Проспект культуры
«Полвека творчества»: в залах Российской академии художеств в Красноярске проходит выставка Александра Клюева
Первая картина писателя, представленная на большой выставке, была написана в 1974 году.

Первое ощущение от экспозиции этого замечательного художника — умиротворение. Отсутствие суеты. Лиричность. И в каждом произведении чувствуется огромная любовь к родной Сибири.
«Полвека творчества». Так называется экспозиция, которая сейчас открыта для всех почитателей живописи в залах Российской академии художеств в Красноярске. 50 лет назад мир искусства открыл имя Александра Клюева. Выставка очень масштабная. И она позволяет проследить эволюцию творческого пути автора: от ранних лирических картин до эпических полотен, посвящённых природе Сибири.
Александр Анатольевич действительно певец наших мест. Он не кабинетный художник. Он работает не только в мастерской. Истоки его творчества — в путешествиях. Байкал, Саяны, Тува, Хакасия, Горный Алтай... Бескрайние степи, суровые горы, бурные реки... Плюс старинные сибирские города — Енисейск, Томск, Тобольск. У Александра Клюева особый взгляд на Сибирь. Он погружает зрителя в атмосферу прошлого, переосмысливая его через призму современного искусства.Когда смотришь на эти работы, начинаешь гордиться тем, что ты — сибиряк. «Ленские Столбы», «Остров Ольхон», «Байкал», «По Чуйскому тракту», «Сулекская писаница», «Тыва. Стоянка скотоводов», «Хакасия. Сундуки», «Курайская степь», «Долина Июса»... Это — наше! Близкое. Вечное.
А рядом — обыденное, но тоже — такое родное. «Лодки на берегу Чулыма», «Пора весны», «Конец сентября»... Деревенские ребятишки носятся по улицам, купаются в речке, гоняют на велосипедах. Простая, понятная, мирная жизнь.
И вдруг... История. От которой никуда не уйдёшь. Первая мировая война. Окопы. Теплушки. Убитые солдаты в степи. Офицер со штыком в груди. А картина называется «Под солнцем Родины»...
Ещё одна страница истории — Великая Отечественная. «Проводы, 1941 год». Паровоз с надписью «За Родину! За Сталина!». «Три товарища» — лётчики в самолётике-кукурузнике. Эта страница в багаже Александра Клюева не случайна. В самом начале творческого пути он проявил себя как мастер лирического пейзажа. Но при этом всегда стремился расширять тематические рамки. Слушая рассказы деда о войне, о сибирских дивизиях, защитивших столицу страны — Москву и сыгравших огромную роль в переломе Великой Отечественной войны, художник пришёл к замыслу написать об этом целый цикл картин. И сделал акцент на том, как воспринимались исторические события глазами коренных сибиряков. Вот, например, полотно «Троицын день. 1945-й год». Как говорит искусствовед Наталья Тригалева, здесь в одном сюжете встретились три мировоззрения — язычество, христианство, марксизм. В картине сошлось всё: село в глубоком тылу, местные жители-сибиряки, ссыльные калмыки, татары, женщины, принявшие на себя мужскую работу, подростки, дети, совхозное начальство... Лица совсем другой эпохи.
И опять — современный мир. Простор, широта, горизонт... Ощущение вечности. Александр Клюев, как говорят специалисты-искусствоведы, никогда не метался из стороны в сторону, держал (и не ронял!) свою планку. Был верен себе и оттачивал собственное мастерство. В его работах нет ничего лишнего. Каждая деталь, даже самая маленькая, добавляет в картины поистине симфоническое звучание. Один штришок, одно присутствие цветка, человеческого силуэта — всё не случайно. Наверное, это можно обозначить словами «культура подачи». Во многих смыслах.Александр Клюев близок не только почитателям изобразительного искусства. Поскольку он постоянно в пути, в движении, на открытии нынешней выставки ему вручили золотой знак Русского географического общества. Интересно, кстати, что у него есть картина «Г. И. Потанин в мастерской Г. И. Гуркина», а герои этой работы были членами ещё Императорского географического общества. Вот так сложилось.А ещё Александр Клюев влюблён в горы. Они на его картинах — живые. Будь то Столбы, Алтай, Саяны... Художник их чувствует, понимает. И совершенно не случайно красноярские скалолазы сегодня ходатайствуют о присвоении Александру Анатольевичу звания «Альпинист России». Эти люди уверены, что автор с ними — в одной связке. И считают его своим соратником.
Пейзажи Александра Клюева — это своего рода поэзия. Он прекрасно владеет рисунком и цветом, который на его картинах всегда ясный, чистый, можно сказать — звонкий. И очень жизнерадостный. Художник не просто раскрашивает холст. Он превращает цвет в свет и передаёт зрителю своё доброе отношение к окружающему миру.
В ТЕМУ
Александр Клюев — один из ведущих современных красноярских живописцев, представитель академических традиций в российском искусстве, пейзажист, мастер тематической картины. В 1979 году окончил Московский художественный институт имени В. И. Сурикова. Профессор и руководитель творческой мастерской станковой живописи Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. Произведения находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в музейных собраниях многих сибирских городов, в частных российских и зарубежных коллекциях.
НЮАНС
Выставка «Полвека творчества» (12+) будет работать по 9 марта в выставочных залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств. Адрес: проспект Красноярский Рабочий, 197.