Новости

Через замочную скважину

Через замочную скважину

Что может быть скучнее бюрократии и документооборота? А если документальные свидетельства сделать основой спектакля, уснёт ли на нём зритель, да и вообще придёт ли на это смотреть? Режиссёры и драматурги уверены, что опыт документального расследования в театре может быть увлекательнее самых интересных сериалов.

У подножия горы документов

По сути, это попытка авторской реконструкции событий или человеческой истории, случившейся в прошлом или происходившей недавно. Героями «расследований» становятся не только великие, но и обычные люди - наши соседи и приятели, жизнь которых пытается подглядеть драматург.

- Вот уже 15 лет я пробую состыковать художественную реальность и документально подтверждённые факты, - рассказывает Дэниэл Видель, писатель и режиссёр из Копенгагена. - Моя задача в том, чтобы интересный документ соединился с визуальной эстетикой театра и получилась история для зрителей. Рабочее название последнего проекта, над которым я работаю, «Построй мне гору». В пьесе два центральных персонажа - писатель Бертольд Брехт и финский драматург Хелла Вуолийоки. Действие происходит летом 1940-го: пока Европа горит в войне, творцы находятся где-то в загородном домике в Финляндии и рассказывают друг другу истории. Брехт тогда переезжал из страны в страну, уходя от гитлеровского преследования и влияния. А Вуолийоки была вовлечена в переговоры по завершению русско-финской войны.

Лето 1940 года - это застывший момент мирного времени, пока не закрутился новый виток битв и сражений. Брехт приезжает в Финляндию с тремя женщинами: секретарём, женой и любовницей. В это лето Хеллой и Бертольдом были написаны, как минимум, две пьесы совместно, о чём знают лишь единицы. Дэниэлу Видалю было интересно покопаться в найденных архивах, чтобы понять, как два ярких, творческих человека пытались замкнуться в герметичном мирке и не обращать внимания на бушующее вокруг пламя. Символическое название «Построй мне гору» указывает на то, как люди пытались выстроить свой мир, хотя это прерогатива Бога. И, может быть, за свою дерзость они и были наказаны: Брехт уезжает в Москву, где умирает его секретарша, а Вуолийоки обвиняют в государственной измене и приговаривают к смерти (в последний момент казнь заменили тюрьмой). Далее между драматургами возникает конфликт, потому что Бертольд никогда не упоминал Хеллу в качестве соавтора тех текстов, над которыми они работали вместе и которые шли на европейской сцене. Самые известные из них - «Добрый человек из Сычуани», также «Господин Пунтилла и его слуга Матти» и недавно обнаруженная «La Judith de Shimoda». Исследуя малоизвестные факты о широкоизвестных людях, режиссёр пытается найти ниточки с современным миром, в котором далеко не всё спокойно. И задаётся вопросом: а могут ли что-то современные творцы противопоставить локальным военным пожарам?

- Мне очень близки эти эксперименты. Я вообще адепт и Дон Кихот проектного театра, - говорит драматург Михаил Дурненков. - Это такая бомба направленного действия, которая сработает только в определённом месте и в определённое время. И опыт документального расследования - основа нового театра. В каждом городе есть свой нервный узел, который отзывается болью в его жителях. Задача драматурга - его обнаружить и сделать из него спектакль, который будет обсуждаться всеми горожанами. А в перспективе и изменит их жизнь.

Театр отправляется «в поля»

По словам режиссёра Евгения Казачкова, сейчас в их с Дурненковым поле внимания - общероссийские болевые точки: «В один момент мы обратили внимание вот на что: 29 августа 2007 года начальник отдела по предоставлению жилищных субсидий города Инта была застрелена в рабочем кабинете. 25 августа 2010 года в Нижнем Тагиле 30-летний житель зашёл в отделение Фонда социального страхования, расстрелял юриста и начальницу отделения, а потом покончил с собой. 25 марта 2009 года на приём к мэру Кирова пришёл предприниматель, открыл стрельбу по чиновникам, а потом застрелился сам. И таких случаев всё больше. В обществе что-то происходит. Самое интересное то, что когда с выжившими преступниками общались милиционеры и врачи, у них осталось впечатление, что стрелявшие вполне адекватные люди с обоснованными требованиями, но доведённые до крайней степени отчаяния. Умершие же оставляли предсмертные записки, где логично и внятно объясняли, что именно привело их к такому финалу. Особенно показательна записка кировского предпринимателя, который при жизни был известен тем, что поддерживал социальные проекты, детские сады, отказывался продавать спиртное. Ему сделали какие-то неправильные начисления, но как он ни пытался доказать их незаконность, ему только увеличивали штрафы и пени. Последние его слова: «Нет сил бороться, нет веры в честность Арбитражного суда. Не доживу до сбора грибов - моего любимого занятия. Вы меня уничтожили».

Режиссёры в сводке новостей, о которой зрители забудут через день, видят настоящее драматическое зерно. Герои, или, может быть, антигерои, борются с бюрократической машиной ценой своей жизни. Осталось найти форму, которая позволит всё это представить на сцене. Впрочем документальные расследования уже стали основой нескольких удачных спектаклей.

- Наш спектакль родился не из пьесы, не из-за закулисных историй или документов, а из поездки режиссёров, актёров и кинодокументалистов в обычную русскую деревню Верхняя Курья, - говорит Роман Феодори, режиссёр барнаульского театра драмы им. В. М. Шукшина. -Естественно, мы ехали туда со своими представлениями о глубинке, которые ясны уже из названия спектакля «Derevni.net». Но оказалось, что мы попали в уникальное место. Ещё Шукшин описывал предков нынешних жителей Курьи. Мы ехали искать этих шукшинских чудиков. И нашли их в первый же вечер: современные селяне оказались ничуть не менее яркими, и после недели бесед и интервью на сцену театра драмы вышли живописные, сложные и уважающие себя люди. Из этой деревни мы привезли безумную, неожиданно возникшую, вспыхнувшую любовь к людям, которых мы увидели. И мы бы хотели, чтобы через юмор, драматические, может быть, даже через эстрадные приемы зрители почувствовали эту любовь и пульсирующую жизнь села. Ещё хотелось развеять стереотипные представления о деревенской жизни. И доказать, что экспериментальный спектакль вполне гармонично вписывается в репертуар классического театра. Сначала мы сомневались, будет ли эта локальная история интересна кому-то, кроме жителей Курьи. Но сколько бы мы ни показывали его в Барнауле и в других городах, интерес зрителей не пропадает. К тому же этот проект по-настоящему живой: мы постоянно вносим в него какие-то истории, которые ещё не звучали, которые нам прислали позже и так далее.

А в Москве в «Театре.doc» в полной тишине переполненного зала прошёл спектакль «Час восемнадцать», посвящённый смерти невиновного юриста Сергея Магнитского в тюремных застенках. Час восемнадцать - это время, которое юрист провел запертым в камере, после чего у него остановилось сердце. Сорок минут спектакля режиссёр Михаил Угаров судит тех, кто стал виновниками этого. В основе сценария использованы письма и дневники Сергея Магнитского, а также отчёт общественной наблюдательной комиссии Москвы. Все персонажи носят реальные имена людей: судья Алексей Криворучко, не давший Магнитскому стакан кипятка; врач «Матросской Тишины» Александра Гаусс, не оказавшая медицинской помощи; следователь, игнорировавший его жалобы; пара равнодушных медработников, не заметивших происходящего рядом с ними убийства; и судья Елена Сташина, продлившая срок заключения за четыре дня до смерти Магнитского. А значительно позже премьерного показа, на днях, Совет при Президенте РФ признал, что дело против Сергея Магнитского было сфабриковано. Получается, что в цивилизованной стране на глазах у всех запытали до смерти представителя интеллектуальной элиты самого высокого полёта. Трагедия похлеще «Гамлета» будет.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА