Проспект культуры

Творческая группа драматического театра имени Пушкина рассказала о секретах работы над детским спектаклем

Премьера постановки «Маленький Дед Мороз» (0+) состоялась 14 декабря.

Творческая группа драматического театра имени Пушкина рассказала о секретах работы над детским спектаклем
Фото: Павел Парамонов

«Когда мы придумывали пресс-бранч, хотелось с помощью этого формата создать для творческой группы — режиссёра, художника, артиста и журналистов — приятную атмосферу для взаимодействия и общения, — говорит Юлия Чопчиц, руководитель PR-службы Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина. — Такого никогда не случится на репетиции или пресс-подходе. Когда все за одним столом, беседа идёт легче, люди открываются, всё становится чуть проще и искреннее».

Так и получилось. Поводом для встречи в уютном ресторане стала премьера волшебного спектакля «Маленький Дед Мороз». Главными гостями были режиссёр-постановщик Ольга Петухова, художник-постановщик Константин Майстерюк и артистка драмтеатра Яна Няньчук. Она исполняет роль Главного Деда Мороза.

Схватить его внимание

— Расскажите, как появилась идея создания этого новогоднего спектакля?

Ольга Петухова:

— Ко мне обратилась продюсер «Пушки+» Валерия Афонина с предложением поставить красивый новогодний спектакль. Я сразу вспомнила книгу «Маленький Дед Мороз». В моих материалах, как бриллианты, отложены хорошие детские современные произведения. Открыла книгу, стала вновь читать и поняла: есть тема, на которую мне сейчас интересно поговорить.

Эта история про то, как найти своё предназначение. Не стремиться быть первым, самым лучшим, а действительно осознать, что своё дело нужно любить. Да, это довольно сложная мысль для малыша, но как раз в этой сказке она красиво рассказана через главного героя — Маленького Деда Мороза. Лера приняла мою идею, руководство театра тоже дало добро. Обычно постановки планируются за год, полгода, а тут нам надо было всё придумать с нуля за три месяца. Я обратилась к Косте, это не первый наш совместный проект, была уверена: он не подведёт.

Я не была знакома с труппой театра, мне рекомендовали список артистов. Получилась лотерея, в которой выиграла: на первой встрече поняла, какие здесь прекрасные актёры. Сначала работали в репетиционном зале, много добавляли, набирали. Потом, выйдя с репетициями на сцену, стали упрощать. Это абсолютно нормальный процесс, потому у нас такой жанр — эксцентрика-клоунада. Уверена, что в Красноярске не так много подобных спектаклей.

— Как удержать внимание таких маленьких зрителей на протяжении всего спектакля?

Ольга Петухова:

— Как правило, у детей в возрасте трёх-четырёх лет внимание теряется через 20 минут. Значит, в спектакле должно что-то такое произойти, чтобы это внимание снова схватить. Есть разные зрительские манки, но все секреты рассказывать не буду. На самом деле, 40 минут — максимум, который может высидеть дошколёнок. Но из-за того, что в нашем спектакле много активных действий, позволили себе 45 минут.

— Насколько сложно уложиться в эти 45 минут?

— Не скажу, что это просто. Тем более что все артисты прекрасны, хочется каждого раскрыть и при этом не упустить главную мысль спектакля.

— Есть такое ощущение, что в последнее время наблюдаем экспансию питерских театральных постановщиков. Можно ли сделать вывод, что у зрителей Санкт-Петербурга и Красноярска есть что-то общее по эстетике, уровню восприятия?

— Да, культурное знание и вкус где-то сродни, где-то пересекаются. Но зрители всё равно разные. Я была в шоке, когда приехала сюда. Красноярцы очень открытые, всегда в конце аплодируют стоя. У нас в Питере, чтобы все встали, должна быть какая-то совершенно фееричная постановка.

И во время спектакля, даже если это комедия, клоунада, питерский зритель может вообще не реагировать, даже не смеяться. И только в конце взорваться — кричать браво.

Яна Няньчук:

— Отмечу, что в этом плане нужно быть аккуратными с маленькими зрителями, у них возможна совсем неожиданная реакция. Можно спровоцировать такой шум, который потом сложно остановить. И в то же время для малышей всегда интересно играть, очень трепетно, ответственно. Дети сразу чувствуют фальшь, нельзя солгать ребёнку.

Как будто снежный шар

— Каким задумали оформление спектакля?

Ольга Петухова:

— Мы хотели создать вневременную историю, чтобы не было привязки к современности или другому периоду. Вместе с тем ориентировались на немое кино, старый цирк. Возникла идея композиции в виде круга. А круг — это ещё и новогодний шар. Моя первая ассоциация: шар, который трясёшь, и внутри летят снежинки. Создаём на сцене ощущение такого снежного шара.

— Есть ли рекомендации для зрителей: взрослым приходить с детьми?

— Никогда не ставлю спектакли только для детей, всегда для семейного просмотра. В данном случае — важно, чтобы мама или папа сидел рядом с ребёнком. Могли его приобнять, пообщаться, здесь это приемлемо.

— Как сохранить тонкую грань: сказать ребёнку, что чудеса существуют, и при этом не обнадёживать, что всё решается волшебным образом?

— У нас история скорее не про чудо, а про поиск самого себя, про взросление. Это такая инициация Деда Мороза, который перестаёт быть маленьким. Он проходит классический путь героя.

Не давить, а слушать

— Насколько это необычно — работать в драматическом театре?

Константин Майстерюк:

— Действительно, необычно: каждый день — какое-то открытие. Специфика отличается, внутри работа идёт иначе. Например, для многих цехов удивление, что какие-то вещи появляются постепенно — в процессе создания спектакля. Для цехов это стресс, потому им эти предметы делать. Найти материал, подготовить его. Плюс какие-то физические особенности: клей сохнет столько-то, краска столько…

Я тоже всегда помогаю, такая особенность в театре кукол: в основном кукол делает сам художник. Занимается главными персонажами и лепкой голов. А здесь Маленький Дед Мороз — кукла. Так получилось, что его делали бутафоры, а я доделывал некоторые моменты. Гримировал куклу, одевал её.

— Ольга, какой вы режиссёр в работе — демократичный, авторитарный?

Ольга Петухова:

— Я считаю, что нельзя ломать артиста, его органику. Нередко происходит так: задумаешь всё за столом, потом выходишь на реальную площадку, а там какие-то идеи могут не сработать. И артисты могут предложить ещё лучший вариант, потому они чувствуют друг друга, понимают, как лучше что-то сказать.

Поэтому бывает, что на репетициях я просто сижу, слушаю, делаю выводы. В работе над этим спектаклем мне, кукольнику, было интересно, как драматические артисты рассуждают, что такое кукла.

Яна Няньчук:

— Мне нравится, что Ольга открыта к обсуждению и думает об актёрах, нашей творческой реализации. Во время репетиций мы так увлечены, что даже на перерывы не расходимся, решаем, как лучше сделать то или иное действие, как отыграть, как показать. Конечно, если Оля понимает: какой-то момент для неё, как режиссёра, принципиален, это больше не обсуждается.

Ольга Петухова:

— Прекрасно, когда артисты становятся соавторами. Так мы начинаем общаться на одном языке. Хотя раньше, когда работала над первым спектаклем, это была дидактика. Я давила сверху, теперь понимаю, что так закрываю артиста. Теперь больше слушаю, это верный путь.

Премьера спектакля «Маленький Дед Мороз» (0+) состоялась 14 декабря. Зрители оказываются в далёкой северной деревне, где живут только Деды Морозы. Накануне главного праздника Волшебства каждый Дед Мороз внимательно читает письма, бережно мастерит подарки, упаковывает их и готовит свои сани к путешествию. И каждый год Маленький Дед Мороз мечтает отправиться поздравить детей, но, увы, он ещё слишком мал, и другие дедушки улетают на праздник без него.Однако в этот Новый год случилось нечто особенное: Маленький Дед Мороз решил, что его мечта непременно осуществится. Он собирает свой мешок с подарками и отправляется в путешествие совсем один...

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА