Стадион
«Сейчас я жалею, что запрещал старшему сыну играть в футбол». Легендарный Бувайсар Сайтиев об Олимпиаде и величайших борцах
Он также поведал о футбольной карьере сына.
Трёхкратный олимпийский чемпион Бувайсар Сайтиев снова посетил Красноярск, давно ставший для него второй родиной. Легендарный борец был почётным гостем на юношеском турнире своего имени. В плотном графике Сайтиева нашлось время для эксклюзивного интервью «Городским новостям». Бувайсар Хамидович поделился своим видением ситуации в краевой борьбе, подвёл итоги Олимпиады, высказал отношение к смешанным единоборствам и рассказал о футбольной карьере старшего сына.
О проблемах
— Год назад мы разговаривали с вами о связи Академии борьбы с городами и районами края. Тогда вы отметили, что это взаимодействие нарушено. Изменилась ли ситуация за год?
— К сожалению, стала только хуже. Могу судить по результатам, которые не улучшились. Пирамида нашего спорта, увы, не функционирует в полной мере.
— Что за пирамида?
— В её основе лежит массовый спорт, а именно количество залов в территориях края и дети, которые там занимаются. Затем тренеры отбирают ребятишек, в перспективе готовых стать большими чемпионами. Их приглашают в Красноярск и дают все условия для работы. Когда спортсмены взрослеют, им помогают в бытовых вопросах и дают премии за результаты. Лучшие попадают в сборную и приносят стране победы. Вот так работает эта пирамида.
— А что в ней не так?
— Не хватает главного авторитета, которому доверяют другие. Таким человеком долгие годы был Дмитрий Георгиевич Миндиашвили. Никого не хочу упрекать, но заменить его очень сложно — на это потребуется время. Дмитрий Георгиевич умел работать на результат, любил борьбу и буквально жил ею. Тренер верил в своих воспитанников, и они отвечали ему взаимностью. Даже те, кто не вышел на высокий уровень, стали достойными людьми.
Проблема ещё в том, что в Академии борьбы перестали отбирать спортсменов из других регионов. Миндиашвили искал талантов по всей стране. Я сам приехал из далёкого Хасавюрта, но всей душой полюбил Красноярск и считаю его второй родиной. Нам нужно хорошее усиление со стороны. Местные дети получат пользу, если с ними на одном ковре будет тренироваться чемпион мира. Они поверят, что смогут дойти до такого же результата.
— Но привезти топ-спортсмена в Сибирь не так просто. Вряд ли Академия самостоятельно решит этот вопрос.
— Для этого очень важно находить язык с руководством регионов. Опять же упомяну Дмитрия Георгиевича — у него это получалось лучше всего. Каждому нашему губернатору, начиная от Павла Федирко, он доказывал, что борьба крайне нужна Красноярску. Миндиашвили ходил по заводам, выпрашивал помещения, обустраивал залы в подвалах. Постепенно, шаг за шагом он поднял нашу борьбу до олимпийских высот. Его методы работы актуальны и сейчас.
О величайших борцах
— Поговорим об Олимпиаде, которая завершилась недавно. Кого бы отметили из её участников?
— Скажу честно — эту Олимпиаду я смотрел очень мало. Следил только за борьбой. Дело в том, что один из воспитанников нашей школы Разамбек Жамалов сменил гражданство и в составе сборной Узбекистана выиграл олимпийское золото. Он занимался у моего брата Адама, и мы очень гордимся его успехом. Разамбек, кстати, дважды боролся по юношам на турнире Сайтиева в Красноярске, но ни разу не смог победить. А Олимпиаду взял с первой же попытки!
Ещё отметил бы Магомеда Рамазанова из Болгарии и Ахмеда Тажудинова из Бахрейна — это наши парни, выходцы из Дагестана, которые тоже победили в Париже. Российская борьба настолько сильна, что даже в отсутствие сборной её воспитанники побеждают всех, пусть и под другими флагами.
— Когда Жамалов, Рамазанов и Тажудинов приняли решение сменить гражданство, вы как к этому отнеслись?
— Есть общепринятая форма перехода в другие сборные, прописанная в уставе Объединённого мира борьбы. С точки зрения правил нет никаких нарушений. Лично я к этому отношусь положительно. В России борьба развита настолько, что даже сильные спортсмены не всегда попадают в основную сборную. Смена гражданства для них — способ продлить карьеру и что-то выиграть. Так было и в моё время, и есть до сих пор. Ничего плохого в этом нет.
— Тажудинов стал главным открытием последних лет. Парень за год выиграл и чемпионат мира, и Олимпиаду. Я до сих пор помню, как Ахмед уничтожил на ковре легендарного Кайла Снайдера. При этом парню всего 21 год. В чём его феномен?
— Ахмед воспитывался в дагестанской школе борьбы, которая по праву считается одной из сильнейших в мире. Это одарённый, грамотно обученный и целеустремлённый спортсмен, который попал в хорошие руки. Тажудинов, кстати, занимался вместе с нашим двукратным олимпийским чемпионом Абдулрашидом Садулаевым. Парень вырос в атмосфере победителей. Когда ты постоянно видишь в зале чемпионов Европы, мира и Олимпийских игр, то невольно тянешься к ним и становишься таким же. Остаётся только любить спорт, верить в успех и усердно тренироваться.
— На этих же Играх пятикратным олимпийским чемпионом стал кубинец Михейн Лопес. Как ему удаётся не проигрывать на главных стартах уже 16 лет?
— Это уникальный от природы человек. Даже в своём тяжёлом весе он выглядит физически мощнее соперников. К тому же кубинская школа борьбы, которую создавали советские специалисты, до сих пор высоко котируется в мире. Ну и не забываем о прописных истинах — любви к спорту, дисциплине и целеустремлённости. Казалось бы, они лежат на поверхности, но без них не бывает великих побед.
— Часто можно услышать, что спортсмена мотивируют большие деньги. На Кубе их, мягко говоря, не так много. Но это не помешало Лопесу пять раз победить на Олимпиаде. Получается, дело не в деньгах?
— Конечно. Надо любить своё дело. Я смотрел его интервью, где ему задали вопрос о мотивации. Михейн ответил: «Я пытаюсь показать своим соотечественникам, что такие успехи возможны. Для меня важно стоять под флагом страны и мотивировать людей на свершения». Лопес на Кубе — герой. Это живой символ страны. Его победы — не только медали, но и реклама Кубы во всём мире. На примере Михейна растут тысячи детей. Для него это важнее любых денег.
— Сейчас возобновились споры о лучшем борце в истории. Одни называют Лопеса. Другие упоминают Александра Медведя, который недавно, к сожалению, ушёл из жизни. Вас тоже считают лучшим. Вы сами кого назовёте?
— Если по медалям и результатам, то Лопес. Только он сумел пять раз победить на Олимпиаде. В своё время лучшим был Александр Медведь, и его тоже можно назвать феноменом. Александр Васильевич рос в послевоенные годы, у него не было условий для тренировок, но он всё равно сумел стать трёхкратным олимпийским чемпионом. Такой же результат у Александра Карелина. Вот этих борцов — Лопеса, Медведя и Карелина — я назову величайшими. Для меня они находятся на одной ступени.
— Вы ведь тоже три раза выигрывали Олимпиаду. Разве не считаете себя причастными к этой когорте?
— Я не стал бы говорить о себе как об особенном человеке. Да, мне удалось очень многое в спорте, и об этом знает весь мир. Возможно, я бы мог выиграть ещё больше медалей. Но если говорить о величайших, то моё мнение неизменно — это Михейн Лопес, Александр Медведь и Александр Карелин.
— Сборная России по борьбе не поехала на Олимпиаду под нейтральным флагом. Правильно ли она поступила?
— В Париже недавно прошли Паралимпийские игры. Я смотрел их, и меня брала гордость за российских спортсменов. Сколько медалей они взяли! Хотя участвовали на тех же нейтральных условиях. Я уверен: если бы наша олимпийская сборная поехала в Париж, то выступила бы точно не хуже. Все бы знали, какую страну она представляет. На мой взгляд, нужно было ехать.
О смешанных единоборствах
— Олимпийский чемпион Заурбек Сидаков сейчас готовится к переходу в смешанные единоборства. Как относитесь к его решению? Стоит ли менять борьбу на ММА?
— Вы верно отметили, что Сидаков — олимпийский чемпион. Это профессионал с большой буквы. Решение принимает только он, и я не вправе давать ему оценку. Могу лишь пожелать удачи в новом деле.Но я сам не приемлю ММА. Более того, скажу прямо: своим детям запретил бы участвовать в смешанных единоборствах.
— Категорично. Почему?
— Я не могу принять открытую драку и мордобой. Ни в коем случае не осуждаю бойцов из ММА. Даже сам могу иногда посмотреть, как они избивают друг друга. Это захватывает, спору нет! Я даже дружу с ребятами из ММА и уважаю их выбор. Но для меня и моих детей участие в смешанных единоборствах неприемлемо.
— Давайте представим ситуацию. Вы действующий спортсмен на пике формы, и вам предлагают перейти в ММА за хорошие деньги. Разве отказались бы?
— Да. И сделал бы правильный выбор. Никакие деньги или популярность не заставили бы меня изменить решение.
О рекламе
— Каким вы видите развитие борьбы в России в ближайшее десятилетие, учитывая непростую геополитическую обстановку?
— Стоит отдать должное профильной федерации, которая ведёт очень серьёзную работу. Нам удалось сохранить своё место в Объединённом мире борьбы — мы по-прежнему участвуем в крупных международных чемпионатах. Но не стоит забывать о новых формах работы.
Сейчас мы создаём клубную лигу, в которой будут участвовать разные регионы России. По этому поводу идут консультации с Объединённым миром борьбы и Международным олимпийским комитетом. Мы хотим не только внедрить эту лигу у себя, но и предложить распространить её в других странах. Нынешние форматы требуют реорганизации. Нам надо выводить борьбу на профессиональные рельсы — создавать лиги, клубы, монетизировать достижения. Надеюсь, в ближайшее время мы добьёмся своего.
— А реально ли раскрутить борьбу? Если не сравняться с ММА, то хотя бы приблизиться?
— Конечно! Нужно просто правильно выстроить пиар-кампанию. С помощью рекламы можно выгодно продать любой товар — это закон экономики. Наш вид спорта имеет тысячелетние традиции, огромное количество профессионалов и массовость — более 200 стран входят в Объединённый мир борьбы. При желании и грамотной работе мы можем не просто приблизиться к ММА, но и сравняться, и даже выйти вперёд.
О футболе
— Ваш старший сын Абдурахман в этом году дебютировал в профессиональном футболе. Сразу вопрос: почему не борьба? В детстве он, насколько знаю, показывал неплохие результаты на ковре.
— Да, сын до 11 лет занимался борьбой, но всегда любил футбол. Мы жили в Москве, и я понимал, что ребёнку будет тяжело пробиться в спорт высших достижений. Всё-таки, объективно говоря, уровень столичной борьбы не тот, который есть в Дагестане или в Красноярске. Я сказал сыну: «Ты можешь заниматься чем-то другим, если захочешь». И он сразу же выбрал футбол. Я понимал, что так и будет. Хотя в раннем детстве не разрешал сыну играть в футбол.
— Почему?
— У меня, честно говоря, было предвзятое отношение к футболистам и их образу жизни. Я всегда хотел, чтобы мои дети занимались борьбой. Видел их в трико на ковре. Но получилось иначе. Сейчас, кстати, я жалею, что запрещал старшему сыну играть в футбол.
— Абдурахман, получается, воспитанник московской школы?
— В какой-то мере да. Полтора года он занимался в ФШМ. (Футбольная школа молодёжи, или ФШМ — одна из старейших спортшкол страны. — Прим. авт.) Затем перешёл в академию «Краснодара», где провёл пять с половиной лет. Она, на мой взгляд, лучшая не только в России, но и во всём мире. Там прекрасные условия!
Когда сын выпустился из академии, встал вопрос: а где играть? Я посоветовался с друзьями-футболистами, и мне рекомендовали отправить ребёнка в махачкалинское «Динамо» — в то время оно как раз боролось за выход в премьер-лигу. Тогда команду тренировал знаменитый Курбан Бердыев. В итоге сын попал в «Динамо» и сейчас играет за вторую команду.
— У парня уже есть гол во второй лиге, и в целом тренеры дубля ему доверяют. Как считаете, его карьера стартовала успешно?
— Для своего возраста сын играет достойно. Надо понимать, что он поздно пришёл в футбол, и некоторые моменты ему приходится усваивать здесь и сейчас. Но «Динамо-2» — прекрасная команда, в которой можно вырасти в профессиональном плане. Если Рахим будет биться и показывать свои лучшие качества, то у него сложится карьера футболиста.
— Верите ли в дебют сына в Премьер-лиге? Судя по всему, «Динамо» вышло всерьёз и надолго.
— Пока не могу сказать. Объективно говоря, сын пока не готов к высшему дивизиону. На своём уровне, повторюсь, он играет достойно. Если будет работать, то всё получится.
— Не хотели бы увидеть Рахима в «Енисее»?
— Да с удовольствием! Лишь бы ему нравилось. И, конечно, команда должна соответствовать задачам, которые футболист ставит перед собой. Я буду только рад увидеть сына в Красноярске. Но пока у него всё складывается в «Динамо».
Досье
Бувайсар Сайтиев
Дата рождения: 11 марта 1975 года (Хасавюрт, Дагестанская АССР).
Звания: заслуженный мастер спорта (1996), почётный гражданин Красноярска (2010), народный герой Дагестана.
Достижения: трёхкратный олимпийский чемпион (1996, 2004, 2008), шестикратный чемпион мира и Европы, четырёхкратный чемпион России. Является одним из самых титулованных борцов вольного стиля в истории спорта.
Награды: орден Дружбы (1997), орден Почёта (2006), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2009).
Семья: женат, воспитывает троих сыновей и дочь. Младший брат Адам (род. 1977) — борец, олимпийский чемпион (2000), двукратный чемпион мира. Старший сын Абдурахман (род. 2005) — профессиональный футболист, нападающий махачкалинского «Динамо-2».