Новости

Сергей Жабинский: «Надо двигаться дальше»

Сергей Жабинский: «Надо двигаться дальше»

Сергей Жабинский
Сергей Жабинский
По словам Сергея ЖАБИНСКОГО, приоритетом работы депутата городского Совета должен быть не только контроль над расходованием бюджетных средств, но и поиски способов наполнения городской казны. Для этого нужно хорошо ориентироваться в экономической ситуации и постоянно искать баланс между интересами власти и бизнеса.

- Сергей Михайлович, первый вопрос касается деятельности городского парламента. Как Вы считаете, в организации работы Красноярского горсовета больше положительных сторон или объектов для критики?

- Я могу сравнивать только с четырёхлетним периодом работы депутатом в Ачинском городском Совете да с парламентами территорий, куда часто приходится ездить по деловым вопросам. И знаете, на фоне Кировской, Иркутской, Новосибирской областей Красноярский городской Совет выглядит идеальной моделью организации депутатской работы. В первую очередь, потому что наш парламент - это место для дискуссий. Я сторонник мнения, что в споре рождается не истина, а проблема. А её хочешь не хочешь, а надо решать. И значит, надо выбирать согласованные варианты и вести переговоры со всеми ветвями власти. В этот момент я понимаю, что наш горсовет отличается выверенностью принимаемых решений, грамотностью, профессионализмом. Иногда идёт сессия, и кажется, ну так всё скучно и гладко: двадцать вопросов за пару часов решили и разошлись. Но это видимая сторона, а скрытая - во множестве проведенных комиссий, заседаний, утверждённых рабочих групп по разным вопросам. В это время и кипит депутатская жизнь - проблемы рассматриваются со всех сторон, сталкиваются полярные мнения, исполнительная и законодательная власть критикуют друг друга. И в этих трудных дискуссиях рождаются какие-то решения, поднимаются новые проблемы. Но надо ли всё это выносить на сессии? Думаю, нет. Хотя сейчас уже на стадии завершения процесс организации прямых трансляций заседаний. И наверняка люди, которые увидят сессии онлайн, будут думать, что депутаты хорошо работают, только если там происходят яркие словесные баталии. И не всегда задумаются, какая кропотливая деятельность скрывается за каждым сухо произнесённым докладом.

Вообще этот созыв депутатов очень гармоничен. Казалось бы, есть фактическое конституционное большинство партии «Единая Россия», у кого-то это вызывает критические замечания. И я до недавнего времени считал, что так не должно быть. А потом убедился в том, что для этого состава горсовета нехарактерно принимать решения большинством голосов ведущей партии, потому, что они, например, на фракции договорились голосовать единогласно. Нет, эти люди готовы слышать чужое мнение и не заставляют однопартийцев под давлением ломать своё мнение. И это очень здоровый политический процесс. Я думаю, может быть, прав был Черчилль, говоря: «Кто не был в молодости либералом, у того нет сердца, кто не стал в старости консерватором, у того нет ума».

- Какие решения, инициатором и соразработчиком которых Вы были, запомнились особенно?

- В первый год работы я с коллегами инициировал вопрос об изменении подхода к предоставлению муниципальных площадей в аренду бизнесменам. До этого существовала практика ежегодно менять арендную ставку на величину инфляции. Коммерческая аренда тогда была в среднем на уровне 500 рублей за квадратный метр, а муниципальная - 55 рублей. Потом мы перелопатили кучу информации, выяснили, что нет никакой прямой взаимосвязи между инфляцией и ростом цены на аренду недвижимости. И решили, что стоимость арендуемых муниципальных площадей не может быть столь низкой. Сразу начались разговоры о том, что мы хотим лишить поддержки малый и средний бизнес. Но помощь на момент начала ведения предпринимательской деятельности - это поддержка, а если ты уже десять лет на этом месте стабильно работаешь, то это называется преференциями. Стоимость была поднята в два раза, и администрация нас поддержала. Бюджет получил дополнительные доходы, которые можно было пустить на социальные нужды. Но самое интересное случилось дальше. Работа эта началась весной 2008 года, когда никто ни сном ни духом не подозревал о надвигающемся кризисе. Но как только наступили сложные времена, мы вернулись к этому вопросу и приняли понижающий коэффициент 0,8, снизив нагрузку на бизнес. Получается, что в течение полугода мы указали предпринимателям, куда мы, как власть, готовы двигаться, а потом очень быстро и гибко отреагировали на текущую экономическую ситуацию.

Ещё вспоминается, как мы принимали решение об увеличении базового коэффициента К2 на некоторые виды деятельности. Это решение принесло около 120 млн рублей в бюджет города. Но сколько было бурного возмущения тем, что мы душим малый бизнес. Хотя в отличие от соседних регионов наши предприниматели пользовались слишком низким налогом на торговлю алкоголем, предоставление бытовых услуг, ничего не предлагая в ответ. Мы выходили к бизнесменам с вопросом, а насколько они сами готовы нести социальную ответственность. Допустим, налог бы не поднимался, а мелкие предприниматели трудоустроили стопроцентно весь персонал и платили им белую зарплату. Ведь более половины всех налоговых доходов бюджета - это налог с доходов физических лиц, представляете, сколько бы лишних средств сразу появилось в городской казне! Но отвечать по обязательствам бизнес не готов, а требовать ещё как. Одна из коммерческих структур, которая занимается банями, заявила, что их дело умрёт в случае повышения К2. А потом мы обнаружили, что у владельцев этого предприятия есть ещё одна фирма, торгующая в банях. Получается, на одно ООО записываются только доходы, на другое - расходы. Плачевное положение показывается на примере расходной части, доходов будто нет совсем. После разоблачения все протестные настроения исчезли. В этом и есть задача исполнительной и законодательной власти - находить баланс интересов, который, с одной стороны, не задушит зачатки предпринимательской деятельности, с другой - позволит найти деньги на обеспечение нужд социальной сферы.

Сергей Жабинский
Сергей Жабинский
- С чем к Вам обращаются избиратели и должен ли депутат разбираться в ситуациях конкретного человека, вместо того, чтобы всё время тратить на решение системных проблем?

- Еще Аристотель придумал правило золотой середины: «Истинная добродетель находится посередине между потворством своему желанию и самоотречению». Депутат должен заниматься всем равномерно. С точки зрения конкретных интересов кому-то это кажется неважным. Допустим, пришёл ко мне человек, показывает квитанцию с квартплатой и говорит, что, по его подсчётам, она должна быть меньше. Это самый типичный вопрос. Как не решить такую проблему, если есть возможность? Тем более мне близка тема ЖКХ. Пришлось кучу писем отправить управляющей компании, вести переговоры. Через два месяца человек приходит и говорит: «Я всё доказал, деньги вернули, спасибо за помощь». Эта конкретная проблема тянет за собой другие, поскольку случай не единичный. Задача депутата - создать такие условия, чтобы каждый человек мог самостоятельно решить свою проблему.

Вообще знаете, есть закономерность депутатской работы с избирателями: помог раз человеку, жди его ещё раз и ещё. И наступит тот момент, когда ты, невсемогущий, помочь не сможешь. И все твои добрые дела до этого будут забыты, тебя назовут врагом. Это издержки нашей деятельности. Есть и другая сторона медали. Человек не готов сам за себя стоять - уровень гражданской активности невелик, нет понимания того, что многие вопросы в своих руках. Тем не менее отворачиваться от проблем конкретных людей нельзя.

- Вы уже упомянули о критике исполнительной власти. А вообще чиновники к Вам прислушиваются, удавалось ли сделать их работу более продуктивной именно таким критически подходом?

- Я бы сказал, нет обратных примеров. Чиновников, которые как непробиваемая стена, единицы. Обычно замечания принимаются, учитываются, особенно при рассмотрении бюджета. Я не могу вспомнить случай, когда, пусть даже после жёсткой дискуссии, не находили компромисс. Чиновники вплоть до замов главы города и руководителей департаментов ходят на комиссии. Видно, что это грамотные люди, перед решением каких-то сложных вопросов всегда выслушивают мнения, учитывают депутатскую позицию. Особенно выделю в этом плане департамент финансов. Это образцово-показательная структура в плане взаимодействия с депутатами. Хотя финансы - одно из сложнейших направлений. Но тем не менее они умудряются работать, слышать всех и найти компромисс со всеми.

- Бывает так, что важные для города решения невозможно претворить в жизнь из-за отсутствия необходимых законодательных актов на федеральном или региональном уровне?

- Бывает, и это сильно мешает, порой и руки опускаются. Очень долго документы проходят все уровни. Например, та же ситуация с запретом продажи пива в общественно значимых местах отдыха. Нет у городских депутатов и муниципалитета полномочий принять такое решение. Хотя на всех уровнях говорят, что подросток с пивом - это деградация. Рекламу на федеральных каналах регулярно хотят отменить. А между тем на каждом шагу его продают, и молодёжь спокойно гуляет с бутылками по центру. А всё потому, что решение этого вопроса не в компетенции муниципальной власти. Такая же ситуация вокруг введения моратория на застройку исторического центра. Снят был вопрос, так как он регулируется федеральным Градостроительным кодексом. А в итоге мы имеем точечную застройку. Хотя внутренний мораторий, что нельзя допускать этот хаос, есть. Но если ты по букве закона подготовил все документы, то тебе не имеют права отказать. Откажут - бизнесмен идёт в суд. А суд видит, что документы в порядке, и принимает решение в пользу строителей. Это пробел в законодательстве. Некоторые полномочия по предоставлению прав можно передать муниципалитету или прописать в федеральном законе положение про муниципальные зоны с особым порядком выдачи разрешения на застройку. И всё. Проблема решена. Пусть каждый город сам решает, что он отнесёт к муниципальной зоне и какие там будут правила застройки. Но когда ещё такое решение будет принято! Однако руки опускать нельзя ни в коем случае, надо двигаться дальше.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА