Проспект культуры

Искусствовед рассказала, как менялись стандарты женского идеала в живописи

Сегодня отмечается Всемирный день красоты.

Искусствовед рассказала, как менялись стандарты женского идеала в живописи
Франсуа Буше «Женщина, поправляющая подвязку».

Высокая грудь, пышные бедра и белокурые косы или плоская фигура, короткая стрижка и угловатость? Стандарты идеальной женской внешности менялись из века в век. Во Всемирный день красоты, который отмечается ежегодно 9 сентября, мы решили узнать, какие дамы ценились в искусстве в разные периоды.

Директор Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова Анастасия Кистова в первую очередь предложила разобраться, можно ли вообще считать художественные произведения искусства доказательством вкусов той или иной эпохи.

— Можем мы на них ориентироваться? И да и нет, — отметила искусствовед. — Всё зависит от того, на какое именно произведение мы ориентируемся. Есть те, кто работал действительно как документалист, делая акцент на историчность. Но художники всё-таки не историки, для них красивый визуальный образ более важен, чем действительность. Поэтому даже если говорить о вкусах, то нужно каждый раз смотреть контекст.

Анастасия привела в пример, пожалуй, самый знаменитый женский портрет — Мону Лизу.

— Ориентируясь на неё, можно говорить о некоторых стандартах красоты того времени, как, например, отсутствие бровей, высокий выбритый лоб, — поделилась директор музея. — Нет краски на лице и так далее. А если брать те же самые дошедшие до нас произведения искусства античности, то тут большой вопрос, относится ли к реальной жизни то, что мы видим в скульптуре или вазописи. Это единственные дошедшие до нас предметы древнегреческой эпохи, по которым мы можем судить о тех временах. Действительно ли все женщины были таких пропорций, мужчины — атлетами, и все ходили именно в этих одеждах?

Идеальные люди

Искусствовед рассказала, что в античности (VIII век до н.э. — V век н.э.) ценилось красивое обнажённое тело, приближенное к идеальному, исходя из математических формул.

— Причём их пропорции рассчитывали сами художники и философы, — отметила Анастасия Викторовна. — Искусство базируется прежде всего на мировоззренческих основах того времени. Считалось, что человек создан по образу и подобию Бога, боги априори идеальные. И все пропорции определяли тоже по математическим принципам — лишь такие тела считались правильными. У греков «тело равно душа». Даже известны исторические случаи, когда при разборе судебных дел доказательством невиновности могла являться красота. То есть адвокат мог просто раздеть женщину, посмотреть на неё и сказать: «Она не могла сделать то, в чём вы её обвиняете».

Древние греки не стыдились собственного тела и всячески совершенствовали его с помощью макияжа, одежды и физических нагрузок. Ведь считалось, что внешне красивый человек обладает прекрасным умом.

Античная красотка должна быть белокожей, рыжеволосой, с пухлыми губами и пышными бёдрами, при этом удалять все лишние волосы с кожи и бороться с веснушками. Косметика считалась обязательным атрибутом знатных дам.

Греховный сосуд

В Средние века (V — XIV века) всё перевернулось с ног на голову. Если в античности тело и душа составляли единое целое, то в основе мировоззрения средневекового человека тело стало вместилищем греха.

Церковь оказывала сильное влияние на жизнь людей, в том числе на внешний вид. Аскетизм проявлялся во всём: в представлении об идеальной фигуре, одежде, косметике. Средневековый образец женской красоты — маленькая грудь, худые руки, ноги, тонкие губы. Чтобы достичь идеала, девочкам с детства бинтовали грудь. Косметикой не пользовались вовсе. Культ Девы Марии сильно повлиял на внешний вид средневековой барышни — беременность стала модной, девушки не в положении даже носили специальные накладки или платье с драпировкой на животе.

— Если говорить о том, что мы видим в средневековом искусстве, то это искажённые пропорции тела. Обнажённость весьма условная и только, если она необходима по сюжету — например, Адам и Ева изображались обнажёнными. Самое главное в средневековом искусстве — символические основы, передающие характеристику души. Единственное, где мы встречаем более-менее реалистичное воспроизведение тел, это готическая скульптура, изображение донаторов (заказчиков произведений. — Прим. ред.). Они реалистичны, в исторических одеждах того времени. Черты лица индивидуальные, не идеализированы.

Прежде всего ценилась личность человека, связанная с его благими делами, моральными качествами. Например, пожертвовал значительные средства на строительство собора — тебя записали в Книгу Бытия. Именно из-за этого поступка стала важна земная оболочка человека.

Художники предпочитают блондинок

Анастасия Викторовна отметила, что в эпохе Возрождения (XIV — XVII века) разбег в портретах очевиден.

— С одной стороны, крайне ценится индивидуальное начало, и мы видим портреты, прямо скажем, не особо красавиц — с бородавками и другими изъянами, невыразительным лицом, — подчеркнула директор музея. — Авторов эпохи Возрождения отличают в работах утрированные, доведённые до формы шара головы, конусовидные или цилиндрические руки, тела… С другой стороны, значима та же идеальность, которая осталась от античности — тело и душа едины, мы созданы по образу и подобию Господа. Кто-то это возводит в крайность, а кто-то всё-таки придерживается реализма.

Искусствовед добавила, что более гармоничными выглядят работы Рафаэля или Леонардо да Винчи, в отличие от того же Пьеро делла Франческа.

Женщина Ренессанса — высокая, с длинными волосами, широкими бёдрами, большой грудью и тонкой талией. Впервые за долгое время у женской одежды появляется декольте, обнажающее шею, плечи и верхнюю часть груди.

Конечно, ценились блондинки, как Венера на картине Боттичелли. Дамы осветляли волосы и брови на солнце, использовали отвар из грецких орехов, кислый яблочный сок или квасцы. В XV веке женщины часто сбривали линию начала роста волос, делая лоб выше и больше, как показатель ума. Причёски представляли собой сложные плетения. А вот с тела волосы предпочитали удалять, чтобы избежать педикулёза.

Красивой считалась белая кожа — её осветляли оксидом свинца, ртутью, а для румян использовали киноварь.

Пышки и худышки

— В эпоху барокко (XVII — XVIII века) ценились миндалевидные глаза, правильные черта лица — овал в пропорциях золотого сечения. Фигура также должна была быть идеальная, подражающая античности. А если говорить о барочных произведениях, в них очень много реализма, — рассказала Анастасия Кистова.

В работах живописцы уже изображают разные тела — и мускулистые, и истощённые. Всё зависит от сюжета, от того, что хочет передать художник.

— Женские образы тоже разные, местами даже отталкивающие, — отметила искусствовед. — Караваджо считается основателем барочного стиля. Говорят, он писал Богоматерь с женщины лёгкого поведения. А для полотна «Успение Девы Марии» даже нашёл мёртвую даму на улице — ему был важен реализм цвета и то, как выглядит тело усопшей. Однако на картине Мария выглядит идеализированно: лицо миловидное, нет особых черт, которые сразу запомнишь. В угоду сюжету лицо либо обезображивали, либо изображали гармонично.

Яркий представитель эпохи — Рубенс, который запечатлевал идеальный для него тип фигуры — пышной белокожей женщины. Причём такую красоту ценил не только он, а все художники Северной Европы — образ богатой белоручки, нежной, способной родить, выносить и вскормить большое количество детей. Отсюда и предпочтения «тела».

Дамы для красоты вырезали из кусочков ткани звёздочки, цветочки, сердечки и приклеивали их на лицо, создавая причудливые родинки, или же просто прикрывали оспинки и прыщи. Красавицы дорожили тонкой талией, большими грудью и бёдрами — на помощь приходили корсет, пышный кринолин, каблуки. Дамы делали экстремально высокие причёски, куда вплетали искусственные волосы, используя для прочности сало или сливочное масло.Директор музея назвала рококо (XVIII век) самым толерантным периодом в искусстве — изображались и пышки и худышки… Разные женщины с миловидным личиком.

— Многое зависело от конкретного художника, — отметила Анастасия Кистова. — Например, Франсуа Буше в зависимости от сюжета использовал разный тип красавиц. Рококо умеет подать любую даму в лучшем виде — нежно, очень игриво и неравнодушно.

Переход от сентиментализма к романтизму — это рубеж XVIII — XIX веков. Дамы одеты по моде, черты лица индивидуальны, но всё равно приведены к одному какому-то идеалу — манящая, эмоционально-одухотворённая, с полуулыбкой, прямым взглядом.

Спортсменки, комсомолки и просто красавицы...

В советском искусстве были свои идеальные стандарты. Социалистический реализм — это про достоинство обычного человека, занимающегося простым трудом, строительством светлого будущего.

То время отличалось идеализацией повседневной жизни. Лучшие образы советских женщин в живописи можно увидеть у Александра Самохвалова — видно, что это дородная, здоровая и сильная фигура.

Постепенно женщины освободили себя от корсетов, надели брюки, мини-юбки и обрезали волосы... Они стали более раскрепощёнными, независимыми и не стеснялись пользоваться косметикой. Это отражалось в работах разных живописцев.

— Искусство XX века очень разнообразно, — поделилась Анастасия Викторовна. — Наряду с соцреализмом был тот же самый Пабло Пикассо или Анри Матисс. Они и пропорции искажали, и краски кожи… Да и просто женское начало выражали абстрактно, через цвет или условную форму.

Искусствовед отметила, что XX век хорош своим разнообразием — есть художники, которые работают в академических традициях, изображают слегка идеализированных людей. Есть те, кто продвигает реализм.

— В этом случае мы смотрим на работы художников как на фотографии, — добавила директор музея. — Если говорить о настоящем, то, как мне кажется, в XXI веке на первый план выходят не идеалы красоты, а индивидуальность автора, концепция замысла: «Ура, женщина может быть любой!»

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА