Стадион

«Планов — вагон, работы невпроворот, отдыхать некогда». Главный тренер «Енисея-СТМ» Александр Первухин о чемпионской сатисфакции и играх судьбы

«Тяжёлая машина» выиграла чемпионат в 13-й раз.

«Планов — вагон, работы невпроворот, отдыхать некогда». Главный тренер «Енисея-СТМ» Александр Первухин о чемпионской сатисфакции и играх судьбы
Александр Первухин.

Дмитрий Шабалин

Регбийный сезон завершился полным триумфом «Енисея-СТМ». Кубок России и золото чемпионата вернулись на правый берег. А после многие из тренерского штаба красноярцев вместе с национальной командой впервые выиграли у сборной легионеров. Сейчас, когда прошло уже достаточно времени после совершенно сумасшедшего финала чемпионата, можно подвести итоги не по горячим следам, а уже остыв и обдумав всё произошедшее. Что мы и сделали с Александром Первухиным, главным творцом красноярского флагмана отечественного регби.

Пусть попробуют

— Невероятно длинный сезон, растянувшийся почти на полтора года, остался позади. Сейчас чему больше себя посвящаете: регби или семье?

— То время, что уходило на тренировочный процесс, фактически свободно. Поэтому могу больше внимания уделить семье и близким.

— А после окончания чемпионата и матча сборной с легионерами что больше преобладало: удовольствие от хорошо проделанной работы или усталость?

— Поначалу усталость, определённое опустошение, но удовлетворёние. Нашей главной задачей было — вернуть чемпионство. Я всегда команде говорю, что мужчина должен иметь цель и идти к ней всеми возможными способами. У нас такая цель была, мы её выполнили, значит, сезон удался.

— Когда «Енисей» пару лет назад громил оппонентов в финалах, упрекали, что вы уничтожаете интерес и конкуренцию. Сейчас, когда случились поражение от Пензы и тяжелейший финал с Казанью, обращают внимание на то, что «Енисей» уже не тот. Как вы относитесь к этим высказываниям?

— Отношусь спокойно и с пониманием. Во главе всего этого стоит пресыщенность нашими победами. В своё время в 1990-х похожая история была с московским «Спартаком» в футболе. А что в прошлом году писали? Стареющие состав и тренер, команда стала слабее и сделала шаг назад и так далее.

— И всё-таки, почему стало так сложно? «Енисей» стал слабее или соперники подтянулись?

— Пенза, «Динамо», «Красный Яр», «Стрела», «Металлург» — все выросли. Может, и мы сбавили либо растём медленнее. Нет ориентира впереди. Если сравнивать состав два года назад и сейчас, тот был более сильным, на мой взгляд. Посмотрите на комплектование наших соперников. Казань собрала много отечественных сильных игроков и классных легионеров. «Яр» провёл мощнейшую селекцию, одно подписание Валерия Морозова чего стоит. А ведь ещё они взяли Гугу Хантадзе, Дмитрия Гриценко, новых иностранцев. То есть наши соперники потратили суммы, которые мы себе позволить не можем. У «Стрелы» в спонсорах нефтяные компании, у «Локомотива» мощнейшая поддержка, у динамовцев. Те, кто ещё пару лет назад был значительно ниже нас, прогрессируют усиленными темпами, но ведь и мы не стагнируем, тоже растём. Поэтому «Енисей» и сейчас чемпион. А поражение от Пензы в позапрошлом финале — несчастный случай. Мы тот матч отдали сами. Логичнее бы было по игре «Стреле» сейчас уступить, чем «Локомотиву» тогда.

У нас почти каждый матч стадион битком, и в финале трибуны сыграли огромную роль — не умолкая, гнали вперёд. У «Красного Яра» и Пензы хорошая посещаемость, Казань и «Динамо» тоже скоро в этом компоненте подтянутся. Ну и то, что наш вид спорта хорошо представлен на федеральном канале, тоже способствует популяризации и развитию. Всё это помогает расти, уровень чемпионата повышается. А нас, в свою очередь, подталкивает, чтобы не сидели и любовались кубками и медалями своими, а тоже шли вперёд и искали новые варианты. Плюс ещё такой момент. Я главный тренер сборной. Вакиль Валеев — тренер по нападающим. Андрей Мосолов — тренер по физподготовке. Мы же там игрокам не другую программу даём, а переносим то, что есть в «Енисее», что работает. Сборники из других клубов прибавляют, а грамотные тренеры нас слушают. Александр Янюшкин, Юрий Кушнарёв и другие постоянно учатся, делают выводы и не стоят на месте.

— Получается, вы в том числе своими руками взращиваете себе же конкурентов.

— «Енисей» — это такой своеобразный локомотив, который тянет всех остальных за собой. И, конечно же, каждый из них спит и видит, чтобы сбить нас с этого пути. Многие жаждут занять наше место на вершине, пусть попробуют.

Объективность не помешает

— Справедливо ли, что такой длинный турнир, состоящий из регулярного чемпионата и плей-офф, заканчивается одним поединком, в котором может произойти всё, что угодно. Поражение от «Локомотива» перечеркнуло в принципе хороший сезон и со «Стрелой» то же самое могло случиться.

— Могло. Мы были близки к этому. Финал из одного матча устраивает, наверное, всех, кроме нас. Я предлагал играть до двух побед. Мне отвечают, что нет на это времени. Но ведь можно отойти от 5–6-дневного перерыва между играми. Сыграть финальную серию до двух побед за десть дней вполне реально. Но вот как раз непредсказуемость одного отдельно взятого поединка и даёт шанс обыграть «Енисей», в длинной серии это куда сложнее исполнить. Но жаловаться на что-то не собираюсь. Мы выигрываем регулярку и право проведения финала на своём поле. И если «Енисей» действительно сильнее всех, то должен забирать титул независимо от того, один матч в финале или больше. А к элементу случайности, судейским ошибкам и прочим моментам нужно относиться философски. Если ты лучше, то победишь, несмотря ни на что.

— Финал у «Стрелы» вы вырвали, играя в меньшинстве. Если откровенно, после удаления Франсуа Кляйнханса вера в победу не пропала, пусть даже на несколько мгновений?

— Пошатнулась вера, что мы можем перевернуть матч тем составом, что был на поле. Поэтому и последовали не характерные для таких поединков массовые перестановки и замены. Зачастую такой риск дивидендов не приносит, но в этот раз сработало. Свежие ребята ворвались в игру, приободрились и те, кто остался на поле. И в те минуты, что мы вышли вперёд, «Енисей» доминировал, только в концовке сыграли на удержание, понимая силу соперника и то, что у него на одного игрока больше. Мне не понравился заголовок на rugger.info, что это «Стрела» отдала нам финал. Причём за год до этого, после победы «Локомотива» никто не писал, что это мы сами подарили чемпионство. Все хвалили Пензу. Дескать, она не останавливалась и вырвала золото. Я вот считаю, что всё наоборот. То поражение — наша собственная недоработка. Мы дали сопернику вернуться в игру, а с Казанью в безнадёжной по сути ситуации всё перевернули. Но в таком ключе об этих двух финалах мало кто говорит. Получается, что и «Локомотив» своё забрал, и «Стрела» отдала, а «Енисей» как бы ни при чём. Понятно, что каждый видит так, как ему кажется и нравится. Но немного объективности не помешает.

— В концовке первого тайма финала с «Локо» при счёте 17:0 в пользу «Енисея», когда всё вокруг дышало позитивом, на вас лица не было. А после игры можно было даже со стороны прочувствовать, как вам больно проиграть тот матч. Победа над «Стрелой», да ещё такая сюжетная, стала моральной сатисфакцией за ту боль?

— Я же не мальчик, всякие поражения в жизни случались, в том числе и полностью тренерские. А с «Локомотивом» я кожей чувствовал, что мы упускаем игру, один момент для попытки не использовали, второй, третий, плюс вопиющая ошибка в пользу гостей от арбитра. Привези мы тогда Пензе 30 очков отрыва, уверен, всё было бы решено в нашу пользу, а вот преимущества в 17 очков оказалось мало. Многие до сих пор по привычке говорят, что Первухин в перерывах орёт, не останавливаясь. Да этого давно уже нет. Но тогда с «Локомотивом» я впервые за многие годы буквально верещал в раздевалке, пытаясь расшевелить, разбудить, объяснить, что ничего ещё не закончено. Выкричался, смотрю в глаза и понимаю: не достучался. В итоге в ответ получил нечто вроде: «Юрьич, ну что ты распереживался, выйдем и доведём до конца». Вот вышли и довели.

Что я чувствовал после финального свистка, словами не передать. Не сумел главного донести до ребят, однозначный тренерский прокол. В регби только в перерыве можно изменить, если что-то не ладится. Тайм-аутов то нет. А со «Стрелой» после первого тайма не было особых эмоций, игра близкая, кричать смысла не было. Чётко разбирали, что не получается и почему. А в итоге с Казанью сработал жест отчаянья. Я, конечно, повыпендриваться могу, что вот как всё перевернул, но на самом деле ничего другого и сделать было нельзя, только так, а сработает или нет, не угадаешь. Но раз выиграли, значит, всё было верно исполнено. Судьба нам воздала за то поражение от Пензы, считаю, и с Казанью в безнадёжной вроде бы ситуации вернула то, что забрала тогда.

— Алексей Щербань не самый результативный игрок «Енисея», не самый быстрый и мощный, но Пензе вы проиграли, когда он был на больничном, а со «Стрелой» всё изменилось, когда именно Щербань, даже толком не оправившийся от травмы, появился на поле. Получается, что Алексей критически важен для «Енисея» в решающих матчах?

— Лёша основополагающий игрок. Его сочетание с Рамилем Гайсиным делает «Енисей» сильнее. О таком дуэте мечтала бы любая команда. Но при этом регби не та игра, где можно в одиночку или вдвоём победить. И Лёша, и Рамиль — игроки системы, и когда она работает, и у них всё получается, и команда выглядит замечательно. При этом Щербань внёс огромный вклад в перелом финала, это не обсуждается. Но без включения всех остальных ребят чемпионства бы не случилось. И у него, и у Гайсина хорошие такие регбийные «тараканы» в голове. Они имеют право на риск, раскрашивают игру за счёт нестандартных решений. Но, опять же, без старания, характера и профессионализма всех остальных регбистов мы бы не выигрывали.

Надо подгребать

— Многие лидеры «Енисея» перешагнули тридцатилетний рубеж даже не вчера. Пришло ли время перестройки?

— Она не за горами, это будет четвёртая моя перестройка в команде. Но всё должно идти своим чередом, никаких искусственных внедрений молодёжи не будет. Этот состав доказывает свою силу и способность прибавлять по ходу поединков, а главное, в их концовках. В сезоне были четыре таких поединка, которые мы забрали на флажке. В том числе и финал. Мы пережили весной и летом 2024 года катастрофические потери в передней линии, выходили молодые ребята, держались как могли. С тем же «Яром» против Морозова вытерпели. Считаю, что у нас лучший резерв в России, и за счёт него мы способны менять ход неудачно складывающихся матчей. Этот состав не потерял мотивацию и силу. Да и как потеряешь после таких матчей, как финал. Скорее могли расслабиться, когда в одну калитку всех обыгрывали, и только еврокубки возвращали с небес на землю, когда нам показывали разницу в классе и необходимость работать ещё больше. Сейчас такого нет, соперники рядом, дышат буквально в спину.

— И всё-таки. Андрей Темнов — игрок стартового состава. Но ему уже за 40. Денису Симпликевичу, Дмитрию Герасимову, Гайсину и Щербаню прилично за 30. Юрий Баранов вот недавно уже закончил карьеру. Неизбежно, что не сегодня, так завтра придёт время других лидеров.

— Ситуация у всех разная. Не будет такого, что все игроки за условные 33 завтра напишут заявление и уйдут, а молодёжь автоматически встанет на их место. У нас происходит и будет происходить только постепенное обновление. Попрощались с Барановым, с кровью от себя его оторвали. Тут надо понимать, что Юра — выдающийся игрок, и, учитывая его возраст, он не должен быть вторым и тем более третьим человеком на позицию. На этих местах как раз должны находиться молодые и развивающиеся регбисты. Баранов уже объективно не был номером один последние сезоны, время пришло. Вот Темнову 41 год, и что? Мне его самого из старта убрать? А зачем, если Андрей лучший здесь и сейчас, а гораздо более молодые конкуренты ему серьёзно уступают. Да я только рад буду, когда на меcто Андрея придёт молодой регбист, который сильнее его, это здоровый процесс. Но почему-то после тренировок оставались и дополнительно работали Темнов, Баранов, Улдис Саулите, Гайсин и другие мастера, а вот молодёжь я за этим делом не видел. Только по возрасту никому и ничего не придёт. Через работу и выигранную конкуренцию можно получить место в старте. Подгребать надо, а не плыть по течению. Мы сильны год от года костяком профессионалов, на который могут равняться все остальные. И сейчас где-то эту роль уже должно перехватывать следующее поколение, ребята, которым 28–30 лет.

— В чём уникальность Темнова?

— В работе над собой, в профессионализме до мозга костей, как и Баранова, и Иннокентия Зыкова. Андрей из отпуска всегда приезжает в форме, ему не нужно нагонять никого, он готов. По всем тестам один из лучших, по игровым моментам, по интенсивности работы без мяча. И если завтра на его позиции кто-то станет сильнее, пожму Андрею руку и скажу, что пора. Негоже такому мастеру на скамейке находиться. Но пока способных вытеснить Темнова здесь и сейчас не видно. Поэтому он и играет. А его конкурентам я говорю, что рядом с тобой дяденька на пятом десятке тренируется, и он лучше, без каких-либо скидок. К самолюбию взываю. Андрей — игрок третьей линии. Мотор команды. Здесь нельзя выпускать просто потому, что это Темнов. Всё рухнет. И его пример я преподношу тем ребятам, кто после сделанного эпизода встаёт и смотрит регби со стороны, а Темнов не выключается.

Тренерская гордость

— О сборной. Вы впервые выиграли у команды легионеров. При этом в первом тайме показали совершенно фантастическую игру. Как удалось так подготовиться? Это же не клуб, ребята всего несколько дней провели вместе, и вдруг так полетели.

— Пожалуй, в этом первом тайме впервые в сезоне я получил колоссальное удовольствие от игры команды, без всяких «если». И в атаке, и в обороне играли вдохновляюще. Ребята поймали кураж, впали в то редкое и классное состояние, когда получается вообще всё. И этим таймом я по-тренерски горжусь.

— Очень жаль, что пару лет назад пиковый «Енисей» уже был отлучён от еврокубков. А сборная в нынешнем составе с опытным костяком, с молодыми регбистами, с двумя натурализованными классными легионерами — Франсуа Эстерхейзеном и Лейтоном Экстином тоже лишена права играть международные матчи. Было бы чрезвычайно любопытно посмотреть, на что способна эта команда.

— Вот взял и прямо солью посыпал. Жаль, очень жаль. Время уходит. Уверен, что при соответствующей подготовке мы бы отобрались на Кубок мира 2027 года. Но сейчас нет никаких подвижек к тому, что нас куда-то допустят. А отбор начинается уже в конце лета следующего года. Причём у нас вообще сложная ситуация. Если та же футбольная сборная по-прежнему член ФИФА, и товарищеские матчи порой даже с хорошими соперниками играет, то регби вообще изолировано, и членство наше в международной федерации приостановлено.

— Сколько ещё будете работать с национальной командой?

— На следующий год договорились, а дальше, наверное, всё. Ту работу, что хотел, проделал, задачи выполнил. Организован тренерский штаб, одновременно зрелый и перспективный. Постепенно идёт смена поколений. Следующим летом обязательно постараемся провести ещё один матч, в каком точно формате, сказать пока не могу, а осенью традиционно сыграем с легионерами. На этот поединок планирую привлечь ребят от 1993 года рождения и младше. За ними будущее. И они должны быть готовы, когда нас допустят к соревнованиям.

— Со сборной понятно, а с клубом? Какое нужно количество титулов, чтобы вы сказали: «Хватит, пора отдохнуть».

— На самом деле не так много, и момент этот не за горами. Но так, чтобы прямо отдых и всё, такого не будет. От тренерства отойду, от клуба — ни в коем случае. «Енисей-СТМ» — большая семья, невозможно представить, что вот возьму и всё брошу. За эти годы с нуля сделано многое, но останавливаться нельзя. Иначе всё рухнет. Есть планы по развитию и клуба, и непосредственно команды. Постоянно улучшаем условия подготовки для молодёжи. Наш стадион лучший в России, а станет ещё краше. Планов вагон, нужно продолжать и развивать, работы невпроворот, отдыхать некогда.

Досье

Александр Первухин

Дата и место рождения: родился 25 декабря 1958 года, город Алдан (Якутия, СССР).

Карьера: в 1979 году поступил в Красноярский политехнический институт, где начал играть в составе клуба «Политехник», впоследствии переименованного в «Красный Яр». Будучи участником этого клуба, Первухин собрал полную коллекцию медалей чемпионата СССР: золото (1990), серебро (1988) и бронзу (1989).

В 1992 году стал играющим тренером «Сибтяжмаша» (в будущем — «Енисей-СТМ»).

Достижения: в качестве главного тренера и председателя тренерского совета 13 раз выигрывал чемпионат России, десять раз становился серебряным призёром турнира и три раза бронзовым. В коллекции Первухина десять побед в Кубке России, три Суперкубка России, четыре Кубка Николаева, а также две победы в европейском турнире «Континентальный щит».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА