Проспект культуры
«На меня сильно повлияла музыка из детства»: солистка коллектива «Крестные» Ксения Андреева о музыкальном становлении и жизни в Москве
«Крестные» – это музыка для тех, кто находится в поиске и только учится справляться с эмоциями
Молодая российская инди-группа «Крестные» – это музыка для тех, кто находится в поиске и только учится справляться с эмоциями, делами и вызовами самой жизни. Коллектив основан уроженкой Красноярска поэтессой и вокалисткой Ксенией Андреевой.
Она рассказала нашему музыкальному обозревателю Дмитрию Попугину о творчестве коллектива, своём музыкальном становлении, а также о чувствах, которые она испытала, когда уехала из Красноярска в Москву.
— Ксения, расскажи, пожалуйста, о себе.
— Я родилась в Красноярске. Была довольно закрытым ребенком, особенно в обществе. Часто гуляла в одиночестве или с семьей, но это не было проблемой: когда у тебя много сестер, общения всегда хватает за глаза. Сестры очень на меня влияли, в том числе и в смысле музыки. Когда старшая сестра пошла в музыкалку, я смотрела на нее и думала: «Это так легко и красиво, почему бы мне не попробовать». Загорелась этой идеей и в итоге стала учиться играть фортепиано с середины учебного года – пришлось быстро нагонять. Поначалу очень хорошо справлялась, потом было тяжело, но я выдержала: сидела, училась, старалась. В общем-то, вместе с окончанием музыкальной школы закончилась музыка в моей жизни, на какое-то время я совершенно ее забросила.
Обычную школу почти не помню, просто училась, мне все давалось относительно легко. В 10–11 классах часто ездила в Москву, участвовала в олимпиадах, учила языки. Самое сложное было выбрать, куда поступать. В итоге пошла учиться на медиакоммуникации.
— А когда вернулась к музыке?
— Только на первом курсе университета я впервые начала осознанно что-то слушать, разбираться. Тогда как раз начался карантин и было много свободного времени. Я вспомнила о своем музыкальном прошлом – так все и началось. Уехав в Москву, я стала плотнее заниматься творчеством, пошла учиться вокалу, стала искать группу.
— Ксения, с какими чувствами ты покидала Красноярск?
— Я тепло грустила по родному, но и ждала перемен. Очень хотелось посмотреть, как ещё бывает, найти себя и своих людей – через совершенно новое для меня пространство города, людей, студенчество.
— Следует красноярским музыкантам перебраться в столицу в погоне за популярностью?
— Очень индивидуально! Это выбор, который зависит от понимания себя и того, что хочется, от окружения, от внутреннего состояния.
Я искала себя и своё дело, перемены часто заставляют понять в сравнении, что действительно твое и важно. И, если мысли не отступают, сколько бы ни узнавал, читал, смотрел, я всегда за то, чтобы попробовать – ощутить-прожить, а потом решать.
В Москве я внезапно нашла сначала музыку, а потом созвучных мне людей. Но будь у меня это с самого начала в Красноярске… много что могло бы ощущаться-проживаться совсем по-другому.
— Следишь за новостями из Красноярска? Может что-то слушаешь из сибирских музыкантов?
— До сих пор слежу за новостями из родного города! Родители часто что-то рассказывают. У меня в Красноярске вся семья – просвещают! А вот музыкально я редко привязываюсь к локации. Может быть, слушатели из Красноярска подскажут, кто их цепляет? Прямо в комментариях к этому интервью. Буду просвещаться и гордиться и тут!
— Что на тебя повлияло в музыкальном плане?
— На меня сильно повлияла музыка из детства. Во-первых, конечно, была классика из музыкалки. Во-вторых, дома звучали песни из советских фильмов, папа очень это любит, напевает — он хотел стать актером или певцом.
Но если говорить о более осознанном подходе и тем более влиянии, то это более поздние времена: конец школы — начало университета. Я слушала The Cranberries, Björk, PJ Harvey и Placebo. Причем, надо сказать, я далеко не всегда считывала текст, гораздо интереснее для меня была музыка.
— Сейчас отношение изменилось? Что для тебя важнее в песне – текст или музыка?
— Для меня это пока загадка. Без музыки песенный текст работает плохо, а музыка без текста не всегда меня привлекает, потому что я, безусловно, человек текстовой культуры. Что касается нашей музыки – она вокалоцентрична, поэтому текст для нас важен. Когда я начала экспериментировать со стихами, я поняла, что мои тексты больше подходят для песен, их хотелось озвучить и положить на музыку, так и родилась идея группы.
— Что вдохновляло тебя на сочинение стихов?
— Мне всегда было достаточно сложно разбираться самой с какими-то неприятными эмоциями, это задача взрослого человека. Ну, вот ты сидишь, разбираешься, проходишь этот процесс анализа, а потом оставляешь его и переходишь на стихи. Может, это ловушка, может – помощь. Когда что-то внешне ударяет, я начинаю загоняться, но недолго, перекладываю все на бумагу — и сразу становится легче. Иногда триггером становятся ссоры, недопонимание – то, что особенно остро переживаешь. Или, наоборот, когда чувствуешь внезапную эйфорию. Стихи, песни – это мой способ обрести равновесие.
— Ксения, давай поговорим о начале твоего профессионального пути в музыке. Как это было?
— После того как я начала сочинять песни, пошла на студию заниматься вокалом. Наша преподавательница однажды сказала: «Хватит петь каверы, попробуйте что-нибудь свое». А мне этого и хотелось. Там же я подружилась с нашим гитаристом Андреем, мы начали придумывать аранжировки, что-то наигрывали, так постепенно стал появляться материал.
— А как сложилась группа?
— Изначально мы с Андреем были вдвоем, записывали «демки», но они казались сыроватыми, поэтому было решено искать группу. В студенческой среде знакомились с ребятами, предлагали присоединиться к нам. Собрали первый состав, но он просуществовал недолго, потому что все отнеслись к этой затее несерьезно, не хотели расти. Поэтому я решила подойти более осознанно. Через социальную сеть «ВКонтакте» стала искать профессиональных музыкантов, в том числе по колледжам, и случайно наткнулась на Степу. У него был закрыт профиль и никаких намеков на барабаны. Я ему написала — и чутье не подвело, так мы нашли барабанщика. А с басистом вообще забавно: Даню я увидела на каком-то богом забытом гитарном форуме, куда он выкладывал очень атмосферные инструменталы, – меня это подкупило, я позвала, и он согласился.
— Какие трудности были, когда начали работать вместе? Часто спорили?
— Да… Было сложно, не то что бы спорили, но не могли решить, в какую сторону двигаться. Мы с гитаристом сначала хотели делать что-то гранжевое и даже тяжелее, я тогда училась экстрим-вокалу, а он обожал дисторшн, — так прошли первые полгода. Потом мы стали смотреть в сторону инди-металла, а затем, наоборот, решили делать что-то наивное, простое, почти детское. Сейчас мы определили два вектора, по которым хотим развиваться: первый – это что-то теплое, балладное, вроде песни «Большой ребенок», второй – бодрые, как я их называю, «песни-боевики», «Ссоримся», например. Мне комфортно в обоих направлениях, и я считаю, что эти направления органично сочетаются в рамках одной концепции, ведь мы, особенно в молодости, часто успеваем за один день испытать несколько почти полярных эмоций.
— Как проходили первые концерты «Крестных»?
— Мы начинали с небольших квартирников, тогда главная цель была сыграться. Пробовались на каких-то небольших сборных концертах. Уже позже, когда сыгрались, познакомились с организаторами, нас начали звать, сначала в небольшие клубы, потом – фестивали.
— Сложно было освоить сцену? Какие эмоции ты испытываешь, когда выступаешь?
Конечно, все приходило постепенно. После каждого выступления я анализировала опыт, искала ошибки, думала, как сделать лучше, удачнее. Сейчас я уже примерно продумала какие-то опорные точки, о чем говорить, как шутить, как презентовать песни, как работать с аудиторией. Единственное, что осталось неизменным, – это чувства, которые испытываешь до и во время концерта. Одним словом – это настоящая эйфория. Всё в голове стучит, хочется прыгать, кричать, выплескивать энергию и делиться ею со зрителями.
— Как бы ты определила жанр, в котором играет коллектив «Крестные»?
— Мне кажется, что жанровая система все больше утрачивает свою актуальность, поэтому постараюсь дать определение нашей музыке более абстрактно. Мы играем ручную, честную музыку, которая больше всего тяготеет к английской инди-рок традиции.
— Для кого ваша музыка?
— Полагаю, что главные наши слушатели – старшеклассники и студенты. Молодые люди, которые только учатся справляться с эмоциями, делами, самой жизнью. Это люди, находящиеся в поисках своего места, компании или, наконец, гармонии с собой. У всех бывает, что не прикольно живется, и ты пытаешься понять почему. В эти моменты и нужна наша музыка. Крестные – это таблетка от одиночества.
— То есть главная тема вашего творчества – это поиск гармонии?
— Я бы сказала, что ключевая тема – это отношения. С близкими, с друзьями, с миром. Здесь есть два полюса: первый – когда все хорошо, спокойно, гармонично, а второй – когда есть какая-то ссора, непонимание. К сожалению, это неизбежно. Говоря о группе, я часто использую метафору «личного дневника», то есть чего-то предельно искреннего, в чем есть настоящий «ты» с живыми, не всегда простыми и позитивными эмоциями. Хотя и их в избытке, конечно!