой стороны, телу в так называемые нулевые сутки приходится тяжело. Очень неприятные ощущения в мышцах, костях, голове, глазах. Потом с каждым днём становится всё легче. И ты потихоньку восстанавливаешься. На реабилитацию даётся полгода. Если человек соблюдает все предписания, не форсирует события и, наоборот, не ленится, он приходит в норму. Ходить, как ты это делал до полёта, можно уже на десятый день. Главное — не совершать резких движений, иначе упадёшь куда-нибудь за угол.

Нельзя не сказать о психологической нагрузке на космонавтов, возникающей от того, что нам длительный период приходятся находиться в замкнутом пространстве с одними и теми же людьми. У всех свой менталитет, восприятие, способы общения. Поскольку работа на станции командная, все заинтересованы в том, чтобы выполнить её качественно, по возможности не вторгаясь в эмоциональную сферу других членов экипажа. Но иногда возникают спорные вопросы, напряжение, усталость. Человек в утомлённом состоянии может стать резким, разнервничаться. Его легко обидеть, испортить с ним отношения, а потом об этом жалеть. Лучше отпустить ситуацию, подождать, пока коллега отдохнёт, поговорит с родными, поспит, в конце концов. Надо относиться к перепадам настроения у товарищей философски, других вариантов нет.

Лучшее лакомство — чеснок

— Вы, наверное, удивитесь, если я скажу, что самым желанным для меня продуктом в космосе был чеснок, который раскрывал и дополнял вкусы блюд, которыми нас кормили. Многие космонавты любят употреблять в пищу соусы, перец. Еда на станции очень вкусная, особенно российская, что, кстати, признавали и американцы. Но чеснок привозили только на грузовых кораблях и только с согласия всего экипажа. Я очень радовалась в такие моменты. А вот тортики друг другу на день рождения мы готовили сами из того, что было под рукой. Просто слепляли вместе лепёшки, джем, конфеты, сгущёнку — и получался приличный десерт. В конце недели мы собирались все вместе, каждый приносил что-то вкусное. Сидели в невесомости, разговаривали о разных приятных вещах, шутили, иногда смотрели через видеопроектор фильмы.

Основной документ, по которому работает космонавт, называется… расписание. В нём предусмотрены лекции, видеоконференции, практическая отработка каких-то действий, всевозможные тренировки, решение образовательных задач. Так проходит каждый день. Есть такой общепринятый стандарт: космонавты разговаривают между собой на английском языке. У меня он неидеальный: мне ещё есть куда расти. Хочу отметить, что главное — это лексический запас, необходимый для работы на станции, и желание общаться с людьми. Как показывает практика, если хочешь понять другого и знаешь несколько подходящих для ситуации слов, всё решаемо. В основном космонавты знают язык на среднем уровне. Ну а те, кто владеет им круто, — просто в шоколаде.

Цветы и дети

— В ходе экспериментов все уже давно убедились, что на Международной космической станции (МКС) можно выращивать растения. Технология достаточно проста. Нужен субстрат (почва с питательными веществами), семена и соответствующее программное обеспечение с освещением и поливом.

А вот вопрос, могут ли в космосе появиться дети, гораздо сложнее, и все почему-то боятся за него браться, хотя давно задумываются об этом. На мой взгляд, нужно шаг за шагом проводить в этом направлении исследования, и для начала — пристально изучать механизм функционирования женской репродуктивной системы в невесомости. Если мы говорим о том, что и дальше будем осваивать космическое пространство с отличными от Земли условиями, мы обязаны это делать.

Не попробуешь — не узнаешь

— Молодые люди, мечтающие покорить космос, спрашивают, как надо питаться, какой вести образ жизни и какие прилагать усилия, чтобы задуманное осуществилось. Кушать можно всё, что хочется, только знать меру. Не надо увлекаться сыроедением, вегетарианством, впадать в другие крайности. Нужна сбалансированность, а если в какой-то момент хочется именно молока или грейпфрута, это тоже нормально — организм сам подсказывает, чего ему не хватает.

Образ жизни, конечно, имеет значение. Это та атмосфера, которую создаёт вокруг себя человек. Та индивидуальная траектория, по которой он движется. Проявляя заботу о себе сейчас, ты автоматически заботишься о своём состоянии на десятилетия, потому что ничего бесследно не проходит. Если любишь спорт — занимайся, только аккуратно, чтобы не получить травму. Есть ещё такая вещь, как гены, переданные мамой и папой. При детальном обследовании может, к примеру, всплыть нестандартное расположение внутренних органов, изъян в химическом составе каких-то частей твоего тела. В России очень высокие требования к здоровью кандидатов в космонавты. Даже если человек красавец, чувствует себя хорошо, физически развит, умён и замотивирован, но с медициной что-то не сложилось — его отсеют. Однако пока ты не начнёшь проходить отбор, ты, может быть, и не узнаешь о каких-то своих проблемах.

О деньгах и счастье

— Разумеется, космонавтам платят за их работу, — поделилась с участниками встречи Анна Кикина. — В среднем за один длительный полёт, с учётом всех дополнительных «плюшек» за успешное решение задач, можно получить от четырёх до двенадцати миллионов рублей. Ребята, не надо округлять глаза! Человек почти год в космосе, он там дико занят, находится под влиянием разных негативных факторов, отдаёт время, здоровье. И потом — нам же надо как-то обеспечивать себе быт. Я вот жила в общежитии, пока не слетала в космос.

Скажу напоследок, что сейчас я очень счастлива и благодарна своим родителям за то, что мне достался нормальный геном и не возникает проблем со здоровьем. У меня есть возможность жить насыщенно и разнообразно, взаимодействовать с людьми, обмениваться с ними знаниями, энергетикой, опытом. Не каждому дано радоваться жизни и в этой радости приносить пользу окружающим.

Акцент

Откуда-то распространились слухи о том, что в протоколах у космонавтов есть свидетельства, указывающие на встречи с представителями инопланетных цивилизаций. По словам Анны Кикиной, ничего такого лично ей неизвестно: «Думаю, что на самом деле никаких подобных инцидентов не было, просто люди любят всё необычное. Плюс иногда включается игра воображения. Космонавты видят что-то мелькающее, сверкающее. Думают, что это неопознанный объект, пытаются сфотографировать, разглядеть через увеличительные приборы. А оказывается, что это… обычный болтик или кусочек обшивки. Ни с какими инопланетными существами, по моим сведениям, никто не встречался. Но если это случится, надо постараться незнакомцев первыми не встревожить и не испугать. Надеюсь, что они добрые и изначально настроены на созидание».

В тему

Международная космическая станция — один из самых масштабных и дорогих проектов в истории человечества. Но МКС всё же придётся закрыть, так как ресурс её не бесконечен.Принято решение, что Россия создаст свою орбитальную станцию, забрав со старой оборудование, которое можно использовать дальше. А весь отработанный материал спустят в плотные слои атмосферы — по траектории, ведущей в определённую точку в океане, и затопят. Это трудоёмкий и затратный процесс. Для него потребуется огромное количество топлива, которое доставят на орбиту, организовав несколько экспедиций.

Досье

Анна Кикина, российский космонавт-испытатель

Дата и место рождения: 27 августа 1984 года, Новосибирск.

Образование: Новосибирская государственная академия водного транспорта.

Карьера: до зачисления в отряд Роскосмоса — радиоведущая и программный директор компании «Радио-Сибирь Алтай».

Полёт: 5 октября 2022 года вместе с астронавтами НАСА Николь Манн, Джошем Кассадой и японским астронавтом Коичи Вакатой стартовала с площадки 39A Космического центра имени Кеннеди НАСА в штате Флорида на пилотируемом корабле Crew Dragon. Работала на орбите в качестве бортинженера МКС-68. Продолжительность полёта составила 157 суток.

Квалификации: звание «Мастер спорта России» по полиатлону, рафтингу. Инструктор парашютно-десантной подготовки. Совершила 153 прыжка с парашютом.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА