Общество

«Сбежала жена! Не возвращать»: чем жили красноярцы в начале прошлого века

Изучаем газетные объявлениям конца XIX — начала XX века»

«Сбежала жена! Не возвращать»: чем жили красноярцы в начале прошлого века
Старые газеты — это бесценные документы, позволяющие изучать историю.

Изучать историю по периодике разных лет — занятие очень увлекательное. Ведь газеты откликались на все значимые события, так что можно точно узнать, где, что и когда произошло. Но интересна не только хроника. В этом убедились посетители краевой научной библиотеки, которые послушали лекцию «Жизнь города 125 лет назад: по газетным объявлениям конца XIX — начала XX века»

«Енисейские губернские ведомости» были газетой официальной, она состояла из двух разделов. В первом печатались постановления властей разных уровней, нормативно-правовые акты. То есть сугубо административная информация. Но не только.

Размещались также небольшие прозаические произведения, юмористические миниатюры. И, конечно, разного рода рекламные и другие объявления.

Что касается официального раздела, здесь наблюдалась стилистическое единство текстов, конкретность, чёткость. При этом практически отсутствовала аналитика. Материалы были казёнными. Возможно, в Красноярске ярких журналистов можно было по пальцам пересчитать. Казённость, кстати, как говорят специалисты, касалась почти всех сибирских газет: о жизни регионов нельзя было прочитать ничего, кроме сухой подачи фактов.

Впрочем, о действительно знаковых моментах писали более или менее подробно. Например, о приезде Фритьофа Нансена или о падении Тунгусского метеорита.

Особый интерес представляют газетные объявления первого официального издания и других СМИ — частных. Именно этот пласт позволяет понять, чем жили красноярцы в конце XIX — начале XX века. Поначалу реклама, криминальная хроника и брачные объявления публиковались на последних страницах. Но потом всё перемешалось, и под логотипом, как бы сейчас сказали, могло появиться, к примеру, объявление о приезде цирка или о том, что в продаже появились породистые английские поросята.

Через газеты разыскивали родственников погибших, предполагаемых наследников, даже граждан, занимающихся бродяжничеством. Да что там бродяги, через «Енисейские губернские ведомости» разыскивали хозяев найденных лошадей и даже собак! Причём всё это было на полном серьёзе и очень честно. Если кому-то попадался чужой конь, то в информации значилось, что на лбу у него белая звёздочка, подпалины на боках, а грива зачёсана на левую сторону.

Желающие купить-продать размещали вот такие объявления: «Покупаю медвежьи берлоги», «Продаю старушку-скрипку», «Имеются живые косули». Или вот: «Поступили в продажу лучшие шотландские королевские сельди нового лова в бочках, полубочках и ¼ бочки. Цены вне конкуренции». «Самое лучшее мыло по силе и тонкости запаха». «Пилюли против ожирения и отличное слабительное средство». «Полное излечение сифилиса и его последствий». «Нужна кухарка трезвая, умеющая готовить». Информация о том, что продаются заводы стеклоделательный, содовый, механическая мельница близ города Минусинска. И приписка: по случаю переезда на жительство в ...Россию (!). То есть Сибирь считалась отдельной территорией.

А вообще, рекламировалось абсолютно всё: сельскохозяйственный инвентарь, средства гигиены, продукты питания, обувь, одежда... Читать очень забавно. «Только настоящие овальные апельсины», «Вновь получено и поступило в продажу мужское готовое платье», «Две коровы с хорошим молоком продаются за ненадобностью». А это — просто умиляет: «Богатый выбор мехов (кенгуру, выхухоль, польский бобёр)».

Интересен, конечно, язык объявлений. Золотые прииски не сдаются в аренду, а ОТдаются. «Милостивые государи, честь имею уведомить желающих приобрести концертное пианино...», «Утеряна записная книжечка, нашедшего покорнейше прошу...», «Скоро нужен... дворник...» (то есть — срочно требуется).

Ведущий библиотекарь ГУНБ Любовь Дорофеева рассказала об одном уникальном объявлении. Гражданин потерял кошелёк, в котором был перстень с бриллиантом и билет на выступление артиста Клемина. Так вот он просил нашедшего вернуть ему... билет. А перстень разрешал оставить себе.

Чем жил город, можно узнать вот из таких подборок, которые составляют сотрудники отдела периодики:

«Как нам сообщают, постановление городской думы об отводе В.А. Трушковскому участков земли для постройства книжных и газетных киосков начальником губернии утверждено. Киоски будут поставлены пока в трёх местах: на Ново-Соборной площади, у магазина Кохановских и на берегу Енисея».

«Летом ожидается приезд труппы малорусских артистов, который думают снять помещение летнего цирка театра возле вокзала». «Желаю отдать девочку в дети. Неделю как рождена. Попов луг, дом Кужрева».

Что касается криминальной хроники, Любовь Дорофеева подчёркивает, что, судя по ней, созвучий с современностью довольно много.

«Мы уже не раз указывали на необходимость принять серьёзные меры для прекращения бешеной езды по городу. Так, несколько времени тому назад некий К., мчась по улице на паре белых, не только сшиб с ног какого-то мальчугана, но даже рассёк ему кожу на голове. На днях поднят на улице какой-то мужчина, по словам его, тоже смятый лошадьми».

«На днях, проходя по этой улице, я видел, как две чёрные собаки выбежали из двора дома и с громким лаем бросились на проходившую тут же девочку, причём разорвали ей пальто, сильно напугав её. Подобного рода явления нередко здесь совершаются даже на глазах самого хозяина, не принимающего никаких мер».

«В Николаевской слободе в 11 часов вечера на некоего Бравве напал местный житель, ударил поленом и пытался стащить шубу. Но Бравве поднял крик, и нападавший вынужден был убежать».

Брачные объявления — отдельная тема. Почему-то представлялось, будто это изобретение советских времён. Но оказывается, и тогда газета нередко выступала в роли свахи.

Судите сами.

«Чудно хороша, сложена дивно, здоровья цветущего... Умоляю вырвать из ужасной обстановки деспотической семьи (силой отдают замуж за богатого старика).... Согласна ехать даже в Сибирь».

«Желаю замуж за богатого старика. Умею внести в серенькую жизнь много светлого и хорошего, хотя и огорчить тоже могу, но это редко».

«Необразованный, приезжий, имею несколько тысяч рублей... Хочу встретить девушку или вдовушку с такими же доходами, желающую выйти замуж и жить серой будничной жизнью (красивых прошу не беспокоиться)».

«Сбежала жена! Прошу лицо, к которому она пристала по объявлению, мне её не возвращать, а следить за ней в оба».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА