Новости

Орда православная

Орда православная

_750 лет назад, в марте 1261 года, по ходатайству князя Александра Невского и по благословению ордынского хана Берке была основана Сарайская епархия православной церкви с кафедральным центром в столице Золотой Орды - городе Сарае. _

Епархия несколько раз меняла название - Переяславская и Сарайская, Сарская и Подонская, Крутицкая, Крутицкая и Коломенская, - но всегда имела чрезвычайно важное значение в русской православной жизни. В 1454 году Сарайская (Сарская) кафедра была перенесена в Москву на Крутицы, а её святители стали «помощниками», то есть заместителями Первосвятителей Русской Церкви. С 1551 года именно Сарский владыка замещал вакантную Первосвятительскую кафедру (в случае её вдовства), это преимущество было подтверждено во время учреждения Патриаршества в 1589 году, а епископ Сарский Геласим был возведен в сан митрополита. В 1738 году митрополия была упразднена в связи с присоединением к Московской епархии. Но с восстановлением патриаршества в России был восстановлен и титул митрополита Крутицкого и Коломенского.

Владыка и сейчас обладает особыми правами. По нынешнему Уставу РПЦ он по должности является постоянным членом Священного Синода, управляет Московской епархией на правах епархиального архиерея (называется Патриарший Наместник, а вообще архиереем Московской епархии является сам Патриарх), в период междупатриаршества вступает в управление епархии. Кроме того, Митрополит возглавляет ключевую Синодальную комиссию по канонизации святых, курирует издательскую деятельность РПЦ, отвечает за юбилейные мероприятия и т. п. Вообще в церковной истории считается, что Московская епархия (а это главная епархия РПЦ, отсюда и названия - Патриарх Московский и всея Руси, Московский Патриархат) берёт свое начало в Сарае. Во всяком случае, на официальном сайте РПЦ раздел «Московская епархия» начинается словами: «Предшественницей Крутицкой митрополии была епископия Сарская и Подонская, наследница епископии Сарайской. Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл III (+1281 г.) в 1261 году учредил в столице Золотой Орды епископскую кафедру. Первым иерархом Сарайским был епископ Митрофан».

С исторической точки зрения это весьма интересно. Разумеется, никто не ставит под сомнение истоки русского православия - они в Византии. Духовным основателем и небесным покровителем Русской Православной Церкви, также как Константинопольской, считается апостол Андрей Первозванный. В русских летописях есть даже легенда, что первый ученик Христа побывал с проповедями в местах, где потом появились Киев и Новгород (почти за тысячу лет до их возникновения!). Однако в организационном плане несколько сложнее - формально Русская Церковь получила автокефалию в 1589 году, когда вышла Уложенная грамота Константинопольского патриарха Иеремии II, но фактически это произошло на полтора столетия раньше. Тогда активный участник Ферраро-Флорентийского собора митрополит Киевский и всея Руси Исидор по приказу великого князя Московского Василия II Темного был арестован и заключен в Чудов монастырь (оттуда он сбежал и закончил жизнь в Риме кардиналом Римско-католической церкви). Затем Московский поместный собор осудил Флорентийскую унию и поставил епископа Иону во главе Русской митрополии без всяких согласований с Константинопольским патриархом.

Отношения Русской Церкви с её матерью - Константинопольской достаточно сложные сейчас (последние сто лет) и не менее сложными были в средние века. Несколько лет назад бывший офицер турецкой армии Вселенский патриарх Варфоломей I поучал одного из иерархов РПЦ митрополита Кирилла (ныне Московского патриарха), что единство православия - это вовсе не «вопрос цифр и политической силы». Между тем «цифры» имеют значение. У Московского Патриархата, хотя он, согласно диптиху, находится лишь на пятом месте среди православных церквей, паства - 100 млн человек по всему миру, 30 142 прихода и 788 монастырей, 32 266 священников и диаконов (цифры патриарха Кирилла на Архиерейском соборе в феврале прошлого года). А на канонической территории Константинопольского патриархата (в Турции) меньше 3 000 православных, в основном это пожилые греки (по всему миру паства составляет около двух миллионов). Мощь РПЦ превосходит все остальные вместе взятые 14 Восточных Церквей. Некоторые из них и выжили (например, вторая в диптихе - Александрийская) благодаря государственной поддержке православной России, начавшейся во времена Ивана Грозного.

Русская Церковь и в XIII веке имела исключительное значение, хотя и не обладала автокефалией. Восточные славяне к тому времени были самым многочисленным православным населением. Византийская империя рушилась, от неё откололись болгары и сербы, в 1204 году под ударами крестоносцев пал Константинополь, крестоносцы основали так называемую Латинскую империю, в которой православные греки стали жителями второго сорта. На Руси в это время, напротив, Православная Церковь укреплялась, несмотря на вассальную зависимость от Орды. Монгольская империя была крупнейшим государством за всю историю человечества (с Британской её сравнивать нельзя, поскольку монголы владели смежной территорией от Дуная до Камбоджи), однако собственно монгольское население составляло в империи ничтожно малую часть. Монгольской аристократии и бюрократии просто физически не хватало, чтобы управлять гигантскими владениями. В этом, кстати, позднее была одна из основных причин распада Великого монгольского государства: в Китае немногочисленная монгольская администрация быстро растворилась среди китайских элит, в мусульманских территориях - среди местной знати.

Ещё в 1224 году сам Чингисхан формально разделил свои владения между сыновьями. В Улус Джучи (по имени старшего сына, и это правильное название, термин «Золотая Орда» появился в русских источниках лишь во второй половине XVI века, когда самого государства уже не было) после Западного похода монголов входили почти вся территория современной России (кроме Восточной Сибири, Дальнего Востока и заполярной тундры), Восточная Украина, Молдавия, часть Казахстана, Узбекистана и Туркмении. Монгольские ханы, как известно, были чрезвычайно веротерпимыми людьми. Эта веротерпимость была чёетко определена в Ясе (своде законов) Чингисхана. В монгольской степи были и буддийские и христианские (несторианские) храмы, в ставке Чингисхана жили и проповедовали и буддийские и христианские монахи, и мусульманские миссионеры. Ханы, в силу образования, влияния на них, жизненных обстоятельств, покровительствовали той или иной религии. Хан Сартак (внук Джучи и сын Батыя) был православным. Александр Невский братался с ним по монгольскому обычаю и тем самым стал приёмным сыном Батыя. То есть в определённом смысле сам стал монгольским ханом.

Академик В. В. Бартольд сто лет назад писал: «Во всех монгольских владениях происходила борьба между христианами, буддистами и мусульманами, которые старались привлечь ханов на свою сторону; но вражда между христианами и буддистами была гораздо слабее их общей ненависти к исламу… После смерти Батыя ему наследовал его сын Сартак, гонитель мусульман. Вступив на престол, он… проехал мимо орды Беркая и повернул в сторону, не повидавшись с дядей. Беркай послал спросить его о причине такого оскорбления; Сартак ответил: «Ты - мусульманин, а я исповедую христианскую веру; видеть лицо мусульманина есть несчастие»._ _По дороге в Сарай Сартак скончался при загадочных обстоятельствах, правителем Улуса вскоре стал Берке, ещё в молодости принявший ислам. Как отмечают историки, его обращение в «магометанство» было вызвано политическими соображениями - он искал поддержу у элит Волжской Булгарии и Средней Азии. При нём началась ожесточенная борьба между православием и исламом за влияние в Орде.

Православное население Улуса Джучи по численности значительно превосходило мусульманское. Берке вполне благосклонно отнёсся к просьбе Александра Невского и митрополита Кирилла об образовании Сарайской епархии. Священники епархии не только окормляли русских, аланов, бродников (предков донских казаков), других православных, живших в Орде, у них была чрезвычайно важная миссионерская функция. Несмотря на позднейшую исламизацию Орды, именно благодаря Сарайской епархии многие её народы - чуваши, марийцы, удмурты, мордва и другие - обратились в православие. Берке и последующие ханы позволяли обращать в православие и татар. Сарайский епископ Феогност получил разрешение от собора в Константинополе крестить кочевников не водой (в степи с этим сложно), а песком. Священнослужители были приближены к ханской ставке. Феогност стал послом Мангу-Темира в Византии. Православное духовенство и члены их семей имели исключительные привилегии: они не платили налогов, не облагались данью, им была гарантирована личная неприкосновенность (в случае каких-то правонарушений дело разбирал церковный суд, а не ханская администрация). Оскорбления православных священников или «русской веры», порча церковного имущества карались смертью.

По всей Орде строились православные храмы, монеты чеканились с изображением Богородицы, ордынские вельможи обращались в православие. Почитаемый ныне церковью племянник Берке крестился под именем Петра, а потом принял пострижение, в его память в Ростове стоит монастырь. Чет-мурза, основавший в Костроме Ипатьевский монастырь, стал родоначальником Сабуровых и Годуновых. От внука Мамая Олексы пошли бояре Глинские. Предками Аксаковых, Кутузовых, Апраксиных, Бахметевых, Шереметевых, Тютчевых были крещённые в Сарайской епархии ордынские вельможи. Но Русская церковь, несмотря на то, что православные в Орде составляли большинство, в конечном итоге проиграла историческое миссионерское состязание с мусульманами. При хане Узбеке ислам стал государственной религией в Орде. Собственно, это и предопределило Куликовскую битву. Если бы произошло крещение Орды, то вся история пошла бы по-другому. Г. В. Вернадский писал: «Царство Джучидов разорвалось на две половины - Золотую Орду и великое княжение Московское… если бы потомки Джучи приняли православие, то, вероятно, не Москва, а Сарай оказался бы духовным и культурным центром русской земли… Крутицкий митрополит, викарий Московского Патриарха, есть напоминание о неосуществившейся исторической возможности - патриархе Сарайском, для которого святитель Московский был бы, наоборот, викарием».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА