Общество
Красноярский журналист собрал огромную коллекцию галстуков
Их больше 300.
В коллекции этого известного красноярского журналиста сегодня больше 300 галстуков. Самых разных. Строгих и вычурных, однотонных и пёстрых, в клетку, в горошек, в мелкую крапинку, с особыми принтами... Хозяин убеждён, что эти аксессуары в молодости создали ему особый имидж, который очень пригодился в профессии.
Геннадий Каледа в середине 90-х годов прошлого столетия прочно занял свою нишу в красноярских СМИ. И стал практически первым, кто в нашем городе стал постоянно освещать деятельность певцов, музыкантов, творческих коллективов не только регионального уровня, но и артистов общероссийского масштаба. В том числе эстрадных кумиров.
Шёл к этому довольно долго. И поначалу даже не думал о журналистике. Как и о том, что когда-то станет «галстучным стилягой». Именно так его прозвали ветераны местных СМИ. Не в обидном, разумеется, смысле.
— Первым галстуком у меня был пионерский, — рассказывает Геннадий Каледа. — Я прошёл все положенные для школьного советского воспитания стадии: был октябрёнком, пионером, комсомольцем. В старших классах изредка надевал узкий галстучек-селёдку на какие-то торжественные мероприятия, но особой дружбы с этим атрибутом даже не намечалось. А вот к музыке пристрастился ещё в подростковом возрасте. Уже в 14–15 лет стал ходить в ДК 1 Мая на концерты группы «Гамма». Интерес появился. Потом родители подарили крутой по тем временам проигрыватель «Арктур-004», было на чём пластинки слушать. А доставал их в магазине «Мелодия» на Красрабе. Завёл знакомство с продавщицами молоденькими. То шоколадки дарил, то билеты в кино, вот и получал дефицит. Плакаты умудрялся в филармонии доставать, всю комнату заклеил. Наверное, с этого всё и началось...
После окончания технического училища Геннадий два года работал на АТС шинного завода. Потом была служба в армии в Тобольске. Много чем заниматься приходилось, в том числе и стенгазету редактировал, сам писал заметки. Руководство хвалило, командиры и надоумили пойти учиться на журналиста.
— В 1983 году поступил в КГУ, устроился внештатным корреспондентом на краевое радио, — говорит Геннадий Каледа. — На занятия и встречи уже галстук надевал. Всё-таки взрослый уже, отслуживший, 22 года, не то что вчерашние школьники. После женитьбы, правда, ушёл в академический отпуск, так сложилось. Работал на Сибтяжмаше в газете «Заводская правда». Публиковался в местных изданиях. Отучился в Иркутском университете. Писал о людях труда. Но музыка никуда не делась. Году в 1988-м в Красноярск приехали с концертом Сергей Минаев и Владимир Маркин, ну, помните — «Сиреневый туман»? Я набрался наглости, пробился к ним в гримёрку, автографы взял, до сих пор храню. Что-то написал. Мне дали добро на эту тему... И работать стал по двум направлениям — производство и музыка. И поехало!
Журналист Каледа, как скоро оказалось, нашёл свою золотую жилу. В начале 1990-х писал про Ирину Аллегрову, которую ещё толком никто не знал. Потом была «Алиса» с Кинчевым. И как-то само собой Геннадий Каледа стал своим человеком в филармонии, за что он до сих пор благодарен Александру Мелкумяну, бывшему тогда заместителем директора по концертной деятельности.
— Не существовало ещё в филармонии ни пресс-службы, ни отдела менеджмента, — вспоминает Геннадий Владимирович. — Я публикации для них делал, в разные издания отдавал. И мне много чего позволялось — в гримёрки заходить, эксклюзивные интервью брать. В общем, звёзды сошлись. Тема оказалась востребованной многими СМИ: «Комсомолец», «Красраб», «Вечёрка», «Авторадио», «Сегодняшняя газета»... И в то же время стали появляться в продаже галстуки с музыкальными рисунками! Помню, первый из этой серии попался мне с изображением клавиш. Подумал — а что, символично! Нацепил на встречу с пианистом... Сработало! Собеседник оценил, почувствовал, что журналист в теме. А я понял, что правильно подобранный галстук располагает к разговору.
В те годы подготовиться к интервью с известным артистом было не так-то просто. Это сейчас открыл интернет и всё нашёл. А тогда приходилось постоянно штудировать периодику, отслеживать эфиры, телепередачи. Часто и образ корреспондента играл свою роль.
— Приехала к нам Ирина Понаровская, которая была в 1990-е на эстраде иконой стиля, — рассказывает Геннадий Каледа. — Я знал, что она стала носить очки в золотой оправе, купил что-то похожее, приоделся, галстук подобрал, взял букетик. Певица очень оценивающе меня оглядела и произнесла: «Ну, что же... Пойдёмте, побеседуем». Оказалось, что музыканты очень интересно реагируют на тематические галстуки. Как-то зашёл на репетицию «Свободного балета», а Валерий Терёшкин, который не только хореограф, но и ударник, стал выпытывать, где я нашёл аксессуар с барабанами. Духовику Анатолию Иванову, профессору, понравился мой галстук с флейтой — что делать, подарил.
А вообще, историй много интересных было. Анжелика Варум приехала в Красноярск ещё 18-летней, сразу после «Утренней звезды» и выхода первого альбома.
— У неё тогда волосы были длинные, каштановые, девушка мне очень понравилась, — вспоминает журналист. — Через много лет поделился этим с её нынешним мужем Леонидом Агутиным. Говорю: «Я с Анжеликой познакомился раньше тебя и влюбился в неё раньше». А он прищурился: «Но женился-то на ней я!»
Ещё запомнилась Геннадию встреча с эмоциональным Владимиром Шаинским. Его пригласили к нам на какое-то мероприятие, выдался свободный день, и композитора отвезли на Ману, отдохнуть, порыбачить.
— Во время разговора он всё нахваливал нашу реку и хвастался, какую большую рыбину вытащил, — делится Геннадий Каледа. — И, кстати, посетовал, что на встречу пришёл без галстука.
В тему
Мужчины-денди могут позволить себе вольности в выборе галстука, но в этом случае весь образ должен быть выверен до мелочей: безукоризненно сидящий костюм, жилет, платок в нагрудном кармане, точно подобранные цветные носки и до блеска начищенные туфли.