Новости

Крылья за спиной.

Крылья за спиной.

Авиадиспетчер со стажем Евгений Прокачёв говорит: «Если вы на работе не отдыхаете, то это не ваше место». Впрочем, отдыхать в прямом смысле этого слова авиадиспетчерам недосуг. Работа регулировщика воздушного движения требует внимания, усидчивости, логики, знания правил движения, а также умения быстро и правильно принимать решение.

Диспетчер может руководить 20 самолётами одновременно

Красноярский авиационно-технический колледж - единственный за Уралом, где преподают очень востребованную профессию авиадиспетчера. А потому ребятишки сюда приезжают не только из Сибирского региона, а практически со всей страны. Учатся у нас и москвичи, и ростовчане, и магаданцы. При этом, как говорят инструкторы авиационно-технического колледжа, до выпуска доходят немногие. Мало того, что при приёме необходимо пройти медицинскую комиссию практически такую же, как у лётчиков, и психологическое тестирование на устойчивость в различных стрессовых ситуациях, так ещё и обучение здесь специфическое. Кроме обязательных предметов преподаётся премудрая наука определения координат самолёта и умение провести его неведомыми простому человеку воздушными трассами.

В колледж мы попали как раз, когда отрабатывалась экстренная ситуация - отказали наземные радиолокационные средства. На пульте авиадиспетчера пропали метки, обозначающие самолёты, но это не значит, что воздушное пространство опустело. По вверению инструкторов, оно буквально кишит бортами. И чтобы не потерять их из виду, а ещё хуже того, не столкнуть нос к носу, авиадиспетчер вычерчивает график. Впрочем, график ведётся и в обычной штатной ситуации. Как уверяет нас бывший пилот, а ныне инструктор Геннадий Пуртов, без этого ничего не получится.

  • Если не зарисовывать направление движения судов, все их координаты, можно пропустить опасную ситуацию, - считает Геннадий Павлович. - Не важно, работает радиолокация или нет. Компьютер может отказать, выключится электричество, а график останется.

Кстати, как уверяет профессионал, ручной метод слежения за воздушными судами используется не только в России, но и за рубежом. Все понимают его значимость. Например, два года назад в аэропорту Петрово произошёл сбой компьютера, в авиадиспетчерскую систему его вводили три месяца. И если бы не нарисованные вручную графики, сведения о передвижениях остались бы неизвестны.

Как бывший пилот, Геннадий Пуртов заверяет: иногда без авиадиспетчера в воздухе просто не обойтись.

  • Воздушное пространство не бесконечно, как кажется, - говорит Геннадий Павлович. - Самолёты, вылетающие и прилетающие в Красноярск, на каком-то этапе встречаются, а сами пилоты не могут договариваться друг с другом, каким путём лететь. Только диспетчер может это систематизировать. Я однажды попал в грозу, в районе Канска у нас на борту отказал локатор. И мы никак не могли попасть в разрыв между грозовым фронтом. Помог диспетчер, который дал соответствующий курс. Он на экране видит всю обстановку в воздухе и место, где можно обойти грозу.

Ошибки авиадиспетчера обходятся пилотам и их пассажирам очень дорого. Это внешне работа регулировщика воздушного движения выглядит просто, а на самом деле... В феврале, например, в 170 километрах от аэропорта Красноярск на высоте более десять тысяч метров два борта опасно приблизились друг к другу. В ходе происшествия никто не пострадал, но в причинах возникновения ситуации сейчас разбирается транспортная прокуратура.

  • Работа авиадиспетчера - это ответственность, дисциплина, принятие решений во время потенциальных конфликтных ситуациях, - говорит авиадиспетчер с 30-летним стажем, а ныне ректор авиационно-технического колледжа Егений Прокачёв. - Проблема в том, что у диспетчерского состава - дефицит времени. Существует он и у лётной команды, но они отвечают только за себя, а диспетчер может руководить 10-20 бортами одновременно.

В системе авиадиспетчеров действуют правила, которые нарушать никоим образом нельзя. В них прописаны буквально все процедуры - вертикальный интервал, продольный, боковой или временной. Например, в верхнем воздушном пространстве интервал между встречными эшелонами должен быть 30 километров. Опасное сближение (какое и произошло недалеко от Красноярска) - менее 15 километров. И допускать подобное нельзя. Почему же происходят ошибки авиадиспетчеров?

  • Это многофакторные происшествия, - считает Евгений Прокачёв. - Невнимательность, психофизиологическое состояние человека - всё влияет. Управлять самолётом, быть пилотом или диспетчером очень нелегко. Заступишь за черту, установленную правилами, и может произойти непоправимое. Ведь самолёты идут на скорости 950 километров в час, суммарное сближение - почти две тысячи километров в час. Если их столкнуть лбами…

Регулировку движения воздушных судов в Красноярском авиационно-техническом колледже изучают на практике. Здесь оборудован настоящий командно-диспетчерский пункт. Конечно, ученики понимают, что и взлётная полоса лишь спроецирована на экран и самолёт ненастоящий. И все же команды здесь отдаются самые настоящие, и разрешение пилот запрашивает на профессиональном языке.

У диспетчеров своё разделение труда. Например, диспетчер руления - тот, что руководит передвижением самолётов по взлётному полю, диспетчер круга - заводит борт на посадку, ну а в воздухе за судном следит ещё один специалист. На КДП отрабатывается передвижение самолётов по взлётной полосе. Воздушное судно не просто нужно вывести на старт, но и выдержать интервал между двумя взлетающими бортами. В противном случае борт, идущий в хвосте, может перевернуться от турбулентной струи своего товарища. Инструктор и бывший лётчик Сергей Ячменев рассказывает, что это не голословные расчёты, а реальность. Интервалы между взлётами ввели после случая в Ташкенте. В 1980-х годах за ИЛ-76 здесь взлетал ЯК-40. «Яковлев» только оторвался от полосы, но тут же упал, сражённый турбулентностью. Все погибли.

Прочувствовать работу авиадиспетчера мне предложили на себе. Пульт выдавал непонятные знаки, пилот настойчиво просил разрешения на взлёт и никак не хотел понять русского литературного языка (диспетчер с пилотом изъясняются на авиационном диалекте), а затем самолёт попал в туман и вынырнул из него в метре над землёй, и совсем не на посадочной полосе.

  • Всё, упал, - выдохнул инструктор. - Сесть на грунт, конечно можно с повреждениями. Но после этого судно уже не взлетит.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА