Новости

Лётчик-космонавт Михаил Тюрин: «Во время спуска с орбиты язык лучше не высовывать»

Лётчик-космонавт Михаил Тюрин: «Во время спуска с орбиты язык лучше не высовывать»

Лётчик-космонавт Михаил Тюрин
Лётчик-космонавт Михаил Тюрин
Его по праву причисляют к космическим долгожителям. Первый его полёт длился 128 суток - фактически треть года. Спустя пять лет последовал второй. Сегодня он проходит подготовку к третьей рабочей встрече с космосом. На днях лётчик-космонавт, Герой России Михаил Тюрин в рамках празднования 50-летнего юбилея первого полёта человека в космическое пространство побывал в Красноярске - городе, имеющем к космической летописи отношение вовсе не отстранённое, а самое непосредственное.

Во время встреч с рабочими коллективами, студенческой и школьной аудиториями Красноярска звёздномугостю было задано немало вопросов.

Лётчик-космонавт Михаил Тюрин
Лётчик-космонавт Михаил Тюрин
- Что самое трудное в профессии космонавта?

- То, что происходит в длительном полёте, вполне сравнимо с тем, что происходит и в обычной жизни. Трудностей, конечно, хватает. А главная - это, наверное, сложность психологического характера - результат продолжительной социальной изоляции, как говорят психологи. В обыденной жизни нам кто-то ежедневно звонит, мы испытываем самые различные эмоции, какие-то события происходят. И всё это человека подпитывает. В космосе такой событийности, конечно же, гораздо меньше. Ты быстро привыкаешь к тем, кто рядом с тобой, уже вскоре они становятся для тебя понятны. И это, конечно, порождает некоторую сложность. Экипажи МКС международные, и как мы ни стараемся, но специфику менталитета преодолеть порой бывает непросто. Американцы всё-таки не совсем такие, как мы, а мы не такие, как японцы. У всех нас есть различия, которые не обязательно вступают в антагонизм, порождают конфликт, тем не менее могут начать утомлять через какое-то время. Выручает то, что есть очень много работы, каждодневной, постоянной. Честно говоря, мне очень повезло с людьми, с которыми пришлось работать во время полётов. Да и вообще на хороших людей мне везёт.

- А кто на космической станции моет полы?

- Все. Тут как на флоте: эта обязанность выпадает каждому члену экипажа. Правда, на самом деле полы мы не моем, бережём воду, она - большой дефицит на борту. А вот пылесосить приходится постоянно, чтобы пыль не скапливалась. Этой процедурой занимаемся не только по плану, но при любой появляющейся возможности - сразу же стараемся взяться за пылесос.

- Насколько сложна работа в невесомости?

- К ней привыкаешь достаточно быстро, перемещаться в условиях невесомости, поверьте, особых трудностей не составляет. Но есть одно неудобство, которое напоминает о себе всё время: что-то постоянно теряется. То отвёртка, то какая-нибудь другая нужная вещь. Меняешь, к примеру, объектив в фотокамере: смотришь, камера у тебя в руках, объектив в одной руке, а второй уже куда-то подевался, приходится отправляться на его поиски.

- Чему посвящают своё личное время космонавты?

- Досуговый набор, уверяю, не такой уж богатый: не так много времени выпадает для отдыха - дел очень много. Помимо тех, что входят в обязательный список на каждый день, всегда накапливается что-то ещё, потому что станция - это наш дом, а хлопот по дому, сами знаете, всегда хватает. Какая форма отдыха стала наиболее полезной? Пожалуй, это разговоры друг с другом. Как выяснилось, мы, несмотря на все наши различия, оказались друг другу очень интересны.

- Сравним ли старт в космос, приземление с «американскими горками»?

- От старта с Земли до выхода корабля на орбиту проходит всего 526 секунд - менее десяти минут. Бах, и всё! Хотя динамика в этот период действительно достаточно интенсивная. Особенно когда у ракеты-носителя разделяются ступени, удар получается весьма чувствительный. На спуске тоже достаточно хорошо подбрасывает, когда происходит торможение об атмосферу, во время открытия парашютной системы перегрузки возникают солидные: язык лучше не высовывать.

Лётчик-космонавт Михаил Тюрин
Лётчик-космонавт Михаил Тюрин
- Первый полёт на МКС Вы совершили на американском шаттле, второй - на отечественном «Союзе». Каково их сравнение по техническим возможностям, комфортности?

- Однозначно сравнивать их я бы не стал. Почему? Давайте для примера попробуем сравнить BMW и «уазик». Что лучше? Престижная марка BMW, наверное, покажется выигрышней. Но, согласитесь, существуют особые задачи, условия, в которых эксплуатировать такой автомобиль будет совершенно бессмысленно. А вот «уазик» прекрасно эти трудности решит. Впрочем, эту аналогию не следует всецело переносить на «Союзы» и шаттлы. Наши «Союзы» во многом их превосходят. Хотя бы в том, что они изначально были предназначены по своему проектному заданию для обеспечения транспортных операций - доставки грузов и экипажей на станцию. Шаттл же проектировался преимущественно для автономных полётов - он должен летать на орбиту, обеспечивать работу экипажа в течение недели-полутора и возвращаться назад. Из-за неполного соответствия задачам, в которых он используется американцами сейчас, есть некоторые неудобства: это не его проектное назначение, хотя летать в нём, признаюсь, неплохо.

- Придут ли на смену «Союзам» новые корабли?

- Новый корабль уже делается. Есть проект, создаётся техническая документация, идут проработки. Перспективы у нас хорошие: будет транспортный корабль нового поколения, который, по замыслу его разработчиков, будет способен обеспечивать и транспортные операции, и автономные полёты. Он сможет перевозить экипажи численностью до шести человек. Много профессиональных космонавтов для таких полётов, наверное, вскоре уже не понадобится. Достаточно будет одного профессионального пилота, остальные - люди науки, исследователи: врачи, физики, биологи, металловеды.

- Просмотр фильма «Белое солнце пустыни» по-прежнему остаётся для космонавтов традицией перед стартом?

- Конечно. На Байконуре каждый предполётный день расписан по минутам, но просмотр этого фильма в график включается обязательно. Вы знаете, эту традицию даже американцы переняли. Они, оказывается, тоже имеют копию этого фильма и в своём кругу также смотрят его перед полётом. Для них, правда, восприятие сюжета остаётся совершенно иным, богатства текста и специфики этой ленты они не понимают. Для них это обыкновенный вестерн, тем не менее его просмотр стал традицией и для астронавтов.

Из досье «Городских новостей»

Михаил Тюрин - лётчик-космонавт, Герой Российской Федерации (2003). Родился 2 марта 1960 года в Коломне. В 1984 году закончил Московский авиационный институт по специальности «Производство летательных аппаратов». Работал в РКК «Энергия» им. Сергея Королёва. В отряде космонавтов с 1994 года. Первый полёт в космос совершил в 2001 году в составе 3-й основной экспедиции на Международную космическую станцию вместе с Фрэнком Калбертсоном и Владимиром Дежуровым. Во время полёта совершил три выхода в открытый космос. Второй полёт состоялся в сентябре 2006 года вместе с Майклом Лопес-Алегрия и Анюшэ Ансари. Михаил Тюрин отправился в космос уже в качестве командира корабля «Союз ТМА-9» и бортинженера МКС по программе 14-й основной экспедиции. Во время полёта совершил два выхода в открытый космос.

Увлечения - фотография, видеосъёмка, горнолыжный и парусный спорт.

В настоящее время проходит подготовку в ЦПК им. Юрия Гагарина к своему третьему космическому полёту, запланированному на 2013 год.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА