Новости

Право на права

Право на права

Иностранный водитель Шавкат Абдуманапов волнуется, сидя перед компьютером и сдавая экзамен на знание правил дорожного движения. Он уже работал раньше в Красноярске, но уехал на родину в Киргизию. А когда вернулся обратно, понял: чтобы попасть в хорошее автопредприятие, надо подтвердить свои знания. И даже почти двадцатилетний опыт вождения автобусов по киргизским дорогам не поможет, если экзамен не будет сдан.

Гастарбайтеров ждёт переэкзаменовка

- Департаментом транспорта и всеми перевозчиками подписаны дополнения в действующие договоры «Об организации и осуществлении перевозок пассажиров на городских маршрутах регулярных перевозок». Согласно этому документу, можно принимать на работу людей, имеющих водительские удостоверения, выданные за пределами Российской Федерации только после подтверждения ими знаний правил дорожного движения РФ. Те же, кто уже работает в предприятиях, должны подтвердить знания российских правил дорожного движения, - рассказывает Олег Якубович, заместитель главы города - руководитель департамента транспорта. - После того как все перевозчики подписали дополнения в договоры, было подписано соглашение о сотрудничестве с ОГИБДД - они будут регулярно экзаменовать водительский состав по направлениям, выдаваемым перевозчиками. Все наши усилия направлены на то, чтобы красноярцы чувствовали себя в городских автобусах как можно безопаснее.

Из 3,5 тысячи водителей, работающих на городском общественном транспорте, 238 водителей не имеют удостоверения российского образца. С 1 июня ни один из них, не пересдав экзамен в ГИБДД, за руль не сядет. Но уже сейчас предприниматели планово направляют своих работников к инспекторам. В районные ОГИБДД со дня подписания дополнительного соглашения было направлено 64 человека. Из них 30 уже успешно подтвердили свои знания.

Некоторым перевозчикам, в основном мелким, придётся привыкать к нововведения. Однако в городе есть автопредприятия, в которых подписанное соглашение не изменит внутренний рабочий распорядок.

- Вот уже два года каждого вновь прибывшего из республик СНГ водителя и тех, кто попал в ДТП или имеет пять нарушений ПДД за месяц, мы отправляем на сдачу экзамена в ГИБДД,- поясняет перевозчик Константин Кнапнугель. - Изначально нам это предложили сами инспекторы в качестве некоего эксперимента. Нас заинтересовал вот какой аспект: на предприятии постоянно ведётся инструктаж, принимаются экзамены, это стало привычным делом. Но когда к этому присоединяется человек в форме, отношение водителей меняется. Они более серьёзно готовятся, подходят к этому ответственно. Даже наказание рублём не так стимулирует быть более аккуратным на дороге, как угроза пересдавать экзамен инспектору. И тем более перспектива быть отстранённым от работы в случае неудачной попытки. По своему предприятию могу сказать точно: нет такого, что на переэкзаменовку чаще отправляются гастарбайтеры. Водители-россияне с такой же периодичностью проходят это испытание. Бывает, что иностранцы сдают всё с первого раза, ещё и могут наизусть правила цитировать. Порой даже с водителями из районов края труднее работать, чем с тем, кто приехал из других республик.

Один из сдающих, Ширзад Махмедов, рассказывает, что перевозит красноярцев последние два года: «Когда только приехал, месяц привыкал к напряжённому движению мегаполиса. Причём меня не выпустили в рейс, пока я не сдал экзамены на предприятии, в ГИБДД и не прошёл обязательную стажировку по маршруту. Замечаю, что отношение пассажиров постепенно меняется. Раньше могли обругать, как только видели, что за рулём нерусский водитель. Теперь же, если водишь аккуратно, претензий не возникает. Впрочем, прошу и пассажиров нас понять: в любой момент автобус может подрезать лихач, пешеход выскочит перед носом, и приходится резко тормозить. При этом некогда объяснять, что нет в этом вины водителя, надо внимательно следить за дорогой».

На сегодняшний момент, по словам Александра Захарова, начальника ОГИБДД по Октябрьскому району, ситуацию с водителями-гастарбайтерами нельзя назвать напряжённой, по меньшей мере, в их районе. Усиленный контроль, заключённые соглашения, регулярные проверки знаний уже приносят свои плоды. Водители перед экзаменом лишний раз заглянут в правила, где-то не будут лихачить, чтобы не попасть под внимание инспекторов.

- А вообще разговоры о большой аварийности автобусов, за рулём которых сидят водители из республик СНГ, - миф, - добавляет Константин Кнапнугель - Когда руководители автопредприятий интересуются у страховщиков, кто же хуже всего ведёт себя на дороге, то они неизменно отвечают: «Таксисты! Водители общественного транспорта по сравнению с ними просто золото!»

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА