Новости

Гитары и песни, Шуфутинский и Галич

Гитары и песни, Шуфутинский и Галич

Его песни где только не поют. В геологических партиях, в студенческих общежитиях, на сплавах и в туристических походах. В Сибири, на Дальнем Востоке, на Урале, в Москве. Часть песен проходит как безымянные: автор неизвестен. Это, согласитесь, показатель. Написал человек стихи, придумал мелодию, спел пару-тройку раз - и пошло его творение в народ, потеряв по пути фамилию создателя.

Капитан покинул судно…

У некоторых песен Юрия Бендюкова (Бена, как называли его знакомые) именно такая судьба. Известный красноярский журналист и бард Геннадий Васильев рассказывал, как, ещё живя в родной Томской области, голосил в середине 70-х с друзьями в школьном ансамбле: «Дым кольцами, облаками там и тут. Разные у нас автобусы, у тебя - другой маршрут…». А потом, после армии, на фестивале в Норильске познакомился с автором. Надо ли описывать его реакцию?

Пути господни неисповедимы. Сочинённая сибирским пареньком песня, тот же самый «Дым кольцами», каким-то образом попала на эстраду и некоторое время звучала в исполнении популярного Михаила Шуфутинского. Один из наших местных телеканалов посвятил этому факту довольно большой сюжет. Демонстрировались фрагменты концерта звезды шансона и сам создатель песни на фоне затрапезной красноярской хрущёвки. Если правильно помню, разговор в основном крутился вокруг авторских прав. Мол, каких денег недосчитался Юрий Бендюков, страшно подумать! Бен на экране тогда просто пожал плечами. Для него факт, так взволновавший телевизионщиков, не был из ряда вон выходящим. Так, штришок творческой биографии. Есть с чем сравнивать.

Случилось в жизни Бена событие, которому любой бард, любой человек, имеющий мало-мальское отношение к жанру, просто обзавидуется. На знаменитом фестивале авторской песни 1968 года в новосибирском Академгородке 22-летний Юра Бендюков, приехавший туда в составе нашей делегации, познакомился с Александром Галичем. Известный драматург, сценарист, поэт постоянно окликал молодого красноярца, то гитару настроить, то ещё за чем-нибудь. Сам Бен, вспоминая об этом, сразу предупреждал, чтобы не вздумали особо фантазировать. Галича тогда осаждали все, он со всеми был внимателен. Но во время выступлений держались вместе, что правда, то правда. Маститому автору приглянулась гитара будущего известного красноярского поэта Коли Ерёмина, Бендюков её подстраивал, а Галич играл.

Трагическая судьба Александра Аркадьевича уже предугадывалась. Как раз на том фестивале он навлёк и на себя, и на авторскую песню в целом гнев властей. К слову, вход в концертный зал в новосибирском Академгородке украшал плакат: «Поэты, вас ждёт Сибирь!».

Негладко складывалась судьба жанра и в Красноярске. Были и взлёты, и затишья. Однако всегда оставалась отдушина - Столбы. Именно здесь чаще всего обкатывал свои новые песни Юрий Бендюков. Писать он начал в 1961 году. И тогда же понял, что не устраивают его готовые фабричные гитары. Решил попробовать делать свои. С самого нуля. Человеку несведущему крайне трудно понять, насколько это сложно. Подбор древесины, сушка, сборка, чертежи, склейка… Семь лет ушло у Бена на первую гитару. Сколько их было потом? Он, наверное, и сам не вспомнил бы. Инструменты разлетелись по свету. Надёжные, прекрасно звучащие, с фирменным знаком - розеткой из глазкового капа, никогда с другими не перепутаешь. И жили они долго. Лично держала в руках беновскую гитару 20-летнего возраста, которая причём не просто висела на стенке, а очень интенсивно использовалась - на концертах, в походах, на сплавах. (Юрию Бендюкову, кстати, принадлежит идея так называемого бардсплава по Мане, который уже много лет популярен в стране среди поющей и сочиняющей братии.)

Если авторство бендюковских песен в народе иногда спорно, то к гитарам это точно не относится. Один из основоположников красноярского КСП Адольф Мельцер написал:

По всему земному шарику

Край у яра знаменит:

Бендюковскими гитарами

Даже Африка звенит!

Африка - не Африка, но его инструменты известны по всей стране, от Калининграда до Магадана. Как и песни. И вряд ли их забудут, хотя автора уже нет в живых. Юрий Павлович Бендюков ушёл из жизни в августе прошлого года. Слишком рано. Когда гроб с его телом опускали в могилу, зазвучали строчки одной из самых известных и любимых его песен: «Капитан покинул судно…».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА