Актуально
Леса и моря, гор высота, небес красота: как в Красноярском крае развивается отрасль беспилотной авиации
«Городские новости» решили узнать, как обстоят дела с беспилотьем в Красноярском крае.
![Леса и моря, гор высота, небес красота: как в Красноярском крае развивается отрасль беспилотной авиации](/media/cache/75/e4/75e45d7241a0ce42c4ac335bc28218d1.webp)
Серебряное блюдечко и наливное яблочко — только с помощью этих волшебных помощников герои народных сказок могли увидеть леса, моря и горы — всю Русь-матушку. А в наше время то, о чём предки могли лишь фантазировать, стало реальностью. Сегодня, чтобы взглянуть на родину с высоты, узнать, что происходит на огромной российской территории, активно используется беспилотная авиация. На развитие этой отрасли делают большие ставки как на уровне страны, так и в нашем регионе.
«Городские новости» решили узнать, как обстоят дела с беспилотьем в Красноярском крае.
ПЕРСПЕКТИВНАЯ ОТРАСЛЬ
О том, насколько востребованы беспилотники, можно понять по сводкам, поступающим с линии фронта специальной военной операции. Там с их помощью решаются серьёзные боевые задачи. Однако и в гражданских отраслях дроны не менее востребованы. Эти летательные аппараты нельзя назвать чем-то сверхъестественным, они стали обыденностью в работе специалистов в самых разных областях.
Например, в редакции «Городских новостей» есть квадрокоптер, с помощью которого наши фотографы делают впечатляющие снимки и видеокадры Красноярска. В службе строительного надзора и жилищного контроля беспилотник используется для наблюдения за состоянием многоквартирных домов и возведением новостроек. В лесной отрасли эти машины применяются для выявления пожаров и площадок, где «чёрные лесорубы» втихаря пытаются заготавливать древесину. В территориях, удалённых от населённых пунктов, с дронов следят за линиями электропередачи и другими инфраструктурными объектами. Потребность в беспилотниках год от года только растёт. У отрасли БАС (беспилотных авиационных систем) большое будущее. Важно, что в таких перспективных сферах государству нужно быть самодостаточным, не зависеть от импортных поставок. Эту позицию в январе 2025 года озвучил президент Владимир Путин на специальном совещании. Глава государства поставил специалистам задачу создать в стране необходимую для беспилотников инфраструктуру, систему подготовки кадров, разработать и принять законы, регулирующие производство аппаратов и их использование. Программа-максимум — к 2030 году Россия должна стать глобальным технологическим лидером в отрасли БАС. По мнению президента, эта сфера призвана стать одной из ключевых в технологическом росте державы.
Если говорить подробнее, то для развития отрасли требуются перспективные разработки в области микроэлектроники, накопления и хранения энергии, новых материалов и, конечно, систем искусственного интеллекта.
«Способность к автономной работе без участия человека в дальнейшем будет определять конкурентоспособность отечественных беспилотников, в целом всю экономику и архитектуру этой отрасли, — отметил президент. — Для решения этих задач у нас есть необходимые ресурсы и, главное, колоссальный потенциал наших учёных, конструкторов, инженеров, рабочих, технологических предпринимателей».
МОРОЗ И НАМАГНИЧЕННОСТЬ
В целом в стране уже развёрнуто серийное производство конкурентной продукции. Так, за 2024 год выпуск только гражданских дронов вырос в 2,5 раза по сравнению с 2023-м. Есть предприятия, которые создают беспилотники, и в Красноярске. Например, в компании «АВАКС-ГеоСервис», которая занимается этим направлением свыше 30 лет, локализация производства достигает 70 процентов. Это значит, что более двух третей комплектующих в каждом конкретном беспилотнике сделаны в крае. Предприятие основали выпускники красноярских вузов — конструкторы, связисты и программисты. В мире это направление тогда только начинало развиваться, опыт занимать было негде, поэтому молодые инженеры пошли по пути собственных разработок. Сейчас организация занимается серийным производством нескольких аппаратов, делает беспилотники, бортовую радиоэлектронику и системы связи. Есть варианты техники с двигателем внутреннего сгорания и электрическим мотором. Как отмечает директор компании по развитию Николай Гулютин, у первых выше дальность полётов — до 500 километров, вторые более ходовые, проще в обслуживании.
Эти беспилотники заказывают крупные предприятия и организации, работающие в лесной, нефтегазовой, железнодорожной отраслях. Аппараты созданы специально для мониторинга, к ним можно крепить фото- и видеокамеры, а также лидары — лазерные сканеры, которые используются для создания 3D-моделей тех или иных объектов. Кстати, покупают эту продукцию и в нашем регионе, и за его пределами. Поставляют технику и в Арктику, но решения для заполярной зоны ещё требуют дополнительных экспериментов. Так, в декабре прошлого года одну из разработок тестировали в Норильске.
— Это весьма специфическая территория с высокой магнитной активностью, — поделился Николай Гулютин. — Мы ездили в Норильск по приглашению МЧС. Сейчас коллеги анализируют опыт этих тестовых полётов.
Проводят в компании и эксперименты с искусственным интеллектом, пока на уровне научных разработок. Но, как отмечает Николай Гулютин, такая ситуация и в других странах, даже в тех, что сейчас лидируют в области БАС. Чтобы научить машину думать и самостоятельно принимать решения, необходимо скормить ей огромные базы данных, например, сотни тысяч фотоснимков, если речь идёт об автоматизированном обнаружении лесных пожаров. Пока же за обстановкой с помощью камер следят операторы.
Студентам интересно
Перспективная высокотехнологичная отрасль требует квалифицированных кадров. В «АВАКС-ГеоСервисе» отмечают, что специалистов не хватает. Дело в том, что для производства такой продукции нужны инженеры с фундаментальным образованием, однако пока в российских вузах отдельных кафедр, которые воспитывали бы кадры для отрасли, практически нет — направление это междисциплинарное, требует глубоких знаний в нескольких академических областях. Зато есть активная инициативная молодёжь, которая сама хочет развиваться. На красноярское производство в основном приходят выпускники из двух институтов Сибирского федерального университета — инженерной физики и радиоэлектроники, космических и информационных технологий, а также из Сибирского государственного университета имени академика Решетнёва.
Некоторые ребята начинают свой путь в эту интересную профессию ещё в вузе. Так, в политехническом институте Сибирского федерального университета работает целое студенческое конструкторское бюро (СКБ), которое создаёт беспилотники.
— СКБ — объединение ребят, которым интересно заниматься этим направлением, они разрабатывают свои модели, — рассказал директор политехнического института Михаил Первухин. — В вузе есть инфраструктура для этого, в том числе для организации тестовых полётов.
Видя большой интерес молодёжи к БАС, а также потребность отрасли в специалистах, в прошлом году институт заключил соглашение с коллегами из Самарского национального исследовательского университета имени академика Королёва. Совместно вузы участвуют в федеральном проекте «Кадры для беспилотных авиационных систем». Уже удалось организовать курсы для тех, кто хочет управлять дронами. В этом году планируется набрать ещё одну группу операторов, а также обучить ребят, которым интересно конструирование БАС. Важно, что 90 процентов стоимости программы субсидируется за счёт бюджета. Но есть один большой минус — набор на эти курсы очень ограничен, квоты скромные. В политехе решили, что надо создавать собственные обучающие проекты и принимать всех, кто видит своё будущее в этих профессиях. А в перспективе, возможно, в магистерские программы института будут включать отдельные образовательные модули по БАС.
— Тема в топе, государство выделяет финансирование, — отметил Михаил Викторович. — Коллективы, которые занимаются разработками в этой области, получат хороший импульс для развития. Наши основные направления — машиностроение, транспорт и энергетика. Отдельных компетенций наших ребят достаточно, чтобы формировать студенческие конструкторские бюро, которые программируют, конструируют, просчитывают аэродинамику, механику, прочность.
К слову, студенты в политехе увлекаются созданием не только летающих беспилотников, но и беспилотных автомобилей. Один экземпляр разрабатывается в институте прямо сейчас.
Дайте порулить
Вселяет надежды на развитие этого направление и то, что множество мальчишек и девчонок интересуются беспилотниками. Исследовать устройство дрона, поработать с паяльником — увлекательный вид технического творчества молодёжи. А запуск «птички» в небо для подростка — отдельное удовольствие. В нашем регионе, в том числе в Красноярске, для подростков и юношества обучающие программы есть во многих организациях дополнительного образования. Например, в детском технопарке «Кванториум» могут заниматься ребятишки с 12 лет, но есть отдельный курс по авиамоделированию для восьмилеток. Они знакомятся с физикой полёта, устройством дрона, собирают и разбирают аппараты, пробуют себя в программировании, изучают законодательную базу. Для того чтобы потренироваться в управлении беспилотниками, используют авиасимуляторы и организуют выезды на полигоны.
— В детском технопарке «Кванториум» есть парк дронов — от маленьких до больших, от спортивных гоночных до грузовых октокоптеров (аппарат с восьмью моторами. — Ред.), — рассказала сотрудница организации Анна Морозова. — Имеются авиасимуляторы, один из них имитирует панель управления самолёта. Гордость технопарка — тренажёр для пилотирования с полным погружением. Неудивительно, что многие ученики «Кванториума» связывают свою жизнь с небом, поступают в авиационные вузы.
В муниципальном молодёжном центре «ПроТехно» не так долго, как в «Кванториуме», но довольно успешно работает «Мобильная академия неба». Этот проект организовали, чтобы беспилотные технологии сделать ещё более популярными и развить технические навыки школьников и студентов. А мобильным он называется потому, что работает с выездом в школы и учреждения среднего профессионального образования. На специально разработанных интенсивах ребят знакомят с основами аэронавигации, принципами работы дронов, сферой применения беспилотных летательных аппаратов и, конечно, дают порулить. В программу также входит проектирование и сборка мини-дронов. Заканчивается курс соревнованиями — полётами на собранных аппаратах.
— Проект «Мобильная академия неба» сочетает в себе теорию и практику, обеспечивая глубокое погружение в мир аэронавигации и технологий, — поделилась с «Городскими новостями» специалист молодёжного центра Дарья Баханова. — Наша цель — дать профессиональный старт ребятам, способным работать с высокими технологиями и настраивать их на решение реальных задач общества. Подобные мероприятия не только развивают технические навыки, но и выводят образовательный процесс на новый, более высокий уровень, привлекая молодёжь к активному участию в научно-техническом прогрессе.
Инвестиции в небо
Получается, что беспилотники нужны экономике и интересны юношеству и молодым специалистам. В регионе есть производители таких аппаратов и комплектующих для них. Однако предстоит решить ещё множество задач и создать на нашей территории благоприятные условия для производства БАС, комплектующих к ним и научных разработок в этой области. Нужно также расширять сферу применения дронов в сфере экологии, охраны объектов культурного наследия, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
Чтобы решить эти задачи, региональное правительство разработало стратегию развития отрасли до 2030 года. О том, что такой документ принят, сообщили в конце прошлого года. А недавно краевое правительство вышло к отечественным инвесторам с предложением открыть в регионе производство беспилотных авиационных систем. Инициативу уже включили в список инвестиционных проектов, которые продвигаются на уровне минэкономразвития РФ. Бизнесу, который откликнется на предложение, обещают всестороннюю поддержку по таким вопросам, как сбор необходимых разрешений и подключение к инфраструктурным объектам.
Развитием направления занимаются и учёные, которые получают бюджетную поддержку. Как рассказали в Красноярском краевом фонде науки, в 2024 году был проведён специальный конкурс по направлению технологического лидерства «Беспилотные авиационные системы». На финансирование подавали заявки авторы перспективных прикладных научных исследований.
Победителем стал проект научного коллектива из Сибирского федерального университета, связанный с использованием искусственного интеллекта в сфере БАС. Сейчас инженеры проводят исследование в области использования беспилотных летательных аппаратов для повышения эффективности строительного контроля. Результаты будут осенью 2025 года.Также Краевой фонд науки поддерживает проекты школьников и студентов. Например, в Красноярском политехническом техникуме представили метод применения беспилотников для сбора биоматериалов лесной растительности. Его можно использовать для изучения состояния флоры в труднодоступных местах либо для того, чтобы брать пробы с верхушек высоких деревьев. Система, которую создали студенты, позволяет направлять дрон в нужную точку, проводить мониторинг растений. Для того чтобы захватывать биоматериал, ребята сконструировали роботизированную клешню с дистанционным управлением.
Акцент
Красноярский край зарекомендовал себя как один из лидеров в развитии беспилотных авиационных систем. В этом году регион стал победителем в номинации «Использование беспилотных технологий в государственном управлении» на всероссийском конкурсе «Проф ИT» и занял второе место в номинации «Беспилотные авиационные системы» на конкурсе «Умный город». Кроме того, регион стал площадкой для проведения всероссийского фестиваля «Дотянуться до неба».
Нюанс
59 беспилотников работает сейчас в лесной отрасли края. Как рассказали в профильном министерстве, пять очередных аппаратов были приобретены в декабре 2024 года. Это самолёты с вертикальным взлётом и посадкой. Они полностью электрические, способны находиться в воздухе до двух часов и преодолевать путь длиной до 140 километров. Аппараты предназначены для выявления очагов лесных пожаров, незаконных свалок и рубки деревьев в отдалённой труднодоступной местности, для контроля работы лесопользователей. Управлять этой техникой учат студентов Дивногорского техникума лесных технологий, где открылась новая специальность по направлению «Эксплуатация беспилотных авиационных систем».