Новости

Держал американцев в страхе

Держал американцев в страхе

Эдуард Гущин (слева) и Иван Вьюжанин
Эдуард Гущин (слева) и Иван Вьюжанин

Именно во время мексиканской олимпиады я сделал первый шажок в направлении спортивной журналистики. При этом он напрямую связан и с бронзой Гущина. Мы в 9 «Б» 11-й красноярской школы решили с друзьями еженедельно выпускать стенгазеты об Олимпийских играх. Вот тогда впервые услышали мы об Эдуарде Гущине. Тогда же прочитали добрые слова о нём в «Советском спорте» и узнали из теленовостей, что он до смерти напугал своими предолимпийскими результатами американских толкателей ядра, безраздельно царивших до этого на стадионах планеты, посылая снаряд к 20-метровой отметке, а то и дальше. А в Мехико Гущину совсем немного не хватило удачи, чтобы их обойти. Зато он так напряг соперников, что они так же, как и Эдуард, «в экстазе сумасшедшей по накалу борьбы», как писал я тогда в стенгазете, толкнули металлический мячик весом в 7 кг 257 г за 20-метровую белую дугу «ядерного» сектора.

Да, к этому моменту Эдуард Викторович уже жил в Москве. Причём на переезд его благословил первый тренер Дмитрий Сиволап. Под началом Дмитрия Ивановича Гущин выполнил мастерский норматив в толкании ядра, а на следующий год уже добыл бронзу чемпионата страны. После этого радостного события мудрый наставник сказал ученику, что отдал ему всё, что знает и умеет. И предложил Гущину перебраться Белокаменную к Отто Григалка - тренеру толкателей ядра сборной СССР. Отпустил ученика с лёгким сердцем и светлыми надеждами, которые тот в полной мере оправдал: раскрылся и как блестящий атлет, и как вдумчивый, справедливый и честный спортивный педагог.

Красивый, сильный человек, он и жизнь прожил под стать своим богатырским физическим качествам. Пустив корни в Москве, где у него выросли и возмужали уже и внуки, Эдуард Викторович никогда не забывал и город на Енисее. Город, где прошли его годы учёбы в индустриальном техникуме, где он постигал секреты лёгкой и тяжёлой атлетики в спортклубе завода Красмаш «Енисей». Гущин достаточно часто приезжал в Красноярск, и, как вспоминает Алексей Урдаев, один из самых ярких представителей ветеранского спорта нашего города, Эдуард Викторович, всегда находил время, чтобы заглянуть в легкоатлетический манеж на Центральном стадионе. Там он встречал не только молодых коллег по спортивному увлечению, но и старых знакомых, с которыми с удовольствием вспоминал дни своей молодости. Например, с Иваном Вьюжаниным.

Эдуард Викторович Гущин. Родился 27 июля 1940 года в с. Мотыгино, Красноярский край. Умер 14 марта 2011 года в Москве. Окончил Красноярский индустриальный техникум (1960), Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры (1976). С 1974 на тренерской работе - главный тренер сборной команды РСФСР по лёгкой атлетике. С 1987-го по 1991 г. - возглавлял сборную команду профсоюзов СССР. Заслуженный тренер РСФСР (1979). Заслуженный тренер СССР (1980).

Мастер спорта (1963) по лёгкой атлетике (толкание ядра), мастер спорта по тяжёлой атлетике (1964). Мастер спорта международного класса по лёгкой атлетике (1966). Бронзовый призёр чемпионата СССР (1964), серебряный призёр чемпионатов 1965-1967, 1969 годов. Чемпион СССР (1968 и 1970). Серебряный призёр чемпионата Европы в закрытых помещениях (1967). Бронзовый призёр всемирной универсиады (1965). Победитель матчей СССР-Франция (1967), СССР-Польша (1966, 1967), СССР-ГДР (1967, 1970). Двукратный рекордсмен Европы и четырёхкратный - СССР в толкании ядра. Бронзовый призёр XIX летних Олимпийских игр в Мехико.

- Когда они общались, у обоих просто загорались глаза, ведь вспоминались самые счастливые годы, - говорит Урдаев. - То есть те времена, когда многих из нас, нынешних ветеранов, ещё и в проектах не было. Кстати, Иван Петрович лет на пять старше Гущина, и нам всегда было интересно наблюдать за тем, как они беседуют, вспоминая тренировки на стадионе «Енисей», тех или иных спортсменов, тренеров. С Эдуардом Викторовичем наиболее тесно мы общались в прошлом году на летнем чемпионате России по лёгкой атлетике среди ветеранов. Проходил он в Москве в Сокольниках на стадионе имени братьев Знаменских. Эдуард Гущин к этому времени накопил богатейший опыт тренерской работы с легкоатлетами-ветеранами, а это совсем другая работа, нежели с молодыми спортсменами. Дело не только в старении организма, но и в том, что как личности это люди совсем иного плана. Поэтому для нас общение с Гущиным было очень важно во всех отношениях: и как для спортсменов, и как тренеров-консультантов, если можно так сказать. Ведь мы тоже передаём свой опыт другим легкоатлетам Красноярска, с которыми выступаем потом на соревнованиях различного уровня. Вплоть до ветеранских чемпионатов мира и Европы, где выходим в сектора для метания вместе с учениками Гущина. Он ведь не один десяток лет успешно готовил метателей Москвы и Московской области - мужчин и женщин. И те неоднократно занимали призовые места, становились победителями первенств мира и континента. То есть Гущин вполне реализовал себя как спортивный педагог даже в такой трудной и не очень благодарной области, как ветеранский спорт.

Алексей Урдаев отмечает, что Гущин был очень доступным человеком. Простой в общении, с юмором. Никогда не кичился своими достижениями, как некоторые. Любил рассказать о дачных достижениях. В этом увлечении они были близки с Вьюжаниным - таким же дачником, таёжником, умеющим и ягодные, и грибные места обнаружить в любом лесу.

А ещё Гущин всегда искренне интересовался тем, как обстоят дела с лёгкой атлетикой в Красноярске, как поживают его старые товарищи. Передавал всем приветы.

- А это снимок сделан во время разговора Гущина и Вьюжанина, это наша последняя встреча в Сокольниках на стадионе братьев Знаменских, - сказал Урдаев и протянул фото. - Большое счастье общаться с такими людьми, как Гущин, Вьюжанин, которые для нас, более молодых, хоть и тоже ветеранов, всегда оставались и остаются примерами не только в спорте, но и в жизни.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА