Новости

Парк кластерного периода

Парк кластерного периода

Татьяна Зеленская, заместитель главы города, руководитель департамента экономики администрации города Красноярска
Татьяна Зеленская, заместитель главы города, руководитель департамента экономики администрации города Красноярска
Сегодня все понимают: новая экономика, экономика знаний, не возникнет сама собой. Её нужно планомерно, системно создавать. В этом процессе должны участвовать и власть, и бизнес, и наука, и образование. Только совместные усилия могут дать синергетический эффект прорыва. Это взаимодействие реализуется в различных формах. Одной из наиболее представительных является традиционная общегородская ассамблея «Красноярск. Технологии будущего». В этом году форум пройдёт в четвёртый раз, 29-30 апреля. О том, какими станут основные акценты предстоящего события, мы беседуем с заместителем главы Красноярска - руководителем департамента экономики Татьяной ЗЕЛЕНСКОЙ.

Новую экономику нужно выращивать

- Татьяна Васильевна, чем является ассамблея - трибуной теоретических дискуссий или штабом практических действий?

- Здесь присутствуют и тот и другой аспекты, и трудно разделить, где кончается теория и начинается практика. К примеру, к какой категории можно отнести многочисленные семинары, конференции, круглые столы, проходящие в рамках ассамблеи? В том числе такие значимые для города, как научно-практическая конференция «Инновационный Красноярск - 2020», круглый стол «Инновационное предпринимательство. Красноярск - вектор роста!», семинар «Модели коммерциализации результатов исследований»? Скорее можно говорить о сплаве опыта, идей, решений, которые уже используются или могут быть использованы для развития инновационной активности в самых различных сферах приложения. Ведь это событие является одной из площадок для решения и обсуждения с общественностью проблем развития города, в какой-то мере выполняющей функции общественной палаты. Мероприятия и предложения, полученные в ходе работы ассамблеи, контролируются и выполняются в течение года.

- На чём, по Вашему мнению, сегодня необходимо сконцентрировать внимание с точки зрения процессов модернизации красноярской экономики?

- Можно тезисно выделить ряд направлений. Первое - привлечение инвестиций. Надо понимать, что сегодня идёт острая конкуренция за инвестиции, в том числе на уровне регионов и городов. Если мы хотим развиваться, мы должны предложить такие проекты, которые заинтересуют потенциальных инвесторов.

Второе. Качественная инфраструктура, создание которой уже само по себе является чрезвычайно привлекательным вызовом. Третье. Несомненно, необходимо увеличивать энергоэффективность. Без этого ни один проект не будет конкурентоспособным. С другой стороны, необходима прозрачная долгосрочная тарифная политика. Наконец, необходим диалог с малым бизнесом, бюджетная поддержка в виде обустройства инновационной инфраструктуры, меры поддержки в рамках форматов, определённых федеральными законами.

- Кстати, о поддержке. Многие, в том числе и сами предприниматели, говорят, хорошо, что она есть, плохо, что её получают единицы.

- На самом деле сегодня мерами поддержки через имеющуюся инфраструктуру охвачено всего 7,4 процента от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Это, конечно, недостаточно. Наша задача-минимум - увеличить это количество до десяти процентов. Тогда мы получим так называемый мультипликативный эффект, то есть многократное умножение эффективности вложений. А для того, чтобы этого добиться, необходимо совершенствовать инфраструктуру поддержки.

- В каком направлении?

- Прежде всего, в поддержке нуждаются малые и средние предприятия инновационной направленности. К сожалению, в нашей стране не сложилась система трансфера и коммерциализации новых технологий. Поэтому сегодня не только мы, но и другие российские города на своей территории создают такие механизмы. В этом смысле у Красноярска есть конкурентные преимущества, в том числе и научно-техническое наследство: космическое, физическое, прикладное. Следует отметить, что в отличие от некоторых других сибирских городов, где есть высокий академический потенциал, Красноярск был всегда больше ориентирован на прикладные исследования, которые востребованы мощным промышленным комплексом города. Затем эта связь на какое-то время ослабла. И сегодня основная задача - восстановить её. Этот приоритет заложен в Программу социально-экономического развития города Красноярска до 2020 года. В программе чётко сформулировано, что основой развития и модернизации экономики Красноярска является тесное взаимодействие науки и промышленности через инфраструктуру поддержки предпринимательской и инновационной деятельности.

Комплексная поддержка предпринимательства в Красноярске ведётся в рамках реализации городской целевой программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. По сравнению с другими городами средства, выделяемые на программу поддержки малого и среднего предпринимательства в Красноярске, одни из самых высоких.

- Расскажите подробнее об инфраструктуре поддержки бизнеса.

- Основным субъектом этой инфраструктуры на сегодняшний день является Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор, действующий с 2007 года. Бизнес-инкубатор зарекомендовал себя эффективной формой поддержки предпринимателей: здесь малым инновационным предприятиям на начальном этапе работы на льготных условиях предоставляются офисные помещения, оснащённые необходимой оргтехникой, а также консультационные услуги.

Однако этот успешный опыт необходимо развивать. Сегодня это видится как городская система бизнес-инкубаторов различной направленности. Для создания этой системы переданы помещения в Советском, Ленинском районах города. Это позволит разместить порядка 180 резидентов, создать 320 рабочих мест. К примеру, инкубатор в Ленинском районе Красноярска уже в силу своего территориального расположения (в непосредственной близости от аэрокосмического университета и Красмаша) должен, очевидно, иметь научно-производственную направленность. Интереснейшим направлением являются новые технологии в области медицины и здравоохранения, разрабатываемые сегодня в стенах медицинского университета. Создание бизнес-инкубатора, ориентированного на эти разработки, представляется крайне перспективным для города проектом. Наконец, совершенно новыми (и не только для Красноярска, но и, без преувеличения, для России) станут механизмы поддержки творческого кластера на базе создаваемого сегодня Дома креативного предпринимательства. Управляющим центром этой системы станет созданный в прошлом году МАУ «Центр содействия малому и среднему предпринимательству».

- Однако первоначально это не входило в задачи центра...

- Центр создан на основе принципа «одного окна», а это значит, что его деятельность тем эффективнее, чем больше услуг он сможет оказать предпринимателям. Именно в этом направлении и развивается учреждение. Первыми шагами стали: предоставление консультационных услуг, заключение соглашений о взаимодействии с рядом организаций, оказывающих влияние на формирование бизнес-пространства. Сегодня к этому добавились функции оператора Красноярского гарантийного фонда, который поможет предпринимателям, не имеющим достаточного залогового обеспечения, получить поддержку по программам микрофинансирования Красноярского регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса. Координация городской системы бизнес-инкубаторов станет, таким образом, расширением принципа «одного окна».

- Взаимодействие науки и промышленности должно опираться и на производственный сектор. Хотя бы в виде мелкосерийного производства. Каким образом идеи, рождённые в бизнес-инкубаторах, будут воплощены в рыночную реальность?

- Администрация города совместно с правительством края готова участвовать в реализации проекта «Красноярский технопарк». Необходимый объем инвестиций - 1,1 млрд руб на 2011-2015 годы. В краевом бюджете на 2011 год предусмотрено 60,8 млн руб на проведение проектно-изыскательских работ. Для реализации проекта важнейшей задачей является включение Красноярского края в федеральную программу по строительству технопарков.

В планах - и совместная работа по созданию Красноярского промышленного парка, который рассматривается как распределённый, то есть не сосредоточенный в одном месте, комплекс производственно-офисных, административных помещений, расположенных на территории промышленных предприятий города. Не секрет, что производственные площади целого ряда красноярских предприятий сегодня эффективно не используются. Это, с одной стороны, ложится тяжёлым финансовым бременем на предприятия, что особенно ощутимо в посткризисной ситуации. С другой стороны, малый и средний бизнес производственного, и в том числе инновационного, направления остро нуждается в производственных площадях. Размещая на свободных промплощадках малые инновационные предприятия, мы сможем решить целый ряд задач: способствовать диверсификации и финансовому оздоровлению крупных градообразующих предприятий, одновременно развивая инновационные технологии.

- Нельзя не упомянуть и ещё об одном объекте инновационной инфраструктуры, который создается сегодня, - Центре кластерного развития.

- Красноярск уже сейчас - центр ряда ключевых региональных развивающихся кластеров: металлургии, энергетики, строительной индустрии, лесо- и деревопереработки.Совместно с научным и бизнес-сообществом краевого центра была проведена большая аналитическая и организационная работа, определены пять проблемных полей и утверждены 17 кластеров, выбраны 70 проектов. Приоритетными для города определены: машиностроение, транспорт и логистика, индустрии питания и сервиса, обращение и переработка бытовых и производственных отходов.

Что же касается центра, то он создаётся для содействия реализации кластерной политики и координации проектов по развитию кластеров на территории Красноярска, межотраслевой и межкластерной кооперации.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА