Новости

Без штрафа и упрёка…

Без штрафа и упрёка…

Федеральные власти предложили ежегодно публиковать рейтинги медицинских учреждений и страховых компаний. Причём при распределении мест должны учитываться оценки пациентов. О проблемах, достижениях и перспективах отечественной системы здравоохранения чиновники говорили на первом Всероссийском форуме медицинских работников, состоявшемся в Москве. Как известно, сегодня в этой сфере происходят преобразования: вступил в силу новый закон об обязательном медицинском страховании, увеличены страховые взносы на два процента, и за счёт этих средств планируется запустить программу модернизации системы здравоохранения… По словам экспертов, все усилия направлены на улучшение условий труда работников системы и повышение качества оказания медицинской помощи.

Что мешает выполнению требований нового закона

Именно доступности и качеству уделяется особое внимание. Требования к работе учреждений здравоохранения прописаны в новом законе об обязательном медицинском страховании. Основной вопрос, который беспокоит экспертов, - насколько нынешние условия оснащения и финансирования больниц и поликлиник позволяют выполнять эти нормы.

Между тем недавно был принят приказ федерального фонда ОМС, определяющий, как страховые компании будут проверять организацию, порядок оказания и качество медицинской помощи гражданам в рамках обязательного медицинского страхования. В документе определено, в каких случаях страховые медицинские организации могут проводить проверки, каков порядок контроля и какие санкции грозят за нарушения прав гражданина.

__Стоит отметить, что в нашем регионе контроль со стороны страховых компаний ведётся уже не первый год.

- Ежегодно страховые медицинские организации проводят контрольно-экспертные проверки качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, - рассказывает Валентина Злобина, помощник директора Красноярского фонда ОМС. - Так, в 2010 году проведено 454 тысячи экспертиз. В страховые медицинские организации и фонд ОМС края поступило порядка 50 тысяч обращений граждан. Из них связанных с нарушением прав и законных интересов - 1 177 обращений. По результатам разбора признано обоснованными 568 жалоб. Гражданам, чьи права были нарушены, произведено материальное возмещение на общую сумму 1,8 миллиона рублей.

__«Практика показывает: проведение контроля необходимо, - говорит Галина Фролова, председатель краевой ассоциации страховых медицинских организаций. - В прошлом году только в страховые медицинские организации края поступило более 30 тысяч обращений от пациентов. Каждый случай отработан. Около тысячи обращений - письменные. В большинстве случаев жители края просили вернуть деньги, потраченные на приобретение лекарств и диагностические исследования во время лечения в стационарах, которые полагались бесплатно в рамках системы ОМС. Всем застрахованным деньги возмещены за счёт уменьшения оплаты медицинскому учреждению. Вместе с тем в последнее время снизилось количество жалоб на взимание денежных средств за медицинскую помощь, оказанную в круглосуточном или дневном стационаре. Это говорит о том, что медучреждения принимают меры».

__Отличие нового приказа от прежних документов, регламентирующих это направление, в том, что теперь работает единая модель проведения контроля, сформированная федерацией.

  • Прежде на каждой территории нашей страны существовали свои порядки: и модели ОМС, и порядок проведения контроля качества оказания медицинской помощи были разные, - объясняет Галина Константиновна. - Ранее, если экспертиза выявляла какие-либо дефекты - нарушения в оказании медицинской помощи, страховая компания уменьшала оплату или вовсе не оплачивала стоимость выполненных услуг учреждению здравоохранения. Теперь список санкций расширился. Новый закон об ОМС впервые прописал штрафные санкции. Их могут накладывать на медицинские учреждения за отказ в оказании медицинской помощи, за несвоевременное оказание медпомощи, за ненадлежащее качество её оказания, за взимание денежных средств с граждан.

Федеральным законом установлено, что санкции определяются договором между страховой компанией и медицинским учреждением. Список рекомендованных санкций федеральный фонд уже прислал, сейчас фонд ОМС совместно со страховыми медицинскими компаниями работает над условиями их применения.

  • Новый закон установил, что применение финансовых санкций по результатам контроля и уплата штрафов не освобождают медицинскую организацию от возмещения застрахованному лицу вреда, причинённого по вине медицинской организации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, - поясняет Валентина Николаевна.

Руководители медицинских учреждений к принятию новых санкций относятся настороженно.

__- Почему мы боимся введения штрафных санкций? Не потому, что плохо работаем, а потому что выполнить все требования в существующих условиях будет очень сложно, - объясняет Наталия Павлова, руководитель городской поликлиники № 6, депутат городского Совета. - Потому что программа ОМС в крае профинансирована только на 40 процентов. И выполнить стандарты качества оказания медицинской помощи в полном объёме в таких условиях, естественно, проблематично. На изменения, которые предстоит провести в учреждениях, чтобы соответствовать стандартам качества, пока денег нет. Ждём средств по программе модернизации системы. Но боюсь, что деньги будут отпускаться только на капитальные вложения, например, приобретение оборудования. Есть опасения, что на обеспечение стандартов качества сумма будет небольшой.

Помимо того, ситуация в медицине в целом остаётся напряжённой. Специалисты отмечают, что в последнее время снова начался отток кадров из первичного звена. Многие терапевты - пенсионного возраста. Молодые доктора трудиться в бюджетной медицине не хотят, в том числе и потому, что не справляются с объёмами работы. Диспансеризация, оформление льготных лекарств, заполнение бумаг - всё это ответственность терапевта. На непосредственный приём пациентов отводится совсем немного времени. Вместе с тем существует норма, которую терапевт обязан выполнить, - 27 пациентов в день. Свой норматив приёмов есть и у узких специалистов. Например, инфекционист за год должен провести 3 400 приёмов. Получается, оценивается и качество работы, и количество.

- Безусловно, мы понимаем, что изменения сразу не произойдут, - говорит Галина Фролова. - Реализовывать закон будет сложно. Не секрет, что в учреждениях края наблюдается дефицит медицинских кадров, некоторые больницы и поликлиники укомплектованы всего на 50 процентов - и это несмотря на полный объём финансирования по заработной плате медицинских работников. Говорить о праве пациента на выбор врача в таких условиях очень сложно. Кроме того, учреждения здравоохранения неравномерно оснащены необходимым оборудованием. Но для решения этой проблемы и предусмотрена программа модернизации системы.

Медицинские работники отмечают: при любой проверке всегда можно найти какие-то нарушения. Начиная от неправильно оформленной медицинской карты, неполного размещения информации о работе медицинского учреждения…

  • Но теперь практически за всё могут оштрафовать. И размер штрафов довольно серьёзный, - говорит Наталия Павлова. - Например, за отказ в прикреплении к данному учреждению или за отказ в праве выбора врача придётся заплатить около тысячи рублей. Может так сложиться, что все пациенты выберут одного врача. Не исключается, что теперь проверки будут проходить почти каждый месяц. Например, пришли первый раз, обнаружили дефекты при заполнении ста медицинских карточек. На следующий месяц, по новому приказу, должны проверить двести. Нам лечить тогда будет некогда, будем только проверяющим время уделять. Конечно, работать будет сложнее. Хорошо, что страховые компании это понимают. Мы договорились, что всё будем оговаривать. Что-то мы исправить сегодня не можем по объективным причинам. И если нас будут постоянно штрафовать за такие проблемы, это может привести к очень печальным последствиям.

Новый закон об ОМС ориентирован на человека, на защиту его прав. И это большой плюс. Но выполнять требования в существующих условиях медицинским работникам, похоже, будет очень непросто…

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА