Общество

Водители первых троллейбусов Красноярска сели за руль современной техники

Необычное мероприятие прошло в честь 65-летия троллейбусного движения.

Водители первых троллейбусов Красноярска сели за руль современной техники
Водитель троллейбуса.

Михаил Шуклин

Сегодня юбилей отмечает красноярский троллейбус. 5 ноября 1959 года в городе был запущен первый троллейбусный маршрут. С тех пор в Красноярске началась история троллейбусного движения. Сегодня на линию вышел празднично украшенный троллейбус № 15. Проехаться в нём могут все желающие. Ну а первыми на нём прокатились ветераны троллейбусных депо – водители, диспетчеры, кондукторы, которые проработали на предприятиях по 40–50 лет.

— Работу свою я очень-очень любила. Зашла сегодня в депо, ну всё ведь родное, наше. Сейчас, конечно, все по-другому выглядит, красиво, современно, у водителей даже в кабине кондиционеры есть. А мы же и в минус 45, и в плюс 45 работали, и мёрзли, и грелись, и было как-то само собой. Мы очень рады за сегодняшних коллег, и комфорт у них сейчас, и зарплата стала более достойной. Никогда другую работу не хотела, 50 лет проработала, — вспоминает ветеран троллейбусного предприятия Галина Перминова.

Строительство первой контактной линии в Красноярске началось 16 июня 1956 года и продлилось больше трёх лет. Первыми по улицам курсировали машины марки МТБ-82Д, затем со временем их заменили знакомые многим жителям города ЗиУ-9. Они использовались не только во многих российских городах, но и даже в некоторых европейских и южноамериканских. Троллейбус этой марки стал самым массовым (распространённым) в мире.

Некоторые ветераны – водители сегодня даже вспомнили молодость и снова сели за руль троллейбуса, прокатив коллег по территории депо.

— Этот навык, конечно, не забывается, габариты чувствую, всё чувствую. Хотя в кабине всё по-другому. Только порядок включения-отключения надо вспомнить. Мне 78 лет, но я только в прошлом году на пенсию ушла, ездила и на «Адмирале», и на «Авангарде». Скучаю по работе, с большим удовольствием сегодня проехалась, — рассказывает ветеран-водитель троллейбуса Галина Черенева.

Изначально в Красноярске было 2 маршрута, оба следовали от железнодорожного вокзала. 1-й маршрут двигался по проспекту Сталина (сегодня – проспект Мира) и заканчивал свой путь на улице Просвещения (площадь Мира). Троллейбусы маршрута № 2 ехали почти так же, только конечной остановкой у них был старый аэропорт, здание которого стоит в конце улицы Аэровокзальной на Взлётке.

За 65 лет троллейбусное движение в Красноярске переживало разные времена и сейчас снова на подъёме. Сейчас в городе шесть троллейбусных маршрутов. Ежедневно пассажиров в среднем перевозят 60 троллейбусов разных марок. Старые ЗиУ-9 сменили современные «Адмиралы» и «Авангарды». Парк техники в последние годы значительно обновился и пополнился современными моделями с возможностью автономного хода.

— Сегодняшний юбилей — это, конечно, прежде всего повод сказать спасибо нашим ветеранам. Это великие люди, они сохранили наши предприятия, не уходили, работали. Ведь не секрет, что в тяжелые 90-е и 2000-е годы очень много в стране троллейбусных предприятий закрылось. А наши не только сохранились, но и получили новое развитие, технический прогресс, цифровизация — сейчас всё развивается благодаря этим людям, — говорит начальник троллейбусного депо Владимир Корниенко.

Красноярцам полюбился этот вид транспорта за его комфорт и экологичность. В последнее время всё чаще просят продлить именно троллейбусные маршруты до микрорайонов новой жилой застройки.

Обслуживание и строительство инфраструктуры для троллейбусов – это капиталоёмкие вложения. В среднем километр строительства контактной линии стоит 6,5 млн рублей. Также нужны надёжные электроподстанции и подвижной состав. Тем не менее этот экологичный транспорт в Красноярске планируется развивать и в дальнейшем.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА