Общество
В Красноярске работает центр поддержки детей и наставников «Все свои!»
Проект существует 13 лет.
Когда красноярская студентка Василина Степанова решила стать волонтёром-репетитором и вести занятия с воспитанниками детского дома, она даже не предполагала, чем это обернётся. Она просто хотела попробовать себя в преподавании. Однако общение с детьми быстро вышло за рамки школьной программы: ребята стремились поделиться с педагогом своими новостями и переживаниями. Поговорить с каждым из 37 воспитанников в одиночку стало нереально, тогда Василина позвала на помощь своих друзей и знакомых, а затем и незнакомых людей через соцсети. Так 13 лет назад сформировалась первая группа волонтёров-наставников.
Спустя три года у каждого ребёнка в этом детском доме появился взрослый друг. Наставники начали посещать и другие учреждения Красноярска. И именно наставничество стало первым и главным направлением работы центра социально-психологической поддержки «Все свои!», где Василина сейчас директор по развитию.
Как жить в большом мире?
Название выбрано не случайно. Дети, привыкшие чувствовать себя чужими, одинокими и ненужными, находят в этом центре поддержку и заботу. Взрослые, желающие помочь, делятся своим временем, вниманием, финансами, знаниями. А ещё фотографируют, снимают видео, организуют мероприятия, становятся автоволонтёрами или продвигают проекты в социальных сетях.
— Основная цель программы наставничества — чтобы у ребят, растущих без родителей, в детском доме, появился опыт здоровых, безопасных и стабильных отношений, чтобы они смогли социализироваться и уверенно войти в большой мир, не боясь его и понимая, как в нём жить и справляться с трудностями, — объясняет Василина Степанова.
Без такого опыта невозможно полноценное развитие, ведь дети учатся многому, вдохновляясь поддержкой взрослых, радующихся их успехам. Если рядом нет никого, кто заинтересован в тебе, развитие затрудняется. Даже самые замечательные воспитатели в детском доме не могут проводить достаточное количество времени один на один с ребёнком, поскольку работают с группой воспитанников. Обеспечить индивидуальный подход в рамках существующей системы практически невозможно. Наставники помогают решить проблему.
— Они работают с детьми от семи лет, а верхней границы возраста нет, — отмечает Василина. — Сейчас нашим самым старшим ребятам около тридцати лет, и они продолжают поддерживать отношения с наставниками. Это важно для нас.
Значимый взрослый
В настоящее время центр «Все свои!» сопровождает около 100 пар детей и наставников. Он привлекает желающих взрослых, обучает их и предоставляет поддержку психолога. Затем кураторы знакомят наставника с его «собственным» ребёнком.Взрослый сразу объясняет, что он старший друг и приходит прежде всего для общения. Вместе они делают уроки (или не делают, если ребёнок не хочет), гуляют, беседуют, играют в футбол или настольные игры. Иногда наставник выслушивает и даёт мудрый совет, а порой просто остаётся рядом, удерживаясь от вмешательства.
Казалось бы, наставник занимается простыми повседневными делами, но при этом дарит ребёнку ощущение значимости и нужности. Помогает верить в себя, учит строить доверительные отношения, поддерживает своим присутствием. Вскоре дети открываются, становятся ближе и, по наблюдениям воспитателей, начинают лучше себя чувствовать, больше интересоваться окружающим миром и меньше конфликтовать.
Почему люди хотят стать наставниками? Мотивация у каждого своя, но чаще всего это личный непростой опыт. Когда человек переживает трудные ситуации в одиночестве и понимает, как сложно оставаться без поддержки, он осознает, насколько важна помощь в такие моменты. Потери и испытания подталкивают к мысли: «Я могу стать опорой для кого-то, кому сейчас тяжело».
— Важно понять, насколько человек справился с собственными переживаниями, ведь если боль всё ещё жива, приход в наставничество может её усилить. Но если наставник успешно решил проблемы, он становится колоссальным ресурсом для ребёнка. Может показать, что любые трудности преодолимы, — рассказала Василина.
Люди также хотят стать наставниками, чтобы передать свой опыт или получить новый, особенно в общении с детьми. Многими кандидатами движет и желание стать значимой частью чьей-то жизни и менять её к лучшему.
Школа волонтёра
Когда человек решает стать наставником, он заполняет анкету на сайте vsesvoi24.ru. После этого ему перезванивает психолог центра и проводит небольшую беседу для прояснения наиболее важных вопросов. Затем кандидат смотрит вебинары о правилах программы. Человек, готовый сделать следующий шаг, получает приглашение на обучение. Ближайшее пройдёт уже 5 октября.
— В ходе тренинга, ориентированного на практику, рассматриваются разные темы: через что проходят ребятишки и как они попадают в детский дом; влияние на них этого процесса; восприятие ребёнком себя, мира и будущего; сложное поведение и роль наставника, его отличия от воспитателя, друга или родителя и многое другое, — пояснила Василина. — По завершении обучения люди понимают, подходит ли им эта роль.
Если кандидат уверен в своём решении продолжить, он собирает документы: справку об отсутствии судимости и медицинскую книжку. Затем проходит глубинное интервью с психологом, на котором проясняются мотивы и ресурсы кандидата, к чему он готов и с каким ребёнком ему лучше всего общаться. После успешного интервью и сбора документов подбирается пара. Обсуждаются самые маленькие, казалось бы, нюансы: удобство добираться до детского дома, время встреч с детьми. Если в процессе обсуждения анкеты и характеристики ребёнка у будущего волонтёра возникают серьёзные сомнения, с ним рассматривают ещё одну кандидатуру. В случае повторных сомнений происходит возвращение к этапу интервью для более тщательного прояснения ожиданий и целей кандидата.
— Наверное, самое главные качества наставников — ответственность и надёжность, — отметила Василина. — Важно, чтобы он был готов регулярно приходить к ребёнку, не давая нереалистичных обещаний и надежд. Ещё, конечно, необходимо обладать эмпатией, внутренней устойчивостью и искренностью.
Когда наставники начинают общаться с ребятами, они не остаются одни: регулярно организуются встречи волонтёров, на которых можно поделиться радостями, трудностями и сомнениями, получить ответы не только от команды, но и от коллег-единомышленников, что тоже очень важно.
— Трижды в год мы проводим Школу волонтёра — двухдневные погружения, где наставники повышают свою квалификацию. Приглашаем ведущих психологов города, которые бесплатно делятся своими знаниями с участниками. Эти семинары зачастую уникальны и труднодоступны в другом месте, — поделилась Василина Степанова. — Также мы регулярно организуем мотивационные поддерживающие мероприятия — осенний поход, праздник света, День волонтёра в декабре, зимний поход, день рождения центра «Все свои!». Кроме того, партнёры и друзья часто делятся с нашими наставниками бесплатными пригласительными билетами на канатную дорогу, в кино или на мастер-классы.
Настоящая дружба
Ребята с опытом сиротства испытывают трудности с привязанностью, а те из них, кто пережил утрату, могут иметь нарушенное представление о том, как строить отношения с людьми. Для того чтобы дети по-настоящему доверились, открылись и поверили в добрые намерения наставников, требуется много времени и стабильности, а также надёжности от взрослого.
Василина Степанова отмечает: важно постепенно формировать здоровую привязанность между ребёнком и наставником, ориентируясь на прозрачные правила и договорённости. Детям сразу объясняют, что наставники — это не приёмные родители и не спонсоры, а старшие друзья. Если взрослый сохраняет рамки — не задаривает ребёнка подарками, не пытается бесконечно развлекать его или, наоборот, воспитывать и отчитывать за плохие уроки, а остаётся старшим другом, — тогда привязанность формируется, хотя на это требуется время.
Примеров успешной дружбы в центре множество. Есть истории, где наставник и ребёнок общаются более десяти лет, и уже старший в этой паре может обратиться к повзрослевшему ребёнку за помощью и советом. Это действительно очень тёплые отношения. Так, девушка, выпустившаяся из детского дома, пригласила наставницу на свадьбу как самого близкого человека, а затем обращалась к ней за семейными советами. Эта связь сохраняется.
— Всегда ценно, когда ребёнок приходит к наставнику с вопросами, например, о том, как себя вести в тех или иных ситуациях. Бывают и сложные случаи. Выпускники иногда обращаются за советами по поводу партнёрского насилия и как решить такую проблему. Человеческое участие, поддержка для них очень важны, — поделилась Василина.
Отношения могут быть разными. Для кого-то наставничество может перерасти в тёплую близкую дружбу, а для кого-то закончится после выпуска или ухода ребёнка в приёмную семью. Например, шестнадцатилетний мальчик боялся выходить за пределы детского дома в большой город. И нашёлся наставник, который стал приходить к подростку. Они много гуляли, старший друг учил своего подопечного ориентироваться в городе, ездить на всех видах транспорта. Через год у мальчика появилась девушка, нашлась подработка, и он стал свободно колесить по всему городу. У них с наставником не сохранились отношения, но нельзя сказать, что это была неудачная история. Напротив, без этого года и полученного опыта неизвестно, смог бы молодой человек так удачно адаптироваться ко взрослой жизни.
— Но, если что-то идёт явно не так, мы обязательно беседуем со всеми: с наставником, с ребёнком и с сотрудниками детского дома, чтобы прояснить, что же происходит, — объясняет директор по развитию. — Может быть, дело в слишком трудном опыте ребёнка, которому требуется больше поддержки со стороны наставника. Возможно, дело в отсутствии контакта, или старший друг слишком строг и ведёт себя неправильно, или потребности подопечного изменились. Здесь всегда требуется индивидуальный подход. Общение двух человек невозможно загнать в рамки алгоритмов. Универсальных рекомендаций на все случаи жизни не существует, потому что каждая история уникальна.
В лучшую сторону
— Детей, которые хотят, чтобы у них появились наставники, в разы больше, чем взрослых, готовых ими стать. Это наша боль, — делится Василина. — Каждый раз, приходя в детский дом, сталкиваешься с детьми, которые спрашивают: «Когда мне найдут наставника?» Недавно мы опрашивали новеньких детей, а также тех, кто давно ждёт наставника. Один мальчик уже четвёртый год подряд заполняет анкету с просьбой: «Хочу наставника, только мужчину. У меня есть вопросы, которые могу обсудить только с мужчиной. С женщинами я не готов». Ему шестнадцать лет, и этой весной он выпустится из детского дома. Очень больно видеть, как он уже сам с грустью соглашается: «Я понимаю, что вы не найдёте, но всё-таки напишу».
Специалистам центра «Все свои!» часто говорят: «Зачем вы это делаете? Лучше бы приёмных родителей искали». Или: «Нет смысла этим заниматься, всё равно ничего хорошего не получится».
— Конечно, нам бы хотелось, чтобы каждый ребёнок из детского дома обрёл приёмную семью. Но так не всегда получается. Например, есть ребята, которые попадают в детский дом в подростковом возрасте, когда шанс на семейное устройство уже невелик. У некоторых есть пять братьев и сестёр, и их отдают только всех вместе. Кому-то мешают тяжёлые диагнозы или трудный характер. Такие ребята остаются в детском доме, — с сожалением рассказывает Василина Степанова.
Даже если у ребёнка когда-то появится приёмная семья, ему необходима поддержка, пока он живёт в учреждении. Ему полезно осваивать новые навыки, строить здоровые отношения со взрослыми. Дети, у которых были наставники, легче адаптируются в новой семье, потому что у них уже есть опыт взаимодействия со взрослыми. Они знают, что люди могут быть надёжными и последовательными. Наставничество точно приносит пользу ребёнку, а не вредит.
Акцент
Центр «Все свои!» — некоммерческая организация, созданная в 2020 году командой экспертов в сфере социального сиротства. Центр оказывает комплексную помощь воспитанникам и выпускникам детских домов и психоневрологических интернатов, занимается профилактикой социального сиротства и ресоциализацией подростков с условным осуждением.
Результат
Центр «Все свои!» провёл ряд исследований, и его сотрудники с уверенностью могут утверждать, что дети и подростки, принимающие участие в программе, меняются в лучшую сторону. Спустя год регулярного общения с наставниками они оказываются лучше подготовлены к решению возникающих проблем и обладают более широким спектром поведенческих стратегий в различных ситуациях. Как правило, у них снижается уровень стресса и улучшается эмоциональное состояние. Они развивают множество социальных навыков: кто-то учится ориентироваться в городе, кто-то — готовить, а кто-то приобретает важное умение задавать вопросы. Навыки переговоров также улучшаются, что ещё раз подчёркивает подготовленность этих ребят к выпуску из детского дома и адаптации в обществе. За все годы существования проекта её прошли более 600 ребят, но всего две выпускницы отказались от собственных детей, в то время как остальные успешно воспитывают своих малышей в семьях. Только один из участников программы оказался в местах лишения свободы, а остальные избежали серьёзных правонарушений.