Новости

Билеты в кино могут подорожать

Билеты в кино могут подорожать

Счётная палата России намерена всерьёз заняться деятельностью кинопрокатчиков. Аудиторы предлагают увеличить таможенные сборы при ввозе копий иностранных фильмов. Если размер сбора всё-таки вырастет, то прокатчики своей прибыли не упустят. Дополнительные расходы на приобретение фильмов лягут на плечи потребителя, которому придётся платить за билет большую сумму.

Важнейшее из искусств

Логика чиновников проста. Специалисты счётной палаты уверены, что денег от киноиндустрии в бюджет попадает мало. Аудиторы посчитали, что общая сумма кассовых сборов от прокатов, прошедших через Шереметьевскую таможню, составила около шести миллиардов рублей. В казну же поступило немногим меньше 15 миллионов.

- На наш взгляд, в этом заключается существенный резерв пополнения федерального бюджета - за счёт выплаты таможенных пошлин за возврат лицензионных платежей, - заявил аудитор Счётной палаты РФ Игорь Васильев.

При этом в своей нехитрой арифметике чиновники забыли про налоги, которые платит в бюджет каждый кинотеатр страны. Отчисления в казну делают и компании, привозящие фильмы в Россию из-за рубежа.

Аналитики уже описали последствия повышения таможенных пошли на копии фильмов. Вариантов развития ситуации немного. Либо в кинопрокат начнут преимущественно выходить работы российских режиссёров, либо на больших экранах будут показываться только кассовые фильмы. Ну и, разумеется, вырастут цены на билеты. Российские производители кино уже выразили опасение, что повышение стоимости билета может отпугнуть зрителей, а следовательно, упадёт посещаемость кинотеатров. Отметим, что стоимость билетов и так должна будет увеличиться после ввода единой системы контроля, утверждённой премьер-министром Владимиром Путиным в прошлом году.

Вице-президент по международным отношениям компании «Централ Партнершип» Армен Дишдишян уверен, что увеличение таможенных сборов при ввозе копий иностранных фильмов в Россию окажется вредным для кинорынка и не принесёт прибыли государству. «Рост бокс-офиса в России вызвал неадекватный рост цен на фильмы на международных кинорынках, - полагает Дишдишян.- К тому же резкое падение продаж DVD и цен на ТВ ещё больше снизил норму прибыли для дистрибьюторов. Соответственно, рост таможенных расходов должен как-то компенсироваться прокатчиками, чтобы им был резон оставаться в бизнесе».

В такой ситуации прокатчики будут покупать меньше фильмов и, не исключено, искать непрозрачные схемы обхода. А оба этих направления не только вредны для рынка, но и существенно понизят налоговые отчисления в казну.

От нововведений больше всего пострадают прокатчики немассового кино: артхаусного, документального и авторского. Если коммерческие кинотеатры с развитой системой сопутствующих услуг - кафе, поп-корн, игровые автоматы - свою прибыль не упустят, то для муниципальных кинотеатров повышение цен на билеты и исчезновение с рынка киноиндустрии игроков, реализующих картины ограниченного проката, станет серьёзным испытанием.

- Наш основной вид деятельности - кинопоказ, - говорит Людмила Козлова, заместитель директора по кинопрокату муниципального учреждения «Дом кино». - Мы рассматриваем кино как искусство, а не средство зарабатывания денег. В отличие от коммерческих кинотеатров мы можем себе позволить концепцию в выборе фильмов. Дом кино - единственное в Красноярске место, где зрители могут увидеть фильмы ограниченного проката, фильмы, которые были участниками крупных кинофестивалей, авторское кино, которое очень спорно воспринимается. Это некоммерческое кино, на нём больших денег не заработаешь.

Конечно, изменение правил игры в киноиндустрии прежде всего скажется на кинопрокатчиках. Однако от них зависит и работа кинотеатров. Ведь какой товар будет предложен на российском рынке, такие картины и появятся на больших экранах страны. И кинопрокатчики, и владельцы кинотеатров резонно говорят: фантазировать, что будет, если таможенные пошлины на ввозимые фильмы повысятся, дело очень неточное. Вот если сборы действительно повысятся, рынок сам расставит всё на места.

- Мы не говорим, что совсем не показываем массовое кино, - подчёркивает Людмила Петровна. - Просто мы относимся к кино как к искусству. И даже среди тех фильмов, которые выходят в широкий прокат, пытаемся найти хорошее кино. Мы и «Начало» Кристофера Нолана показали, он шёл вторым экраном. Сейчас «Бойца» Дэвида О`Рассела демонстрируем. «Неадекватные люди» Романа Каримова - наш российский фильм, он тоже был в нашем репертуаре. Фильмов ограниченного проката, возможно, станет меньше, потому что будет невыгодно их приобретать. Но отказываться от концептуального кино мы не намерены.

Однако и без предполагаемых мифических пока проблем в деятельности российских кинотеатров хватает трудностей. По словам заместителя директора Дома кино по кинопрокату, очень сложно найти конкретный фильм. «У нас был проект «Легендарное кино». По выходным мы показывали известные знаковые фильмы прошлых лет, - вспоминает Людмила Козлова. - Это картины как российских, так и иностранных режиссёров. Многие фильмы были найдены только благодаря тому, что в городе есть компания «Красноярский кинограф», в прошлом Енисейкино, которая сохранила весь фильмофонд, который в Красноярске показывался в советские времена. Мы показали зрителю «Солярис» Тарковского, «Крёстного отца», «Полёт над гнездом кукушки». Однако очень скоро проект пришлось свернуть. Ресурсы фильмофонда были исчерпаны. Кинотеатр может показывать кино, только получив на это право. Когда срок действия прокатного удостоверения кончается, неясно, где искать правообладателя фильма и как продлить права на его показ. В России мало кинопрокатных компаний, имеющих большой богатый архив. До сих пор не можем найти фильм «Пианино» Джейн Кэмпион.

Специалисты говорят: для кинотеатров, реализующих программы ретроспективных показов, ситуация с невозможностью найти правообладателя какого-нибудь определённого фильма - правило, нежели исключение. Муниципальные кинотеатры, подобные красноярскому Дому кино, существуют в Челябинске, Иркутске, Екатеринбурге, в Москве. Все эти учреждения в своей работе опираются на фильмофонды, которые есть в их регионах.

Между тем коммерческие кинотеатры решают вопрос привлечения клиентов всеми возможными способами. Борьба за зрителя в Красноярске обрела необычный оборот. И всё из-за промоакции, организованной федеральной сетью развлекательных центров. Билеты для молодёжи на сеансы до восьми часов вечера продают всего по 80 рублей. 17-метровый плакат с информацией о мероприятии неизвестные унесли ночью. Теперь поиском злоумышленников и самого плаката занимаются оперативники Центрального района. Пострадавшая сторона написала заявление в милицию. А обиженные промоакцией федеральной сети кинозалов - письмо крупнейшим мировым производителям фильмов: таким, как «XXвек Фокс» и «Уолт Дисней». Между кинопроизводителями и прокатчиками подписан меморандум о неприемлемости выставления низких цен на фильмы. Под жалобным документом подписались представители разных развлекательных центров.

Все возможные льготы, молодёжные и студенческие карты, детские билеты сегодня предоставляет большинство кинотеатров. Антимонопольщики говорят, что недобросовестная конкуренция - популярный способ получить незаконно конкурентные преимущества. А за это можно привлечь к ответственности. Однако заявление в УФАС бизнесмены писать не торопятся. Что вполне понятно. Если хорошо покопаться, то такого рода грехи есть едва ли не у каждого кинокомплекса, а антимонопольное законодательство позволяет возбуждать дела по факту событий даже трёхлетней давности.

Правда, как часто бывает, в войне между предпринимателями может пострадать простой потребитель - зритель. Скидки на билеты могут быть просто отменены. Ведь выставляемые на билеты цены ниже пожеланий кинопроизводителей, и они могут потребовать от прокатчиков выполнения договорных обязательств.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА