Новости

Запылившаяся экранизация

Запылившаяся экранизация

После просмотра «Мастера и Маргариты» Юрия Кары выходишь из кинотеатра со странным снисходительным выводом внутри: «Ну ладно уж, пусть будет…» Хочется по-берлиозовски пожурить режиссёра, мол, голубчик, дело в том, что Булгакова-то у вас и нет! А не выходит. Или по-МАССОЛИТовски удариться в пафос, мол, как это у вас вышло, любезный, что, смотря на экран, чувствуешь: «Абрикосовая» действительно приторно-теплая, а директор «Варьете» полный мерзавец? Но тут же перед глазами встают кадры, от которых как-то неловко становится и немножко стыдно даже, что хочется сменить тему.

Лента «Мастер и Маргарита» из-за разногласий режиссёра с продюсерами и наследниками Михаила Булгакова 17 лет пылилась в тёмном шкафу. Как пиджак. За это время фильм успел обрасти мистическими легендами и интригующими историями, которые, впрочем, не спасли вышедшее в прокат кино от приземлённого «разбора полетов». «Мастера и Маргариту» Кары нельзя оценивать как современное кино, на нём уже есть ярлычок «постсоветское», который, к сожалению, не означает высшего качества. Так, у Юрия Кары (в режиссёрской карьере которого было много провалов) экранизация выходит во многих смыслах архаичной, и даже цифровую обработку к ленте можно было не применять, это её не осовременило. Кот Бегемот (Виктор Павлов) кажется сбежавшим с детского спектакля актёром ТЮЗа, и это с первых же кадров сталкивает зрителя с третьесортной театральностью картины. Оторванные головы Берлиоза и конферансье «Варьете» сделаны хуже карикатурных «Кукол» Шендеровича, а бальный наряд Маргариты (Анастасия Вертинская) похож на костюм из дешёвого секс-шопа. Такие детали, невольно заставляющие зрителя улыбнуться, становятся заметными не из-за исторической дистанции между «девяностыми» и «нулевыми», а вследствие дурного вкуса творческой команды. Современного зрителя, привыкшего, что в кино люди могут превращаться в роботов и животных, бегать по потолку и метать молнии, посмешат и технически несовершенные сцены полёта Маргариты на метле (это осуществлялось при помощи подъёмного крана), и неестественно красная кровь, и дымящийся молодильный крем от Азазелло (Владимир Стеклов)…

Но при всей технической неловкости экранизация, как бы сказали бы в рекламе, сделана с любовью. Отсюда и такой звёздный актерский состав (Кара не мог отдать дорогих персонажей в плохие руки), и дотошный, в некоторых местах - построчный перенос текста на экран, и слегка запыхавшийся режиссёрский пафос, и очевидное стремление передать настроение булгаковской Москвы. Последнее, кстати, создателям вполне удаётся, несмотря на вкрапления театральности. Москва у Кары - та, которую дети 90-х никогда не видели, та, которая ушла, когда рядом с парками возвели круглосуточный Макдональдс, а на улицах повесили первую рекламу сотовой связи. Может, она и не совсем булгаковская, но точно уже не наша, и от этого «Мастер и Маргарита» только выигрывает. Возможно, режиссёр и перестарался со звёздным составом картины, и актеров как людей в кадре немного больше, чем книжных персонажей. Но для нас сегодня эта картина - интересный исторический документ. Сергей Гармаш, который практически дебютировал в кино с ролью Ивана Бездомного, упрочил свою славу талантливого русского актёра, над которым кинокритики немного подтрунивают, мол, «в каждом фильме затычка». Выразителен и ныне покойный Михаил Ульянов в роли Понтия Пилата, и ещё ряд талантливых актёров, до сих пор работающих в кино (Александр Филиппенко, Владимир Стеклов и др.)

«Не очень удачная экранизация, которую всё же можно смотреть» - про «Мастера и Маргариту» лучше всего сказать так, чем малодушно тыкать в неё копьем или сочувственно поглаживать по голове. Запылившийся пиджак можно надеть ради интереса.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА