Стадион

«Можно всё простить в хоккее, кроме равнодушия»: интервью с главным тренером ХК «Сокол» Львом Бердичевским

Тренер рассказал нашему спортивному обозревателю Павлу Катцыну о концовке регулярного чемпионата, мотивации и уникальности этой игры.

«Можно всё простить в хоккее, кроме равнодушия»: интервью с главным тренером ХК «Сокол» Львом Бердичевским
Фото: Лев Бердичевский / «Сокол»

В декабре 2024 года у красноярской команды появился уже третий в этом сезоне главный тренер. За спиной Льва Бердичевского отличная игроцкая карьера. Он брал медали ещё в чемпионате СССР с воскресенским «Химиком». Выигрывал золото в России с московским «Динамо». Став тренером, много работал в молодёжном хоккее, а превратности судьбы и коронавируса выводили его на место исполняющего обязанности главного тренера в СКА из Санкт-Петербурга. На предложение возглавить «Сокол» от своего давнего партнёра ещё по Воскресенску Алексея Яшкина Лев Сергеевич, долго не думая, ответил согласием, несмотря на то, что команда шла внизу таблицы ВХЛ. За прошедшее время результаты кардинально не улучшились, но «крылатые», уже реально не претендуя на плей-офф, всё равно стараются завершить сезон достойно.

Лидерами становятся

— Последняя домашняя серия «Сокола» получилась достаточно любопытной. Как вы её оцениваете?

— Двояко. Рад двум победам, но хотелось бы больше забивать, в основное время. Хорошо проявил себя вратарь Антон Тодыков, дважды отстоявший на ноль. Не хватило реализации большинства, чтобы раскрыть игру, а так поединки получились достаточно осторожными. И мы, и оппоненты старались меньше ошибаться, а когда долго держится счёт 0:0, уже с меньшей готовностью идёшь на риск, потому что один эпизод может всё решить. Поэтому и получились достаточно закрытые поединки.

— Уникальная ситуация — в трёх подряд матчах «Сокол» не забивал в основное время, но два из них выиграл. У вас в карьере такое раньше бывало?

— Происходило всякое, но, чтобы два подряд матча вообще без голов в основное время, такое редко увидишь. Мы бьёмся со всеми соперниками, не взирая на их место в таблице. Может быть, не хватает стабильности, но по игре значительно никому не уступаем. Где-то не добрали своих очков, особенно сразу после Нового года, когда ещё могли зацепиться в гонке за плей-офф. И даже в последней домашней серии, хоть и сыграли неплохо, всё-таки могли собрать больше очков.

— На плей-офф в этом сезоне реальных шансов нет. Чем вы мотивируете команду, за что сейчас играете?

— Профессиональный хоккеист должен играть на победу в любой ситуации. У нас много молодых ребят, и каждый матч для них — это борьба не только за сегодня, но и за завтра, своеобразная заявка на будущее. И самое главное, нужно играть за болельщиков, отблагодарить их за поддержку. Они с нами несмотря на нынешний результат, мы не имеем права опускать руки, должны продолжать играть и стараться побеждать ради людей, которые всегда вместе с командой. И мне нравится, когда мы не сдаёмся и переворачиваем матчи, когда мало что получается. В Красноярске любят хоккей. На игры приходят целыми семьями, и мы обязаны полностью выкладываться на их глазах.

— Почему решили принять предложение от «Сокола»? Ведь на момент вашего прихода сезон уже явно не задался, и добиться результата, побороться за те же матчи на вылет, казалось делом малореальным.

— Мы давно и хорошо знаем друг друга с генменеджером «Сокола» Алексеем Михайловичем Яшкиным. Вместе играли за воскресенский «Химик» и потом поддерживали отношения. С Александром Валерьевичем Сёминым тоже был знаком. Когда поступило предложение, не стал вникать, почему команда внизу таблицы и прочее, решил помочь, поработать на максимуме, как умею и привык.

— Но ведь был в том числе большой репутационный риск: команда находится на спаде и под огнём критики. И в дальнейшем, если резко не получится всё изменить, критиковать будут уже нового тренера, хотя к прошлым неудачам он и не имел никакого отношения.

— Я больше концентрируюсь на своей работе с командой, а не на том, что говорят. Первое, что нам удалось с Юрием Александровичем Пановым — подтянули дисциплину. Если вспомнить наш первый матч с «Динамо-Алтаем», играли вроде бы здорово, вели 4:2 и вдруг стали удаляться от слова «везде». Постепенно выправили ситуацию с глупыми нарушениями на ровном месте. Хотя работы в этом аспекте ещё много. Вот взять последний домашний матч с «Омскими Крыльями», когда два подряд удаления больно ударили по нашей игре. Большее внимание стали уделять игре в обороне, игре в неравных составах. Понятно, что по ходу сезона, когда матчи идут один за другим, сложно внести кардинальные изменения, но мы видим сдвиги к лучшему и отталкиваемся от того, что мы можем дать ребятам на данный момент. Сыграли матч, разобрали его, проанализировали, где-то учимся во время поединков, хотя над этим надо работать в межсезонье. Стараемся поддерживать ребят, чтобы ничего им не мешало показывать то, что умеют. Вот с «Омскими Крыльями» отлично сыграл Илья Скворцов. И я уверен, что он может так действовать на постоянной основе. Нельзя сравнивать нынешний «Сокол» с коллективом, который играл в финале ВХЛ. Это совершенно новая команда, много молодых ребят, и ждать от них подобных результатов прямо сейчас неправильно, но они стараются, бьются на льду и растут.

— Действительно, за два года «Сокол» покинули практически все лидеры, а от тех, кто остался, тот же Скворцов и братья Кожуховы, теперь требуется гораздо больше, чем раньше.

— Они должны вести команду за собой, и когда Скворцов и Кожуховы включаются на полную, наша игра преображается, это с тренерской позиции особенно хорошо заметно. Все ребята работают на результат, но лидеры необходимы, именно они делают разницу, помогают выигрывать равные матчи. И задача нашего тренерского штаба в том числе — добиться, чтобы ребята были готовы брать на себя инициативу и ответственность. Лидерская ноша нелегка, не каждому дано сходу взять её на себя. Кто-то лидером рождается, но чаще всего ими становятся. Когда тот же Руслан Абянов проводит удачный силовой приём, он отличный импульс даёт команде. Когда ребята отстоят в меньшинстве, это тоже помогает боевому духу. Вот Кирилл Татарников в одном из матчей на выезде заблокировал бросок в пустые ворота, и мы в итоге выиграли. В хоккее мелочей не бывает. Каждое удачное действие воодушевляет команду, и наоборот.

На своём месте

— Такое впечатление, что во время матчей вы переживаете весь спектр эмоций. Бросаете, атакуете, забиваете вместе с нападающими, ложитесь под шайбу с защитниками. Есть тренеры, по лицам которых не прочитать, довольны они или нет. Вы явно из другой категории, не скрываете своих эмоций.

— Сам долго играл в хоккей. И где-то во время матчей стараюсь быстро подсказать в той или иной ситуации, потому что я их уже видел и проходил. Пропускаю через себя каждую смену, переживаю за ребят, не считаю, что нужно это как-то скрывать.

— У вас контракт до конца сезона?

— Пока да, про будущее ещё не разговаривали. Нам надо работать здесь и сейчас. Находимся в постоянном контакте с руководством по текущим вопросам. У Алексея Михайловича и Александра Валерьевича свой взгляд, у нас свой, регулярно ими обмениваемся. В том числе и по поводу игроков, которые смогут помочь «Соколу» в следующем сезоне, а кому-то придётся пожать руки и расстаться. Идёт также и работа на перспективу. Повторюсь, у нас много молодёжи, а 21–22 года — это такой возраст, когда проще развиваться, прогрессировать и меняться в лучшую сторону.

— Вы бы хотели остаться в «Соколе»?

— Да. Мне здесь нравится, чувствую себя на своём месте. Жаль только, что с самим Красноярском не успел ознакомиться в полной мере, совершенно нет на это времени. Подкупает отношение болельщиков к «Соколу», они подходят после игры, поддерживают. Верят в команду. Эта обратная связь очень важна. И поэтому чувствую большое удовлетворение, когда удаётся их порадовать, пусть и пока локальными успехами. В общении с ребятами делаем на этом большой акцент. Постоянно побеждать невозможно, но чего болельщики и сам хоккей точно не простят — это равнодушия. И я тоже могу закрыть глаза на какую-то ошибку, если вижу, что хоккеист отдаёт на льду всё, что может. В хоккей невозможно играть спустя рукава. Если ты не горишь на площадке, ничего не выйдет. Вот, к примеру, «Омским Крыльям» уступили по буллитам, но в основное время добавили, сумели отыграть две шайбы. А если мы можем так преображаться по ходу третьего периода, значит, есть прогресс, есть характер. Каждый матч — это вызов, и когда с той же мощной «Югрой» мы играем на равных и побеждаем, я не могу быть недовольным, а зрители видят, как мы выложились, и уходят домой с радостью.

Фото: «Сокол»
Фото: «Сокол»

— Характер точно есть, а часто ли «Сокол» показывает игру, которую вам хочется видеть?

— Проблески и сейчас есть. Но по ходу сезона без нормальной тренировочной работы сложно довести всё до автоматизма. Бывает, что четыре игрока делают то, что нужно, а один — нет. Следует ошибка, и ты получаешь гол. В тактических разборах после поединка можно на это указать, но, чтобы исправить, нужно больше времени. Над этим обычно и идёт работа в межсезонье. Обязательно делаем акцент на хороших моментах. Всегда отметим и похвалим. И вот это должно на подкорке записываться, когда сделал всё правильно, комбинация красивая прошла, тогда все счастливы: и игроки, и тренеры, и, конечно же, болельщики.

— ВХЛ вообще очень интересная лига в плане того, что любой может обыграть любого. Прошлогодний чемпион «Нефтяник» сейчас идёт вне плей-офф, а победа 16-й команды над первой в матчах на вылет воспринимается скорее как неожиданность, а не суперсенсация.

— Эта лига проверяет на прочность. Непростые с точки зрения логистики выезды, много смен часовых поясов. Если ты физически и ментально выдерживаешь, значит, становишься лучше и сильнее. Такая своеобразная жёсткая школа для молодых игроков. Выделяешься на этом уровне, становишься лидером в своей команде, а потом можешь получить шанс на приглашение в КХЛ. И в потом в карьере вот эта вэхаэловская закалка поможет. Когда всё хорошо, всё складывается, играть проще. Но особо ценятся хоккеисты, проявляющие себя в сложных ситуациях. И здесь отличной проверкой становятся выездные серии. При своих болельщиках и ноги бегут, и голова работает, а вот после изнурительной дороги и при чужих трибунах не каждый способен сыграть на максимуме. Те, у кого получается, сразу обращают на себя внимание.

— Глобальных задач перед «Соколом» в этом сезоне, наверное, уже не стоит, а какие локальные цели на концовку регулярного чемпионата?

— Я требую и от себя, и от ребят, чтобы они на льду не признавали авторитетов. В меня вселяет оптимизм, когда играем с «Химиком» или «Торпедо», где многие с опытом КХЛ, и не уступаем ни в борьбе, ни в количестве голевых моментов. Пытаюсь донести до игроков, что я и тренерский штаб должны не подгонять, а даже где-то останавливать. Психология же чрезвычайно важна. После побед всем хорошо, легче восстанавливаешься, выходишь и будто летаешь. А вот когда проигрываешь, чувствуешь себя соответствующе.

Фото: «Сокол»
Фото: «Сокол»

Чистая фантастика

— Когда узнал, что Лев Бердичевский стал тренером «Сокола», сразу вспомнил 2000-й год, когда ваше «Динамо» играло решающий матч финальной серии с казанским «Ак Барсом». Рубка там была страшная, и в концовке, когда Казань навалилась всей силой, именно вы забросили шайбу в уже пустые ворота соперника. Причём, не отбрасываясь, раскатали комбинацию. Вспоминаете тот гол?

— Да. Мы договорились тогда, как будем действовать, и я не стал бросать с середины площадки, а докатил до ворот на верного. Все ребята высыпали на лёд, похватали удаления за задержку игры, но оставалось несколько секунд, мы отстояли в меньшинстве и стали чемпионами. Такие моменты забыть невозможно. В моей игровой карьере было два главных клуба — «Химик», с которым брали медали чемпионата СССР, и московское «Динамо». До сих пор со многими общаюсь, эти воспоминания на всю жизнь.

— Была ещё шайба Андрея Маркова от своих ворот, сравнявшая счёт на последних секундах финала Евролиги с магнитогорским «Металлургом». Вы тогда поверили своим глазам?

— Я был на льду, когда Андрей забил, и когда в овертайме Вова Антипин забросил нам победную для «Металлурга» шайбу — тоже. Гол Маркова — чистая фантастика, понятно, что вратарь ошибся, но это не отменяет невероятности произошедшего. Мы, похоже, все эмоции выплеснули тогда на празднование, а в овертайме не хватило и их, и концентрации. «Магнитка» же пережила этот сумасшедший стресс, сумела собраться в перерыве.

— Сейчас всё внимание на Александра Овечкина. Следите за его гонкой за рекордом Уэйна Гретцки?

— Конечно. Виделись с Сашей летом, пожелали друг другу удачи. Я ему сказал тогда: «Саня, главное здоровье, а рекорд никуда не денется». Овечкин уникальный игрок. Потрясающе, как он в свои 39 лет продолжает оставаться на высочайшем уровне. При этом не вся команда работает на рекорд Саши, а он на команду, они нашли необходимый баланс, поэтому «Вашингтон» идёт в лидерах и будет бороться за Кубок Стэнли.

— Почему у вас не получилось пробиться в НХЛ?

— Много об этом думал. Наверное, не хватило определённых качеств, в том числе профессионализма. Я был игроком советской закалки, уезжал уже в зрелом для хоккеиста возрасте. Привык, что на родине ты под постоянным контролем тренера. А в Северной Америке никто вообще не смотрит, что ты делаешь вне льда, главное, как ты играешь. Были разговоры на тему, чтобы поехать в лагерь одного из клубов НХЛ, но не сложилось. Однако не жалею об этом опыте, он мне дал очень многое.

— Вы играли до 40 лет, уже по ходу карьеры появились мысли стать тренером?

— Нет. Я в хоккее был с пяти лет, и после окончания карьеры просто хотелось отдохнуть. Но эта игра не отпускает. Через какое-то время стал играть на любительском уровне. А потом решил пойти на тренерские курсы. И меня захватило. Попробовал себя и в скаутинге, и в менеджерстве, и в тренерстве, во всех ипостасях, можно сказать. Понравилось именно тренировать. Когда играешь, всегда с тобой особенный внутренний драйв, и работа тренером вернула это ощущение. Если ребята, которых тренировал совсем юными, вышли на хороший уровень, играют в КХЛ, чувствуешь особую радость за них.

В тему

Способен ли хоккей ещё удивлять? На этот вопрос Лев Бердичевский отвечает утвердительно. «Вроде бы простая игра, консервативная, много лет нет глобальных изменений в правилах. Но сколько же в ней скрыто нюансов, — отмечает он. — Когда видишь какие-то красивые голы, удачные действия в нападении, это вызывает восторг. По-прежнему удивляют невероятные сейвы вратарей, объяснить которые сложно. Доставляют радость мощные хиты, броски под шайбу в защите. У нас на них мало акцентов делается, но часто именно такие моменты решающие. Хоккей многолик, а ещё он справедлив: если отдаёшься игре полностью, она тебя обязательно вознаградит».

Досье

Фото: «Сокол»
Фото: «Сокол»

Лев БЕРДИЧЕВСКИЙ, хоккеист (нападающий), мастер спорта международного класса, тренер.

Дата и место рождения: родился 5 ноября 1965 года в Перми.Карьера игрока: игровую карьеру начал в 1983 году в пермском «Молоте», также выступал за СКА (Свердловск), «Автомобилист» (Свердловск), «Химик» (Воскресенск), «Адирондак Ред Уингз», «Роанок Экспресс», «Толедо Сторм» (все — США), «Спартак» (Москва), «Бехеровку» (Чехия), «Динамо» (Москва), «Крылья Советов» (Москва), «Витязь» (Подольск), «Сибирь» (Новосибирск), «Юность» (Беларусь).

Карьера тренера: начинал работать тренером в детских командах московского «Динамо», был ассистентом в ХК МВД (Московская область) и «Атланте» (Мытищи). Возглавлял «Юниор» (Курган), «Русских Витязей» (Чехов), «СКА-Варяги» (Ленинградская область), «СКА-1946» (Санкт-Петербург), «Толпар» (Уфа), «Сибирских снайперов» (Новосибирск), «СКА-Юниор» (Красногорск).

В 2020 году несколько матчей исполнял обязанности главного тренера в СКА после того, как тренерский штаб команды выбыл из-за коронавируса.

В декабре 2024 года стал главным тренером «Сокола».

Достижения игрока: чемпион России, серебряный и бронзовый призёр чемпионатов СССР, серебряный призёр чемпионата России, финалист Кубка России, финалист Евролиги.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА