Общество
Под Красноярском создали комплекс радиоэлектронной борьбы с беспилотниками
Скоро машина, напичканная электроникой, отправится на передовую.
С виду обычная «буханка». Внешне от других таких же она отличается только современным багажником, установленным на крыше. А в багажнике — секрет. На самом деле в этом УАЗе находится мощный комплекс радиоэлектронной борьбы с вражескими беспилотниками — разработка железногорских инженеров и техников, выполненная по заказу их земляков из зоны специальной военной операции. Скоро машина, напичканная электроникой, отправится на передовую. «Городские новости» побывали в закрытом городе и пообщались с авторами противодронового проекта.
Защита от атак
Беспилотники — серьёзная сила, которую используют в современных военных действиях, как для разведки, так и для нанесения боевых ударов. Но в нынешних реалиях недостаточно иметь в арсенале только парк собственных дронов, ведь у врага они тоже есть. Для победы над противником требуется оборудование, которое поможет защититься от атак вражеских «птиц», — средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В этой технике применяется радиоизлучение, которое воздействует на системы связи и управления, нарушает их работу — обманывает электронику и подавляет её.
В распоряжении российских бойцов имеются штатные средства РЭБ, работающие на большие расстояния и решающие огромное количество задач. Но для небольших войсковых подразделений нужно более компактное и мобильное оборудование. Именно такое и сделали железногорские инженеры для своих земляков, которые сейчас находятся на линии боевого соприкосновения.
— Мы долго думали, чем можем быть полезными нашим бойцам, — рассказал журналистам Семён Ташев, генеральный директор компании «Сибрадиотех» и инициатор проекта. — Мы занимаемся производством высокочастотных кабельных сборок, используемых в радиотехнике, выполняем эту работу на базе промышленного парка ЗАТО Железногорск. На СВО воюют серьёзные профессионалы, у них есть собственное высокотехнологичное оборудование, в том числе 3D-принтеры. Однако потребность в увеличении потока техники у них всё же имеется. Дело в том, что на сегодня FPV-дроны — это настоящая рабочая лошадка, они стали обыденностью, как и антенны, усилители.
Поясним, что FPV-дрон (аббревиатура расшифровывается как «наблюдение от первого лица») — это беспилотник с камерой, которая с помощью беспроводной связи передаёт видео на очки виртуальной реальности. Таким образом человек, управляющий «птицей» (его называют пилотом), не отрываясь от земли, видит всё, что происходит под крылом летательного аппарата.
По заказу бойцов
Маленький электронный разведчик может незаметно подбираться к позиции противника и получать любую информацию. А бороться с ним можно, только используя высококлассную технику. Именно такую и создали железногорские специалисты. Разработка получила название «Штиль».
Стоит отметить, что железногорские умельцы свои изделия создают по современным технологиям. Например, соединяют кабели не классическим способом (паяльником или термопинцетом), а с помощью индукции. Это обеспечивает должные радиотехнические характеристики продукции. Так что в такой работе специалисты организации разбираются хорошо.
— Нужные компетенции в радиоэлектронике у нас есть, поэтому мы и занялись разработкой данного комплекса, — объяснил Семён Олегович. — Испытали его в полевых условиях. Расстояние, на которое распространяются помехи, — около 800 метров от системы. То есть на этом расстоянии дроны теряют видеосигнал, управление, а соответственно, ориентацию в пространстве по GPS, и садятся.
Комплекс состоит из автомобиля УАЗ, в простонародье «буханки», и радиоэлектронной системы. Она глушит сигналы, передаваемые по каналам связи, которые чаще всего используются вражескими пилотами.
— Частоты называть я не буду, это щепетильный вопрос, — отказался отвечать на вопрос журналистов инициатор разработки. — Скажу лишь, что у нас девять каналов. Мы сделали полосы частот по техническому заданию, которое нам выдали ребята с линии боевого соприкосновения. Но диапазон можно менять по мере необходимости.
Демонстрировать работу системы журналистам Семён Олегович тоже не стал. «Иначе ваша электроника может прийти в негодность», — пояснил он.
«Буханку» доработали
Важно, что новенькую «буханку» разработчикам пришлось существенно модернизировать. Радиоэлектронную систему не от каждой розетки можно запитать, она потребляет очень много энергии. Мощности УАЗа тоже изначально не хватало. Совместно со специалистами из Федерации автозвукового спорта Железногорска радиотехникам удалось полностью переделать стандартную «буханку» в части энергетики. На машину был установлен специальный генератор, выдающий в бортовую сеть ток нужной силы. Но в случае необходимости и при наличии соответствующего источника питания радиоэлектронную систему можно подключить и к наземной сети.
Собирали комплекс инициативно в свободное от работы время. Часть работ проделали в гаражах, что-то — в лабораториях Сибрадиотеха. На закупку необходимых деталей и модулей потратили примерно два миллиона рублей из собственных средств и около трёх месяцев.
— Это опытный образец, к концу месяца мы планируем его доработать и отправить на передовую нашим железногорским ребятам, чтобы они его испытывали в боевой обстановке, — уточнил Семён Ташев. — Наш подарок останется у бойцов. Но мы готовы масштабировать проект до больших количеств здесь, на территории промышленного парка ЗАТО город Железногорск. Конструкторская документация, а также соответствующие трудовые ресурсы и площади у нас есть. Надеемся, если испытания пройдут успешно, наш комплекс будет рекомендован к поставке в войска.
По словам Семёна Ташева, при постановке этой работы на поток сроки изготовления, а также стоимость одного комплекса получится значительно уменьшить. Кстати, вместо буханки для системы можно использовать любые другие автомобили, главное — их модернизировать.
Нюанс
Доставить на линию боевого соприкосновения разработку железногорских новаторов поможет красноярское отделение президентского движения «Народный фронт».
Комментарий
Алексей Кулеш, депутат Законодательного собрания Красноярского края по Железногорскому избирательному округу:
— Железногорск — это не только город высоких технологий, но и сосредоточение научного и инженерного потенциала. Здесь практически на коленке научились собирать сложнейшие приборы, которые используются в наших спутниковых и, как теперь выяснилось, в военных разработках. Ребята весь этот комплекс РЭБ сделали за свои деньги, потратив своё личное время. Скоро он поедет на передовую, чтобы пройти испытания в боевых условиях. Если они пройдут успешно, мы вместе с министерством промышленности края будем искать способы масштабировать производство уникального изделия.