Новости

«Роза ветров в Красноярске» - воспитание через искусство

«Роза ветров в Красноярске» - воспитание через искусство

Любой фестиваль детского творчества - это всегда праздник. На прошлой неделе в Красноярске завершился Всероссийский конкурс лаборатории детского и юношеского творчества «Роза ветров в Красноярске». В нём приняли участие 2 500 талантливых ребятишек до 19 лет из Казахстана, Республик Алтай, Бурятия, Хакасия, Красноярского, Алтайского краев, Иркутской, Томской, Новосибирской, Свердловской, Кемеровской областей.

Как при помощи музыки и танцев сделать ребёнка лучше

«Роза ветров в Красноярске» - особый конкурс. Его отличают не только разнообразие номинаций (народный, академический, эстрадный вокал; народный, эстрадный, современный, классический танец; ансамбли и оркестры народных инструментов, инструментальная музыка), но и высокий уровень участников, насыщенная программа.

Конкурс-лаборатория проводится детским благотворительным фондом «Арт-фестиваль - Роза ветров» при поддержке администрации Красноярска, главного управления культуры администрации Красноярска. На сегодняшний день фестиваль выполняет важную социальную задачу - помогает талантливым детям, в том числе с ограниченными физическими возможностями. При проведении конкурса особое значение уделялась профессиональному росту как участников, так и их педагогов: по результатам конкурсных выступлений выбраны претенденты на получение Премии Президента РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Государственная поддержка талантливой молодёжи».

Пока ребята блистали на сцене, их наставники обсуждали недетские вопросы. В рамках «Розы ветров» прошла научно-практическая конференция «Нравственно-эмоциональный потенциал подрастающего поколения: разработка организационно-педагогических рекомендаций к учебным программам нового поколения для системы дополнительного образования детей». К участию в конференции приглашены ведущие эксперты по учебным программам министерства культуры Красноярского края, специалисты Московского государственного университета культуры и искусств, Московского городского педагогического университета, Южно-Уральского государственного университета, а также педагоги, работающие в системе дополнительного образования детей.

В процессе формирования личности ребёнка дополнительное образование играет очень важную роль. Занятия музыкой, танцами способствует не только развитию способностей и интересов, профессиональному самоопределению, но и нравственных и гражданских качеств подрастающего поколения. К такому мнению пришли участники конференции. Дети - это наше будущее, поэтому эффективно организованная система дополнительного образования будет способствовать формированию культурных традиций в будущем и решению социально-экономического задач страны.

- Дополнительное образование способно положительно влиять на качество жизни детей, которые раскрывают свой творческий потенциал, - говорит Наталья Малащук, руководитель главного управления культуры администрации Красноярска.- При этом ребята, обучающиеся музыке, танцам и так далее обладают большей открытостью и мобильностью, активней проявляют себя в школе и жизни. Здоровое и многосторонне развитие поколение - залог развития и процветания государства.

Сегодняшние дети значительно отличаются от предыдущих поколений, для которых создавалась ныне действующая система образования, считают педагоги. Для поколения next характерно ограниченное общение со сверстниками. Степень развития нравственно-эмоционального потенциала детей и подростков также находится на низком уровне, в результате возникает дефицит эмоционально-ценностного отношения к миру, образного мышления, падает уровень не только творческого и профессионального потенциала, но и бытовой культуры подростков.

- На нравственное становление юной личности влияет много факторов, среди которых большую роль играют личность педагога, методика, используемая на занятиях с детьми, и общий нравственно-эмоциональный настрой детского коллектива, - говорит Наталья Рябова, кандидат педагогических наук, генеральный директор детского благотворительного фонда «Арт-фестиваль - Роза ветров».

- В связи с этим необходимы новые учебно-воспитательные программы, новые подходы к их реализации, направленные на раскрытие нравственно-эмоционального потенциала учащихся. Поэтому по итогам конференции мы предполагаем выработать конструктивные предложения и передать их в Министерство культуры России, для того чтобы те в свою очередь смогли сформировать современную законодательную базу, отвечающую современным запросам.

При подготовке к фестивалю педагогических идей в Красноярске был проведён опрос среди школьников, в нём приняло участие более трёхсот человек. Исследование показало, что у нас живут прекрасные, добрые и отзывчивые дети. И задача взрослых воспитать их так, чтобы они не растеряли эти дорогие качества.

- Наша задача заключается в том, чтобы сформировать нравственное здоровье подрастающего поколения, - продолжает разговор Наталья Малащук. - Успешный ребёнок, как правило, становится успешным взрослым. Фестиваль педагогических идей необходим для того, чтобы мы могли поделиться опытом друг с другом. Ведь у каждого есть свои технологии и методики в этой области. Поэтому в резолюцию нашей конференции мы внесли следующий пункт: создать электронный банк, через который педагоги России смогли бы обмениваться технологиями, как образовательными, так и воспитательными.

В качестве уникального опыта был приведён проект «Семейная школа» красноярской школы искусств № 8.

- Мы убедились, что лучшие традиции художественного образования по-прежнему живы, - сказала Наталья Рябова. - Мы нашли очень много интересного не только в содержании, но и менеджерском подходе программы: здесь образовательные и воспитательные направления органично сочетаются в деятельности школы. Что очень важно: в проект включены родители. На территории по месту жительства сформирована уникальная педагогическая среда, нравственно-эмоциональная атмосфера, где происходит процесс совместного творчества и взаимного воспитания.

Примером для подражания может стать барнаульский вокальный ансамбль «Сентябринки». Он создан на базе детской музыкальной школы при Алтайском музыкальном колледже девять лет назад как учебный коллектив, ставящий целью общее музыкально-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста. В основе занятий лежит система «пластического интонирования», здесь все участники коллектива в равной степени обучаются пению и хореографии. В репертуаре ансамбля - произведения композиторов-классиков, обработки народных песен, сочинения современных авторов. Исполняют «Сентябринки» произведения и на языке оригинала - латинском, итальянском, французском, немецком.

Управляет этим разновозрастным, разнохарактерным и разноголосым коллективом в 80 человек хормейстер Инесса Грицай, педагог высшей квалификационной категории. Инесса Валентиновна сегодня активно занимается здоровьесберегающими технологиями в обучении. В сфере её профессиональных интересов - арт-терапия. «Сентябринки» - коллектив равных возможностей, здесь занимаются как обычные дети, так и ребятишки с инвалидностью. Вместе со здоровыми участниками они также учатся петь и танцевать, выходят на сцену. «Мы можем воздействовать на ребёнка через чувственную сферу и корректировать в том числе физическое и психическое состояние личности», - уверена Инесса Грицай.

- Работа с детьми с ограниченными возможностями - одно из направлений наших муниципальных учреждений , - говорит Наталья Малащук. - Поэтому для нас очень важны подобные практики. Чтобы не придумывать колеса, мы могли бы брать за основу опыт как красноярских специалистов, так и коллег из других территорий.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА