Общество

Ностальгия: какую одежду носили красноярцы в Советском Союзе

Одежду советской эпохи можно увидеть на выставке «Мода с обложки» (6+).

Ностальгия: какую одежду носили красноярцы в Советском Союзе
В экспозиции собраны модные тренды каждого десятилетия существования СССР.

Михаил Шуклин

Как развивалась мода в родной стране? И была ли она вообще? Каких усилий стоило советским женщинам выглядеть достойно? Ответы на эти вопросы можно получить на пароходе-музее «Святитель Николай». Здесь сейчас проходит выставка «Мода с обложки» (6+).

В экспозиции собраны модные тренды каждого советского десятилетия, яркие предметы одежды и аксессуары, за которыми охотились модники и модницы. Переходя от витрины к витрине, можно, образно говоря, прожить целую эпоху — от 1930-х до 1990-х годов.

Киношные эталоны

Сейчас в это трудно поверить, но были времена, когда наши дамы ходили в кино не только за эмоциями. Фильмы были для модниц СССР, пожалуй, главным источником информации. По несколько раз они смотрели одну и ту же картину, чтобы в темноте зрительного зала перерисовать фасон платья главной героини. По крайней мере, в 30-е годы прошлого столетия дело обстояло так.

Эталоном для женщин страны были киноактрисы. Прежде всего — знаменитая Любовь Орлова. Её копировали буквально во всём: белокурые локоны, яркие губы, тоненькие брови. А то, в чём артистка появлялась на экране, мгновенно перенимала прекрасная половина населения СССР. Женщины заказывали у портних платья, «как у Любочки Орловой». Копировали её фетровые и соломенные шляпки, вязаные шапочки. Ещё бы! Орлова всегда была красиво и элегантно одета и к каждому наряду идеально подбирала аксессуары.

Подобные «штучки» можно увидеть на выставке. В том числе — головной убор с вуалью, панамы, перчатки, сумочки... И, кстати, первые советские специализированные издания о новинках и тенденциях в мире одежды, выходившие ещё в первой половине 30-х годов. Сначала — московская «Мода», затем — «Модели сезона» в Ленинграде. Тираж второго журнала доходил до 100 тысяч экземпляров. Для тех лет — немало.

Здесь модницы могли не только узнать о новинках, но и получить подсказки о том, как правильно ухаживать за изделиями из того или иного материала. Экскурсовод Нелли Руш рассказывает, что за фетровыми шляпками рекомендовалось ухаживать с помощью... глины. Её размачивали, наносили на ткань, оставляли на ночь, а утром аккуратно счищали.

Понятно, что издателям приходилось наряду с выкройками и фасонами публиковать комментарии о том, что мода модой, однако слепо подражать Западу нельзя. Времена были такие. Но... Васька слушает, да ест.

Шанхайский барс

Фасоны нарядов наших тогдашних кинозвёзд были удивительно похожи на те, которые регулярно публиковали заграничные профильные журналы. В «Модах сезона» даже названий, в общем-то, не скрывали: платье в английском стиле, французский каблук. Линии фасонов оставались те же, что в западных модных изданиях. Советские модельеры меняли только ткани: вместо бархата, как правило, употреблялось сукно, вместо чернобурки — плюш.

О мехах вообще разговор особый. У пролетариев попросту не было денег на норку, лису и тем более на соболя. И ещё в годы НЭПа настоящим писком моды был мех… кошки. Для пышности под мурок и барсиков подшивали ватные валики. И что получалось? Пересмотрите «Двенадцать стульев»: шанхайский барс и мексиканский тушкан. Больше того, в ход шли суслики, кроты и даже, как рассказывает Нелли Руш, хомяки и... амбарные крысы! Особенно когда популярными стали шапки­кубанки и муфты.

Историки моды говорят, что именно в то же время в стране научились обходиться без украшений. Бижутерии в принципе не было, а драгоценности у населения изъяли ещё в революционные годы. Тогда популярными стали ансамбли: дамы старались подбирать в тон шляпку, перчатки и сумочку или шить их из одной ткани. Компенсацией дефицита моделей оказалась расцветка: полоски, клетка, горошек.

В общем, влияние Запада сказывалось, никуда было не деться. Но эти иностранные образы старались подгонять под советские стандарты. Яркий пример тому — киношная героиня Любови Орловой из фильма «Цирк»: как раз она демонстрировала перемены в женской моде 1930-х годов (лента, напомним, вышла в 1936 году) и при этом являлась поклонницей социализма.

Но это там, в столицах. В Красноярске было попроще: платья — сатиновые, хотя модницы гонялись за крепдешином, белые трикотажные носочки и воротнички. Предметы, выставленные на пароходе «Святитель Николай», наглядно это демонстрируют. Кстати, все они — из фондов нашего краеведческого музея. Как и многочисленные фотографии местного происхождения, которые стали прекрасными иллюстрациями к содержанию экспозиции.

Одежда и обувь продолжали оставаться сравнительно дорогими, их покупали из-за необходимости, а не для того, чтобы обновить не совсем модный гардероб. Мужчины носили в основном френчи на манер военных, брюки-галифе, высокие сапоги, кожаные плащи, кепки. Летом обычно ходили в парусиновых туфлях, которые чистили зубным порошком. Смотрим на фото: праздник Октября в Красноярске — мужчины в шляпах и в пальто, геодезист в галифе... А вот коллектив роддома № 1 в скромных нарядах, супруги Словцовы... Все снимки — из 1930-х годов.

Что касается мужской моды, она вообще развивалась гораздо медленнее, чем женская. Интересный момент. Культовым предметом одежды в постреволюционный период стала кожаная куртка. Но откуда в те небогатые первые годы могло взяться столько отменной кожи? И кто мог качественно изготовить эти одинаковые куртки? Оказывается, знаменитые кожанки сшили ещё во время Первой мировой войны для нового авиационного батальона. А потом они случайно были обнаружены на складах и выданы чекистам и комиссарам.

«Карнавальная ночь» — прорыв!

В 1940-е годы о моде пришлось на время забыть.Роль повседневной одежды часто выполняла форма, как правило, тёмных цветов, из плотной шерсти и других материалов того же свойства. Представление об этом может дать такой, например, экспонат — форма работницы речного флота. Люди ходили в тёмном и практичном.

Только спустя какое-то время после Победы всё постепенно начало возвращаться на круги своя. Представительницы слабого пола полюбили платья с рукавами-фонариками, болеро и шляпки. Нужна была лёгкость.

В начале 50-х годов прошлого века женщины одевались довольно однообразно: платья простых фасонов с монотонными узорами или костюмы, состоящие из приталенного жакета и юбки. И только когда Хрущёв приоткрыл железный занавес, в страну стали проникать новинки иностранной моды. Зарубежные модели одежды начали публиковаться в журналах и представляться на показах.

А когда в 1956 году на экраны СССР вышла комедия «Карнавальная ночь», произошёл настоящий прорыв. Историк моды Александр Васильев рассказывал: «Наряды героини Людмилы Гурченко в картине — это повторение моды New Look Кристиана Диора, созданной в 1947 году в Париже. Эти модели имели мировую славу, но из-за железного занавеса в сталинскую эпоху моментально не попали в СССР». В советской женской моде стиль New Look стал чрезвычайно актуальным. Это был женственный силуэт с мягким плечевым поясом, узкой затянутой талией и объёмными удлинёнными юбками. Кстати, тогда же в моду вошли маленькие шляпки, прикрывающие затылок, которые в нашей стране прозвали менингитками. А скоро в производстве одежды грянула революция: появились синтетические материалы.

На выставке представлена мужская сорочка, изготовленная на фабрике «Красная швея» — новая, ещё в упаковке, с ценником (18.00 рублей). И с памяткой по уходу за изделиями из капронового и капроно-вискозного полотна. Здесь рекомендуется применять в стирке таких вещей мягкодействующие моющие средства (мыльную стружку, порошок «Новость» и т. п.). «Путём многократного погружения в раствор и лёгкого отжима». Гладить их предлагают «во влажном состоянии утюгом, нагретым до температуры не выше 14 градусов».

Такие изделия стали бешено популярными, поскольку не желтели, легко стирались, не мялись, были недорогими. Но кожа под ними совсем не дышала. Есть что вспомнить. Кстати, из категории синтетической одежды на выставке можно увидеть и плащ из болоньи, так популярной в своё время. Кто помнит, к таким плащам полагалась ещё и косыночка в тон из того же материала.

Курсы кройки и шитья

Людям старшего поколения любопытно будет свидеться с вышитыми рубашками (на фото в такой запечатлён молодой Виктор Астафьев), самодельным женским нижним бельём, китайскими панталонами, мужскими носками на подтяжках. А ещё наверняка вызовет приятные воспоминания интерьер комнаты из 1960-х годов: ковёр-гобелен, ручная швейная машинка «ПМЗ им. Калинина», фотографии актёров на стене...

Это десятилетие провозгласило культ молодости. Приметами 1960-х в женской моде стали длина мини, космический стиль, белый цвет и брючные костюмы.

Мужская мода тоже приняла молодёжное направление, предпочтение отдавали спортивному стилю. Ещё через десять лет люди получили возможность приобретать ранее недоступные современные товары: мебель, одежду, бытовую технику. Но государственная торговля зачастую не могла удовлетворить спрос населения. Стал расцветать подпольный рынок, а за официальными, но дефицитными товарами выстраивались очереди. Многие по-прежнему предпочитали обходиться своими силами и шить вещи на дому.

В связи с этим — несколько слов о любопытном экспонате. Это альбом В. С. Березиковой, учащейся курсов кройки и шитья лёгкого платья при Красноярском Центральном парке культуры и отдыха имени А. М. Горького. Здесь же, в витрине, выкройки блузы, шкатулка со швейными принадлежностями. Экскурсовод Нелли Руш говорит, что дети чаще всего спрашивают об одном выставленном предмете, не понимая, для каких целей он был нужен. А это — обычный деревянный грибок для штопки.

Многие из посетителей узнают в экспонатах 80-х и 90-х годов ушедшего века вещи, которые были у них лично. Меховые шапки, индийские мохеровые шарфы, туфли, сумки, ажурные колготки, одежду «под фирму», китайский и турецкий ширпотреб, который в Красноярск массово завозили челноки. Кто-то узнает в лицо манекенщиц из старых модных журналов. А кому-то очень захочется зайти в специально оборудованную примерочную кабинку с зеркалом и посмотреть, как сидит на фигуре платье в симпатичную полосочку. Время есть: выставка будет работать до конца года.

Версия

Известно, что автором модных в СССР долгое время брюк был французский генерал от кавалерии Гастон Александр Огюст де Галифе. Штаны эти появились после франко-прусской войны 1870–1871 годов. Считается, что Гастон де Галифе был тяжело ранен в бедро, оно искривилось и стало выглядеть очень неприглядно. Особенно же некрасиво смотрелось в лосинах, которые в то время использовали в европейской кавалерии. Тогда генерал и изобрёл расширенные в верхней части брюки, чтобы прятать увечье. Смягченный вариант легенды: Галифе был просто-напросто кривоног, как многие конники.

На самом же деле генерал якобы просто совместил удобные шаровары, которые в его армии носили алжирцы, и узкие лосины, чтобы нижняя часть ноги легко вдевалась в сапог.

Нюанс

В Москве на Сретенке в 1934 году открылся первый советский Дом моды, который назывался «Трест Мосбельё». Руководительницей стала Надежда Ламанова, которой в то время было уже за 70 лет. Она представляла старую школу моделирования и стояла у истоков российской и советской моды XX века. И, к слову, имела звание «Поставщица Ея Императорского Величества».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА