Новости

Красноярский чемпион мира по тхэквондо Сергей Каташин: «Я бы своего ребёнка в смешанные единоборства никогда не отдал!»

Красноярский чемпион мира по тхэквондо Сергей Каташин: «Я бы своего ребёнка в смешанные единоборства никогда не отдал!»

Сергей Каташин - первый и пока единственный красноярский чемпион мира по тхэквондо. Лучшим на планете он стал в 1997-м, спустя всего три года после того, как начал заниматься этим видом единоборств. Потом Каташин пошёл в тренеры. И здесь тоже получилось. Правда, лучший из его воспитанников чуток не дотянул, выиграв «на мире» серебро. Сейчас Каташина чаще зовут Сергей Юрьевич: положение директора муниципальной ДЮСШ № 1 управления образования администрации Железнодорожного района обязывает. В этой спортшколе сосредоточены сразу три вида единоборств - тхэквондо, карате и кикбоксинг. Всего 350 детишек, 12 тренеров и полное отсутствие типичных для детского спорта жалоб на безденежье - вот главные характеристики спортивного хозяйства Сергея Каташина.

- Сергей Юрьевич, меня немного удивило, что у вас в школе развиваются три разных вида единоборств. Почему дело именно так обстоит?

  • На уровне города ведётся такая политика - собирать схожие виды спорта, единоборства, под одну крышу. Это правильно, больше порядка будет. А то куча организаций, в каждой школе по одному тренеру… И в управлении так проще. Также экономия денег существует, когда в одном направлении все работают. В школе у меня 150 ребятишек занимаются карате, 120 - тхэквондо и 80 - кикбоксингом. Но, что интересно, лучший результат даёт кикбоксинг.

- Почему?

  • Есть логика в этом. У нас тхэквондо начало развиваться в краевой спортивной школе, там именитые тренеры, с приличным стажем. Наша школа, городская, образовалась в 2006 году. Мы не ставили задачу откуда-то перетягивать спортсменов или тренеров титулованных, здесь все тренеры новые, молодые, и они набрали абсолютно новых ребятишек. Они не доросли за это время до каких-то высоких результатов. Самому «старенькому» из воспитанников - 15 лет. А кикбоксинг нигде организованно не культивировался, едва школа образовалась, самые маститые тренеры к нам пришли. И привели хороших ребятишек - они раньше выступали за свой счёт, на общественных началах тренировались, а тут получили муниципальную поддержку и ездят по всей планете, есть победители Кубка мира.

- У Вас, как у тхэквондиста, сердце ближе к этому виду не лежит? Видите сильного мальчишку - раз, и в тхэквондо его? А он сам, может, каратистом стать хотел…

  • Такого нет. У нас централизованный телефон, родители звонят и спрашивают конкретный вид спорта. Да, первый год работы школы было больше упора на тхэквондо. А сейчас… лицо школы - это результат спортсменов. И если результат даёт кикбоксинг, значит, и финансирования у нас уходит больше туда, надо поощрять этих ребят и тренеров.

Денег хватает

- Финансирование, кстати, из чего складывается?

  • Школа полностью финансируется из городского бюджета. Хочется поблагодарить наших учредителей - управление образования администрации Железнодорожного района. Нас они не забывают, и финансирование достаточное. Хватает на реализацию всего нашего календарного плана на 100 процентов. И с базами проблем нет, при общеобразовательных школах арендуем спортзалы, причём абсолютно бесплатно, так как мы находимся в одном ведомстве - управлении образования. Школы - по всему городу, в каждом районе у нас филиал.

- Как тренеров удерживаете? Зарплаты-то, наверное, небольшие?

  • Зарплаты полностью зависят от результатов их спортсменов. Очень хорошая система поощрения тренеров, где учитываются выступления, начиная с первенства России. За каждое призовое место - надбавка. Есть стимул к работе. Ещё Красспорт проводит конкурсы, где лучшие тренеры могут получить поощрение - до 40 000 руб.

Из подвалов на свет

- Есть у Вас классическая история про мальчишку, который ужас на округу наводил и будущее имел самое мрачное, а к Вам в школу пришёл - и всё в его жизни изменилось?

  • Перед глазами у меня такого нет, к нам всё-таки приходят ребятишки 6-7 лет. Но много тех, кого воспитывает мать-одиночка, и понятно, что если не будет какой-то жёсткой руки, то ребёнок совершенно в неправильном направлении пойдёт. Один такой сейчас тренером у нас работает, фамилию называть не буду. Он нашёл себя через спорт. Так что мы выполняем часть работы наших правоохранительных органов. Направляем ребят, их энергию в мирных целях. Ещё было такое: ребёнок - инвалид второй группы. После пяти лет занятий у него инвалидность сняли.

- Другой стереотип: если кикбоксёры, то, скорее всего, бандиты…

  • Это было в 1990-х, когда на спорт и на всю «социалку» государство просто закрывало глаза. Представьте - человек с энергией огромной, который выступал на уровне чемпионатов мира и Европы, вдруг стал никому не нужен. А он привык всегда побеждать, быть первым, быть в центре внимания и вдруг оказался на улице. Кроме спорта, он ничего не умеет. Что ему оставалось делать? Но сейчас государство огромное внимание уделяет спорту. За выступление на уровне России выплачиваются неплохие деньги. По тхэквондо, например, есть несколько программ, порой спортсмены получают весьма солидные призовые за одни соревнования. И ещё момент - вот у нас впервые в городе появилась школа по единоборствам. И все эти подвальные уровни - они выходят на свет, и сразу отсеиваются те люди, которые готовят ребят для чего-то другого.

- Единоборства - это же не очень затратные виды спорта?

  • Абсолютно дешёвые. Первые три года можно просто в спортивных костюмах тренироваться, главное, чтобы был тёплый чистый зал. Потом уже, когда ребёнок закрепляется, выступает на соревнованиях, нужно приобрести амуницию, которая стоит в пределах 3 000 рублей. Этого хватит лет на пять.

- Как-то всё у Вас слишком хорошо. Неужели никаких проблем нет?

  • Есть одна глобальная проблема - при школе должен быть свой спортивный комплекс с восстановительным центром и специализированными залами для единоборств. И там же мы проводили бы свои соревнования. А их у нас очень много. Вообще, это не только наша проблема, в городе можно по пальцам пересчитать места, где реально провести соревнования в нормальных условиях. Дом спорта им. Дворкина, ДС «Советский», вот и всё…

Гимнастика - жёстче

- Как Вы к смешанным единоборствам относитесь? Они очень популярны сейчас…

  • Не очень положительно. Я считаю, это больше мордобой, чем спорт. Даже не мордобой… шоу. Шоу и зарабатывание денег. А спорт должен иметь определённые рамки, правила. Я бы своего ребёнка никогда не отдал в смешанные единоборства, потому что не вижу, к чему он должен прийти в конце своей карьеры. Для чего это?

- А Вы сами когда начали заниматься тхэквондо?

  • В 19 лет. Сам я из Ачинска, там с четвёртого по одиннадцатый класс дзюдо занимался, потом рукопашным боем увлёкся. По младшим юношам я в дзюдо неплохо выступал, выиграл турнир городов Сибири. Интересно, что соревнования проводились для ребят более старшего возраста, мне нельзя было участвовать, я ездил по документам своего брата, который на два года меня старше. И выиграл.

- О как! Обычно наоборот, с документами хитрят - ребят постарше «омолаживают».

  • Ну вот, тренер посчитал, что мне можно. Взял я свидетельство о рождении своего брата и поехал. И на грамоте потом было написано - Каташин Валерий.

- А как после дзюдо и рукопашного боя Вы пришли в тхэвондо?

  • Наш тренер был дружен с одним человеком, тот поехал отдыхать в Малайзию и там попал на чемпионат мира по тхэквондо. Очень понравилось ему, он вернулся и здесь устроил такой отбор по рукопашному бою. Это 1993-й год был. Мы эти соревнования выиграли - я и ещё трое спортсменов, тоже из Ачинска, и нас отправили в Санкт-Петербург на семинар по тхэкводно, уже - переучиваться. Мы получили право на тренерскую деятельность. С этого и началось тхэквондо в Красноярском крае. После этого мы заключили контракт с федерацией Северной Кореи, и нам прислали сюда инструктора, полковника армии КНДР.

- Я думал, в КНДР тхэквондо считается буржуазным занятием…

  • Там это государственный вид спорта, им занимаются все, особенно спецслужбы и армия. Мы тренировались жёстко - два раза в день, без выходных. Полковник приехал один, никого тут не знал, ему было скучно, и он нас вообще не оставлял в покое. В воскресенье не успеваем открыть глаза, он уже стучится в дверь - пошли тренироваться. Помню, за первую неделю я потерял семь килограммов. Организм не привык к таким нагрузкам. Постепенно всё выровнялось, и за три года у нас получился неплохой результат. В 1997 году - стал чемпионом мира. Поединки были очень тяжёлые, все разрывы - на уровне одного-двух баллов. Тогда вообще в мире был расцвет тхэквондо - участвовали 130 стран, в каждом весе по 70-80 участников. А в 1999-м получилось так, что сборная России состояла только из спортсменов Красноярского края. И на чемпионате мира в Аргентине мы заняли общекомандное пятое место - фактически сборной края.

С позиций практика

- Получается, тхэквондо в нашем крае с тех времен позиции несколько сдало?

  • Всё идет по синусоиде, взлёт-падение, то кризис, то подъём. Я не считаю, что сейчас спад. Человека три-четыре мы отправляем на крупнейшие турниры, и люди приезжают с медалями. В прошлом году двое красноярцев стали серебряными призёрами чемпионата мира. Два чемпиона Европы - Андрей Незванов, мой воспитанник, он работает тренером в нашей школе, и Александр Скрипник.

- Что интереснее - самому чемпионом стать или воспитать победителя?

  • Когда выводишь воспитанника - волнение гораздо больше. Потому что знаю, на что он способен, а он иногда даже не догадывается. И когда воспитанник проигрывает - ощущение, будто сам проиграл. Особенно, когда знаешь, что он полностью не раскрылся в этом поединке - такая досада.

- Сейчас Вы сами тренируете или сосредоточены на управлении школой?

  • Я совмещаю тренерство и руководящую работу. Хотя тренерство - это уже больше хобби, но очень любимое. И опять же, воспитанников, которых я вёл всё это время, - я их бросить не могу. У меня сейчас группа - сборная нашей спортивной школы.

- Времени всё меньше остаётся, наверное, на тренерское дело?

  • Пока удаётся совмещать и выезжать на соревнования. Мои работодатели нормально к этому относятся, понимают.

- Раз часто уезжаете, значит, здесь у Вас всё нормально отлажено…

  • Да, у меня очень хорошие заместители, на которых я оставляю всю работу, и ни разу не было никакого сбоя. В этом плане я абсолютно спокоен.

- Три главных качества для руководителя, на Ваш взгляд?

  • Врасплох застали… Во-первых, грамотность. Во-вторых, нужно знать то, что ты делаешь. Если поставить сюда человека, который не знает специфики вида спорта, то он наломает таких дров… Человек должен разбираться, пройти от самой низшей ступени, от начинающего спортсмена, тренера, знать, чем дышит спортсмен, чем дышит тренер, тогда будет толк, и будешь руководить не со стороны управленца-теоретика, а со стороны практика. Ну, и третье, надо любить свою работу. Если приходить как на каторгу - тоже ничего не получится. Задача руководителя - постоянно вносить какие-то новшества в работу школы, новые подходы. А чтобы свежие идеи появлялись - ты должен любить своё дело. Многие школы в городе, допустим, не видно, не слышно, чем они занимаются, занимаются ли вообще. Я знаю, что во многих школах вообще нет финансирования, кроме зарплаты. А это всё от руководителя зависит - если не побегаешь, ничего не добьёшься.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА