Проспект культуры
В Красноярске представили восстановленный балет «Спартак»
Впервые его ставили в 2007 году.
Новый театральный сезон — всегда радость. Любители искусства заранее приобретают билеты как на знакомые постановки, так и на премьеры. Одной из новинок стал восстановленный балет «Спартак» (16+), который красноярский зритель не видел более десяти лет. Впервые театр оперы и балета представил его в 2007 году.
Сюжет раскрывает исторические события в Римской империи. Полководец Красс ведёт жестокое завоевательное наступление. Среди пленников — Спартак и Фригия, которые стали рабами. Красс во время оргии с куртизанкой Эгиной вызывает гладиаторов — двое мужчин в шлемах без глазниц, чтобы не видеть друг друга, должны биться насмерть. Так Спартак убивает своего товарища, и это событие побуждает его на бунт. Он с другими гладиаторами вырывается на волю и организует движение повстанцев, чтобы победить Красса и освободить свою возлюбленную. Вскоре он находит её на вилле полководца, куда проникает с товарищами. Восставшие готовы убить Красса, но Спартак вызывает его на поединок, побеждает и выгоняет с позором. Однако Красс собирает легионеров и идёт в поход и побеждает повстанцев. Спартак погибает. Фригия оплакивает тело любимого, веря в бессмертие его подвига.
Обоснованный ажиотаж
Премьерные показы возобновлённого балета прошли с 18 по 20 октября, билеты на постановку уже распроданы вплоть до февраля следующего года. Новое обращение к «Спартаку» особенно интересно тем, что на сцену в нём вышли разные поколения артистов. Одни уже танцевали сольные партии почти 15 лет назад в самом начале своей карьеры, а другие впервые примерили на себя сложнейшие образы. Но, как отметили в театре, волнение и радость от погружения в легендарный балет Юрия Григоровича испытывала абсолютно вся труппа.
Воспоминаниями солисты «Спартака» поделились в корпоративной газете театра «Опера & Балет». Исполнительница роли Фригии, заслуженная артистка России Екатерина Булгутова рассказала, что впервые ей досталась эта роль во второй сезон работы в театре. Балерина отметила, что на тот момент она в большей степени опиралась на опыт педагога, чем на свой собственный, — партия очень сложная.
— Нужно выстроить психологический образ самозабвенно любящей женщины, показать в нём филигранную технику и музыкальность, потому что у Юрия Николаевича каждое движение построено на музыке, и иная трактовка здесь просто недопустима, — отметила Екатерина Булгутова. — Мне кажется, сейчас я острее чувствую все переживания Фригии, и мой собственный эмоциональный опыт помогает мне глубже вжиться в эту роль и передать её в танце.
Олеся Алдонина назвала партию Эгины одной из причин, почему балерина осталась в Красноярске.
— В работу над первой постановкой «Спартака» я включилась в свой второй сезон после окончания учёбы в Перми, и особенно запомнилось, как мне, совсем ещё молодой балерине, доверили на прогоне танцевать перед Юрием Николаевичем Григоровичем монолог Эгины из третьего акта. Это была невероятная ответственность, радость и гордость, — отметила Олеся. — В первых показах было невозможно полноценно освоить образ такой сложной героини — осознанное восприятие Эгины пришло ко мне, когда я станцевала её вновь в 2010 году, после первых родов. Сейчас, под руководством Марии Александровой, много лет исполнявшей Эгину в Большом театре, я нахожу в своей героине всё новые и новые краски. Особенно интересно исследовать в ней внутренние конфликты, то, как меняется её характер во взаимодействии с разными партнёрами. Мне лично импонирует в Эгине то, что несмотря на всю её отрицательность, заложенную в спектакле, это сильная, невероятно целеустремлённая женщина, обладающая настоящим характером.
У Юрия Кудрявцева ещё с юности были две любимые партии — Ромео и Красс. Если первую артист станцевал уже давно, то знакомство с ролью римского полководца произошло только в этом году.
— Сейчас наконец-то сбылась и вторая мечта. Красс особенно привлекателен тем, что все исполнители, начиная с Мариса Лиепы, в этой партии совершенно разные, — добавил солист балета. — Красс — мой первый отрицательный персонаж, если не считать небольшого эпизода в «Последнем поклоне» по произведениям Виктора Астафьева. В моём представлении это настоящий лидер, человек, полностью закрытый от окружающих. И только Эгина разглядела в нём его уязвимость: Красс неспособен принять, что кто-то может взять над ним верх, для него было бы лучше погибнуть в поединке со Спартаком, чем проиграть и остаться в живых. Он воин, но себя в этой партии я скорее вижу воином-дипломатом, добивающимся своего разными уловками и хитростью.
Полный восторг
Зрители, впервые увидевшие легендарную постановку «Спартак», оценили его как очень мужественный, динамичный, яркий спектакль. Три часа пролетают незаметно — публике практически не дают выдохнуть, сюжет развивается стремительно. Нет проходных сцен. Невозможно оторвать взгляд как от солистов, так и от кордебалета — отточенность движений завораживает. Красноярцы уже поделились своими отзывами в социальных сетях и официальных группах театра оперы и балета.
— Спасибо артистам за яркие общие сцены, оркестру за удовольствие слышать эту чарующую музыку, — написала София Дуборгина. — Приглашённые специалисты из Новосибирска Роман Полковников и Ольга Гришенкова, вы создали самое настоящее полнометражное кино, было ощущение, будто смотрю исторический фильм. Спартак с первобытным естеством, пронзительно волевой. Фригия такая трепетная! Дуэт до мурашек!
— Юрий Кудрявцев, спасибо огромное за образ Красса! — отметила красноярка Елена Яковлева. — Потрясающее исполнение, даже становилось страшно от такого полководца Рима!
— Я в полном восхищении от постановки, — рассказала Наталья Астрикова. — Впервые смотрела этот балет и очень рада такому впечатлению. Любимые артисты в одном спектакле — Георгий Болсуновский, Кирилл Литвиненко, Анна Кудрявцева... Прекрасная работа оркестра! Невероятное сочетание в одном балете любви, нерва, гибели за свободу.
Комментарий
Аркадий Зинов, министр культуры Красноярского края:
— Исполнить партию римского полководца Красса в балете «Спартак» — мечта многих танцовщиков, и я был безмерно счастлив, когда в 2007 году в Красноярском театре оперы и балета появился этот спектакль. Легендарный хореограф Юрий Григорович был первым, кто когда-то в этом балете вывел мужской танец на первый план. Поэтому роли Красса и Спартака для всех являются одними из самых физически и эмоционально затратных.
На момент исполнения мне был 31 год, и после этой премьеры у меня появилось чувство, что как танцовщик я сделал в балете всё, что хотел, и можно идти дальше. Через два года, продолжая танцевать, я стал художественным руководителем Красноярского хореографического колледжа, а ещё через пять — директором.
Нюанс
В декабре 1941 года композитор Арам Хачатурян сообщил о своих творческих планах — написать балет, который перекликался бы с героическим подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны.
— Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто ещё на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость, — отметил маэстро. Впервые балет представили зрителю в 1956 году в театре имени Кирова, но мировую славу сюжет приобрёл в 1968 году в постановке Юрия Григоровича на сцене Большого театра.