Новости

Кому это надо?

Кому это надо?

Формула-1 всегда имела в России свою аудиторию
Формула-1 всегда имела в России свою аудиторию

Формула-1 всегда имела в России свою аудиторию. Не громадную, но всё-таки. Но у нашей страны до недавних пор не очень складывались отношения с «Королевскими гонками». Папа последних, скажем так, хотел слишком большого приданого. Да и не только в этом дело было. Однако всё меняется, и уже сейчас можно смело утверждать, что Формула-1 с Россией всерьёз и надолго.

В 2010 году в самом дорогом и высокотехнологичном виде автогонок появился первый отечественный пилот - Виталий Петров. Спортсмен заключил контракт с командой Renault, согласно которому должен был выплатить ей спонсорские отчисления в размере 15 миллионов евро. И это обыденная практика в Формуле-1. Вначале помогал отец гонщика, крупный предприниматель, а потом за дело взялся премьер-министр Владимир Путин. Он ведь и сам поклонник «Больших призов». Финансирование велось из внебюджетных источников, а также в нём поучаствовала государственная корпорация «Ростехнологии», благодаря договору с которой на болиде Петрова красуется логотип Lada. Казалось бы, что это даёт? Дебютный для себя сезон Виталий провёл в целом, по словам специалистов, нормально, закончив чемпионат на 13-м месте с 27 очками. Перед началом нового прошла встреча Петрова и его менеджера Оксаны Косаченко с Путиным, а также председателем правления ОАО «Новотэк» и главой «Ростехнологий», на которой положительно решился вопрос о финансовой помощи пилоту со стороны российского бизнеса. Спортсмен продлил контракт с «конюшней» ещё на два года. Но, как выразилась Косаченко, «это не финансовая сделка, это большой политический проект участия российского гонщика в Формуле-1». На первой гонке сезона-2011 Гран-при Австралии Петров, к слову, финишировал на рекордно высоком для себя третьем месте.

А прошлой осенью стало известно, что в 2014 году в Сочи будет проведён этап чемпионата мира Формулы-1. Уже состоялась церемония подписания промоутерского контракта с её руководителем Берни Экклстоуном, где присутствовал и Путин, гарантом соглашения выступило Правительство РФ. На первый взгляд, неплохо, ведь это придаст российскому автоспорту огромный толчок. Но давайте разберёмся, так ли это. Ежегодно только за проведение этапа Россия должна будет выплачивать лично большому Берни около 40 миллионов евро. Это не считая того, что постройка самой трассы обойдётся в 200. Кстати, вполне возможно, что она будет эксплуатироваться только во время соревнований, которые станут проходить частично по перекрытым дорогам общего пользования. А это означает, что никаких тренировок и тестов команд, гоночных школ и трековых дней, когда любой желающий может приехать на трассу и за определённую сумму покататься, может и не быть. Финансирование станет производиться на средства частных инвесторов. И, наверное, они захотят вложенные деньги каким-то образом вернуть. Скорее всего, цены на билеты и в прилегающих гостиницах и парковках взлетят до небес. Если же трасса всё-таки будет загружаться не только в дни гонок, то есть все основания предполагать, что стоимость её аренды окажется непомерной для небогатых российских автоспортивных команд. Получается, что этап гонок Формулы-1 превратится всего-навсего в модное место тусовок для элиты. Как, собственно, и весь Сочи.

Недавно же производитель эксклюзивных гоночных автомобилей, российская компания Marussia Motors, президентом которой является известный шоумен Николай Фоменко, приобрела у британского миллиардера Ричарда Брэнсона значительный пакет акций Virgin Racing, чтобы на её основе создать команду Формулы-1. За неё будут выступать Тимо Глок и новичок пелотона - Жером д’Амброзио. Кроме этого, стоит отметить, что нынешний сезон команда проведёт с российской лицензией. Пока что в Marussia Virging Racing нет отечественных пилотов, но к началу следующего чемпионата, если верить Николаю Фоменко, они могут появиться. Однако в большей степени это всё-таки коммерческий проект, а команда в Формуле-1 - великолепная реклама. Компания бывшего актёра и музыканта собирается соперничать с гигантами Ferrari и Lamborghini.

Престиж России - это, конечно, хорошо. Но отчего-то уважение на международной арене нынче больше ценится, чем благополучие внутри страны. Многое делается ради внешнего эффекта, дескать, у нас всё отлично. Пусть французского аристократа и монархиста Адольфа де Кюстина считают русофобом, но его фраза до сих пор, на мой взгляд, актуальна - «Россия - страна фасадов». А кому здесь нужна Формула-1 не как мимолётное развлечение, а в роли постоянного явления, которое время от времени издевательски будет вольно или невольно напоминать о себе? Прямо пир во время чумы.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА