Проспект культуры

В Красноярск привезли работы лучших фотографов со всей России

Фестиваль проводится в России уже в четвёртый раз.

В Красноярск привезли работы лучших фотографов со всей России
География мероприятия впервые расширилась до Красноярска.

Марианна Вдовенко

Краевой центр стал местом проведения Фестиваля русской художественной фотографии, на котором представили свои работы авторы, отобранные со всей страны. Мероприятие охватило разные площадки Красноярска. «Городские новости» побывали на некоторых выставках и узнали, почему пейзаж не всегда бывает природным и чем отличается художественное фото от просто хорошего снимка.

Не только о берёзках

Фестиваль проводится в России уже в четвёртый раз, и впервые его география расширилась до сибирского города. Каждый новый сезон масштабного мероприятия посвящается одному из выдающихся фотохудожников и одному жанру. В этом году событие провели в честь Николая Андреева, а тема сезона — «Сто лет русского фотопейзажа».

В июле на одном из интернет-порталов прошёл всероссийский фотоконкурс, на который 816 авторов со всей России предоставили более шести тысяч снимков. Из этого количества куратором и организатором фестиваля Евгенией Комаровой было отобрано 30 лучших работ.

Мы посетили выставку, которая проходит в музейном центре «Площадь Мира» и удивились разнообразию представленных снимков.

— Задача проекта в том, чтобы показать здесь, а потом в других городах, насколько разным может быть современный фотопейзаж, — рассказала Евгения Комарова, секретарь Союза фотохудожников России. — Многие люди ожидали увидеть берёзки, классические сюжеты. Но в положении о конкурсе было подчёркнуто, что за фотопейзаж мы принимаем ландшафт природный либо изменённый человеком. Он может быть и городской, и промышленный.

Стоит отметить, что отбор работ на конкурс вёлся в анонимном формате. Это позволило максимально беспристрастно оценить произведения. Также в проекте «Фестиваль русской художественной фотографии» не присуждается призовых мест: здесь ценится индивидуальность, и сравнения в этом случае не совсем уместны.

— Иногда у зрителей при взгляде на некоторые фотографии возникает вопрос: чем здесь любоваться? Особенно в тех случаях, когда мы говорим о ландшафте, изменённом человеком, — подчёркивает Евгения Комарова. — Например, работа Николая Рамазанова «Стерилизация 3». С визуальной точки зрения, композиционной, тональной, сюжетной, она очень хорошая, прекрасно собрана. Но здесь изображено загрязнение среды, коптящие трубы… Безусловно, то, что человек создал вот такое, вызывает у людей недовольство. Думаю, это наша совесть. И да, художественная фотография обращается не только к красивым мыслям и ощущениям.

В чём-то иллюзия

Организаторы фестиваля постарались подобрать работы так, чтобы чёрно-белых и цветных было поровну. Некоторые творения дополняли друг друга своей непохожестью.

— У нас есть два цветных пейзажа, авторы которых представляют два главных города России, — отметила Евгения Комарова. — Первая работа — «Городской коридор» Михаила Петрова, современный московский пейзаж. Можно обратить внимание, насколько сдержанные, но при этом достаточно чистые там цвета. А рядом его антагонист — Санкт-Петербург авторства Владимира Пальчика. Фотографии сходны по композиционному решению, но если в Москве превалирует холодный серый, то в Северной столице мы видим безумный пирог — тут слои накладываются друг на друга. Работа, требующая рассматривания.

На выставке присутствуют и, если можно так выразиться, максимально неоднозначные работы. Например, на одной из них — «Пейзаж на минималках» авторства Кирилла Трушина — изображён забор, снег и дерево. Казалось бы, ничего особенного. Но на самом деле там никакого забора и снега нет. Есть плашка чёрного, белого цветов и дерево на фоне серого.

— Фотография, даже напечатанная, в чём-то иллюзия, — поделилась Евгения Комарова. — Она — основа, вещественный объект, за который мы цепляемся, а затем наш мозг сам разворачивает себе картину: глубину, цвет, воздух, свет. Когда же мы имеем дело с художественной фотографией, перед нами раскрывается целый мир. Этим такие работы и отличаются от просто хороших снимков.

— Я изучал произведения старых фотографов, вникал в фильмы с красивой операторской работой и стал видеть уже готовые образы, — признался Кирилл Трушин. — В данном случае мне понравилось отсутствие чего-то лишнего: только линии, формы и одиноко стоящее дерево. Люблю минимализм и геометрию.

Самый русский автор

Одной из ключевых экспозиций фестиваля стала выставка «Николай Андреев. Серпухов. Россия» из фондов Серпуховского историко-художественного музея. Она словно уносит зрителя на сто лет назад. Именно тогда творил выдающийся художник. На отпечатках можно увидеть дерево над рекой, заход солнца, лунную дорожку, метель, деревенские улочки, сюжеты из крестьянской жизни.

Николай Андреев — один из выдающихся представителей русской пикториальной фотографии (течение в фотоискусстве, в котором снимкам придаётся сходство с живописью или графикой).

— Андреев в 1920–1930-х годах получил неофициальный титул самого русского фотографа в мире, — пояснила Евгения Комарова. — Его образы сдержанны, символичны и отражают любовь и восхищение человеком, а также окружающим миром. Я рекомендую пройтись вдоль его картинок. Попробуйте получить удовольствие от той эстетики, которая началась в прошлом веке и до сих пор является одним из фотографических чудес мира.

Акцент

В качестве призового фонда для победителей организаторы фестиваля пригласили дипломантов принять участие в арт-резиденции «Фотография как искусство. Поиск гармонии в пейзаже», которая прошла в сентябре в национальном парке «Красноярские Столбы». Мастера из Санкт-Петербурга, Сургута, Сортавалы, Москвы, Хабаровска, Пензы и Красноярска провели в парке девять дней. Они обменивались опытом и мастерством, участвовали в образовательной программе, которую подготовили эксперты Союза фотохудожников России.

По результатам арт-резиденции были отобраны 30 работ, которые сегодня выставлены в красноярском Доме искусств на Мира, 3. Также красноярцы могут увидеть итоги конкурса «Сто лет русского фотопейзажа» и арт-резиденции на трёх площадках: Дом искусств, Музейный центр «Площадь Мира», региональное отделение Российской академии художеств.

Подробно

Расписание фотовыставок:

Музейный центр «Площадь Мира», проспект Мира, 1

Выставки авторских коллекций (12+):

«Николай Андреев. Серпухов. Россия» (Серпухов);

«Русский Север», Георгий Колосов (Москва);

«Космический пейзаж», Александр Дымников (Санкт-Петербург);

Финальная выставка победителей Всероссийского конкурса «Сто лет русского фотопейзажа».

Экспозиция открыта по 10 ноября.

Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств, проспект им. газеты «Красноярский рабочий», 197

Выставки авторских коллекций (12+):

«Заповедная Россия. Фрагменты», Вадим Гиппенрейтер (Москва);

«Простая красота», Сергей Чубаров (Зеленоград);

«Хребет. От моря и до моря. Фрагменты», Антон Ланге (Москва);

«Избранное. Минимализм в пейзаже», Влад Багно (Москва);

«Монголия. Алтай. Серпухов», Андрей Клюев (Серпухов — Одинцово);

«Ладога. Коктебель», Светлана Тимофеева (Санкт-Петербург);

«Близкие пейзажи», Евгений Степанов (Тула);

«Дым», Константин Чемерис (Пущино);

«Погружение в Сибирь», Михаил Вершинин (Красноярск).

Экспозиция открыта по 29 октября.

Дом искусств, проспект Мира, 3

Итоговая выставка участников всероссийской арт-резиденции «Фотография как искусство. Поиск гармонии в пейзаже» (12+).

Экспозиция открыта по 3 ноября.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА