Проспект культуры
Красноярцы рассказали о своих любимых сказках
Объясняем, почему волшебный фольклор интересен и важен в любом возрасте.
Колобок, Баба-яга, кот учёный, Карлсон, Муми-тролли… Это герои, которые не нуждаются в представлении и знакомы нам с самого детства. 21 сентября, в День придумывания сказок, мы попросили горожан поделиться своими любимыми историями, а потом уточнили у специалистов, зачем читают сказки детям и нужно ли к ним возвращаться уже во взрослом, осознанном возрасте.
Другой мир
Елена Шепиленко поделилась, что у неё была и остаётся любимой сказка «Конёк-горбунок» Павла Ершова: «Читала сама, обожаю советский полнометражный мультфильм, могу некоторые части цитировать наизусть. Теперь с удовольствием смотрим и читаем вместе с сыном».
Для Тамары Михайловой были интересны русские народные сказки, особенно те, в которых был сильный женский персонаж.
— Например, Царевна-лягушка. Она сама справляется со всеми трудностями, да ещё и Ивану-царевичу помогает. Интересно, что образ мудрой и прекрасной девушки вообще свойственен для русских сказок. Очень нравилась книга с иллюстрациями Билибина, где Василиса освещает себе путь черепом на палке. При этом картинки совсем не казались страшными, — рассказала девушка. — Сейчас, во взрослом возрасте, нравятся сказки Бажова. Они завораживают, кажутся полуправдой, будто это могло происходить на самом деле. Много реалистичных деталей, подробностей из жизни людей тех лет. У них даже особый жанр — сказы.
Такой жанр фольклора отметила и Ольга Филиппенко, которая в детстве зачитывалась антологией «По дорогам сказки» Тамары Габбе и Александры Любарской.
— Там были собраны не только популярные истории, типа «Гадкого утёнка» или «Дюймовочки», но и скандинавские былины, сказы, притчи... До этого я читала в основном, наверное, как и все, русские народные сказки. А тут — другой, необычный мир! Жаль, книжка не сохранилась, — добавила Ольга Вячеславовна.
Максим Севастопольцев отметил, что до сих пор помнит необычную эвенкийскую сказку, которую прочитал в далёком детстве.
— Она называлась «Цена иголки». По сюжету глава семейства ушёл на рыбалку, а когда вернулся домой, увидел плачущую жену. Чангиты угнали всех оленей. Женщине с ребёнком пришлось прятаться в тайге, чтобы их не убили. А муж сказал: «Ох, как ты меня напугала. Я думал, ты потеряла иголку!» — вспоминает Максим. — Реакцию мужчины я совсем не понял и отправился к дедушке за пояснениями. Оказалось, в старинные времена в семье эвенков женщина имела только одну иголку. Если её теряли, то нечем было шить одежду, и вся семья погибала. Меня так впечатлила эта история, непонятная на первый взгляд, но рассказывающая о реалиях прошлого другого народа, что я и в детстве, и сейчас с удовольствием знакомлюсь с фольклором самых разных народов.
Студентка Ирина Тимошкина поделилась, что примерно в десятилетнем возрасте познакомилась с первой историей цикла «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса — «Лев, Колдунья и платяной шкаф».
— Это было потрясающее погружение в волшебный мир, в который обычные дети случайно попадают через шкаф в доме их дядюшки. Там они вступают в борьбу со злом в лице Белой Колдуньи. Нарнию населяют фантастические существа, говорящие звери, а создал этот мир Великий Лев Аслан, — отметила красноярка. — Позже, уже будучи взрослой, я познакомилась со всеми книгами цикла. Автор заложил в свою сказку христианские мотивы: любовь к близким, самопожертвование, прощение того, кто ошибся и искренне раскаялся. Думаю, эти темы близки и детям, и взрослым.
Добрым молодцам урок
Психолог Варвара Антипова поделилась, что волшебные сюжеты могут стать лекарством.
— Существует целое направление в арт-терапии (лечении искусством), которое называется сказкотерапия: человеку рассказывают индивидуально подобранные сюжеты, а те помогают разобраться с запросом, с которым клиент пришёл к специалисту, — отметила Варвара Антипова. — Работая на ценностном уровне, история восстанавливает надломленные внутренние пружины, щедро делится накопленным не одним поколением житейским опытом.
Варвара отметила, что взрослым важно не просто слушать или читать волшебные истории, но и учиться анализировать их. В процессе работы по методам сказкотерапии создаётся новое сочинение — личный сюжет со счастливым концом, где главный герой успешно справляется со всеми трудностями, которые возникают на его пути. Так достигается терапевтический эффект и создаётся положительный сценарий развития дальнейших событий.
— Человек видит выход из сложившейся ситуации, которая не так давно казалась ему неразрешимой, — добавила специалист. — Однако сказка лечит не только при работе с терапевтом. Если внимательно перечитать фольклор, то можно увидеть целую коллекцию народной мудрости для применения в своей жизни.
Варвара рассказала, что лечебную сказку можно придумать и самостоятельно, главное — сочинять с удовольствием, чтобы история обязательно нравилась.
— С добрыми, волшебными сюжетами не нужно расставаться на протяжении всей жизни, — уточнила девушка. — Чем больше мы обращаем внимание на качественные, созидающие рассказы, тем лучше для нашей психики, — это даёт оптимизм и уверенность в своих силах.
Большая польза
Детский психолог Нина Вайс отметила важность сказок для развития ребёнка. Простые для восприятия истории знакомят малыша с внешним большим миром, в них чётко видно, кто из героев хороший, а кто плохой. При этом сюжет знакомит с самыми разными жизненными ситуациями, и, что немаловажно, всё обязательно закончится хорошо: трудолюбие, ум, щедрость и открытость миру помогут справиться с любыми невзгодами.
— В первую очередь у малыша развивается воображение, — отметила Нина Вайс. — Также истории дают правильные установки, оказывают влияние на социальное и эмоциональное развитие, воспитывают нравственность. По личному опыту могу сказать, что, к сожалению, современные родители практически не читают сказок детям. Я со своими воспитанниками во время подготовки к школе разбираю речевые игры, основанные в том числе и на русских народных сказках. Многие ребята в них практически не ориентируются, хотя фольклор учит, что находчивость, трудолюбие и смекалка выручат в любой ситуации. Такие истории могут стать примером.
Нина добавила, что родителям очень важно читать сказки вслух своим детям — не только для кругозора и общего развития.
— Примерно с полутора лет можно знакомить с книжками своего ребёнка. Это внимание со стороны взрослого, а также формирование установки «читать — хорошо». Процесс должен ассоциироваться с удовольствием от общения с родителями: сперва смотрим картинки, потом читаем и обсуждаем историю. Поэтому здесь важна не столько систематичность или продолжительность такого досуга, сколько эмоциональный настрой — занятие в радость, для мира и покоя в семье.
От автора
Вместо того чтобы гонять со сверстниками мяч на улице, я дома запоем читала книжки из Красноярской краевой детской библиотеки, которую посещала ещё с детского сада. Семь книг уходили влёт за неделю — сказки, рассказы, повести.
Хорошо помню, что обожала домашнюю «Изумрудную книгу лучших сказок мира» — красочное издание 1994 года с картинками, где были собраны истории разных народов. Причём в серию входили тома по «камням» и «металлам» — «Золотая», «Серебряная», «Янтарная», «Жемчужная» и так далее. Та самая, из моего детства, куда-то с годами затерялась, зато, когда я в прошлом году случайно увидела в букинистическом магазине «Бронзовый» том — купила не раздумывая!
Из любимых также отмечу историю о дружбе, искренности и важности вовремя посмотреть на себя со стороны — «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева. Сказка про Олю и Яло попалась летом на даче после первого класса — старенькая, выцветшая книга в мягкой обложке. Бабушка рассказала, что её читала ещё моя мама в школьные годы. Причём знаменитую экранизацию с прекрасными Анастасией Вертинской и Тамарой Носовой я увидела гораздо позже.
А вот сюжеты про принцесс, которые вечно попадали в беду и ждали спасения от прекрасного принца, мне никогда не нравились, как и «Морозко» с Настенькой, — то ли дело Марья Моревна или Василиса Микулишна!