Общество

«Рад сложным вопросам: это показатель того, что ребёнку интересно»: интервью с учителем физики Михаилом Скрипкиным

Учитель физики гимназии № 2 рассказал об участии в телешоу и буднях педагога.

«Рад сложным вопросам: это показатель того, что ребёнку интересно»: интервью с учителем физики Михаилом Скрипкиным
Михаил Скрипкин.

Педагог, основатель и автор сообщества «Бородатая физика», победитель телевизионного проекта «Классная тема!» в номинации «Эксперт Просвещения», участник и призёр профессиональных конкурсов… Сложно поверить, но в школе Михаил Скрипкин к физике был равнодушен, а сегодня его видеоуроки смотрят по всей стране. Михаил Михайлович рассказал о своей работе в гимназии № 2, об участии в съёмках телешоу и возможностях, которые ему дал проект.

Важно, чтобы понимали

— Не могу сказать, что, будучи учеником, сильно любил физику. Жил в селе Богучаны, там окончил обычную школу, отличником не был. Поступать мог только на бюджет. Мне нравились математика и информатика, поэтому выбрал педагогический университет, специальность «учитель физики и информатики». Постепенно в период учёбы в университете физика стала раскрываться для меня. Были замечательные преподаватели, на которых хотелось равняться, было интересно учиться — выполняли множество лабораторных работ.

— Молодым специалистом пришли сюда — во вторую гимназию?

— Нет, я вернулся на родину, работал в Богучанской школе № 1 имени К. И. Безруких, в которой я многому научился и получил бесценный педагогический опыт. Сначала был учителем информатики, потом появились часы физики. В сельской школе преподавал с 2013 по 2020 год с перерывом на службу в армии. А потом переехал в Красноярск, устроился в нашу гимназию.

— Традиционно это учреждение считается гуманитарным. Как преподавать физику детям-гуманитариям, есть ли какая-то разница в подходе?

— Да, отличие есть. Прежде всего в том, как ребята работают с информацией. У нас языковая гимназия, много времени уделяется иностранным языкам. Ученики привыкли заучивать огромные тексты, запоминать большой объем материала. На физике же важнее понимание той или иной информации. Поэтому стараюсь не давать возможности просто повторять то, что они выучили за пять минут до выхода «на сцену». К слову, у нас есть ученики с математическим складом ума, которым нравится техническое направление.

— В каких вы классах преподаёте?

— С седьмого по одиннадцатый.

— Как относитесь к ЕГЭ по физике? На ваш взгляд, насколько это объективный способ проверки знаний?

— На самом деле, ЕГЭ по физике — не просто тест. Там нет вариантов ответа, правильный нужно найти самостоятельно, наугад, на удачу — не отметишь. Вторая часть — задания с открытым ответом, там нужно показать подробное решение. Это невозможно сделать, если ты не знаешь физических законов и того, как они между собой соотносятся. Не готовясь к экзамену, не получится набрать высокие баллы.

С другой стороны, ЕГЭ придумали, чтобы у школьников всей страны были равные возможности для поступления. Чтобы во время сдачи экзамена всё было прозрачно, поэтому в пунктах установлены видеокамеры, идёт онлайн-трансляция. И как бы ни относились к этому методу проверки, на мой взгляд, он даёт равные шансы.

Тайну сохранил

— Михаил Михайлович, вы трижды подавали заявку на участие в проекте «Классная тема!»…

— …И сейчас думаю: хорошо, что не получилось с первого раза. Не просто так говорят: всему своё время. Три года назад у меня педагогический опыт был меньше и меньше опыт публичных выступлений. Участие в разных семинарах, выступлениях, конкурсах дало некоторую базу, которая позволила лучше проявить себя. «Классная тема!» — лишь один из конкурсов, в которых я принимал участие. Он новый, интересный, значительно отличается от того же «Учителя года». Телепроект — это шоу, работа на камеру.

— Вы не боитесь съёмок? Насколько комфортно вести урок на камеру?

— К тому времени, когда начались заключительные съёмки, камеры я уже не боялся. Понял, что у меня получается. Кстати, стоять перед камерой проще, чем перед зрительным залом. Полуфинальное видео мы снимали просто на съёмочной площадке, а финал — шоу со зрителями. Там испытал колоссальное волнение, но справился с ним.

— Какой этап проекта оказался для вас самым сложным?

— Самым сложным как раз было справиться с этим волнением. Потому что, когда снимали ролик в полуфинале, была возможность сделать дубли, что-то переписать. В финале этого не было. И я очень волновался даже не на самой съёмке, а на генеральной репетиции.

Плюс я попал в число финалистов, потому что мне оказали доверие те, кто за меня проголосовал, — жители Красноярска, Красноярского края. Их нельзя было подвести, упасть в грязь лицом. Эта ответственность тоже сказывалась на моем состоянии.

— По какому принципу выбирали тему для заключительного выступления?

— Выбирал не я, так решила съёмочная команда: продюсеры, режиссёры. В полуфинале у меня была тема «Температура», подача которой перекликалась с космосом. Я думаю, поэтому решили взять тему космоса в финале.

— На шоу необычный урок с вами вёл космонавт Олег Новицкий. Каким он оказался в личном общении?

— К сожалению, мы мало общались. Встретились только на съёмках, даже без репетиций. Было некоторое переживание: как всё получится, ведь сценарий примерный. Но всё сложилось чётко, Олег Новицкий — очень уверенный, спокойный человек.

— Участникам проекта предоставили возможность побывать в нескольких интересных поездках, какая произвела самое большое впечатление?

— Первая поездка состоялась сразу после полуфинальных съёмок — в начале октября. Нас, полуфиналистов, пригласили в Москву на Всероссийский форум классных руководителей. Большое количество участников, много разных площадок, где можно высказать своё мнение, послушать интересных спикеров по актуальным темам современного образования. У нас были три замечательных дня — возможность для учителя получить новые идеи, завести интересные знакомства. Ещё как один из финалистов я ездил в Москву на запись бонусного видеоурока.

Но самая интересная, на мой взгляд, поездка — визит в Турцию, подарок от Росатома. Туда пригласили финалистов «Классной темы!» — учителей разных предметов, а также преподавателей просветительского проекта «Атомный урок» — физиков.

Мы посетили площадку сооружения атомной электростанции «Аккую», которую возводит Росатом. Она считается одной из самых больших атомных строек мира. Первый энергоблок должны запустить уже в этом году. Нам показали учебно-тренировочный центр, в котором персонал будет отрабатывать самые разные сценарии, побывали в машинном зале первого энергоблока.

Вообще, поразил масштаб этой стройки, над возведением АЭС работают более 34 тысяч человек. Чтобы начать строительство, пришлось даже внести некоторые изменения в турецкое законодательство. Без этого нельзя было вырубить оливковые деревья, хотя они росли на пустыре — на месте будущей площадки АЭС.

— Получается, что съёмки финала проходили до поездки в Турцию и задолго до выхода шоу в эфир?

— Да.

— Вы давали подписку о сохранении тайны?

— Подписку не давал, но никому о результате не рассказывал. Кроме жены.

— Когда участвовали в проекте, было ощущение, что вы сильнее конкурентов?

— Вообще, не было ощущения, что рядом конкуренты. Мы познакомились, много общались, переживали друг за друга. И сейчас продолжаем это общение. С «Классной темой!» есть общий чат, где мы делимся новостями. Организаторы отправляют информацию о мероприятиях, в которых можно поучаствовать.

— Продолжение участия в проекте подразумевается?

— Да, предстоит поездка в Тобольск. Будет продолжение проекта — сотрудничество с издательством «Просвещение», партнёром «Классной темы!». Издательство выбрало меня победителем в номинации «Эксперт Просвещения». Так у меня появилась возможность реализовать свою идею — как мотивировать учеников к изучению физики. Пытаюсь связать этот продукт с тем, что мне интересно в свободное время, — работаем над созданием настольной игры по физике.

— В каких ещё конкурсах участвовали и где ещё планируете попробовать себя?

— Есть некоторые цели, но пока не буду озвучивать. Если говорить о прошлом: в 2023 году в городском этапе конкурса «Учитель года» попал в число пятнадцати лауреатов. В прошлом году стал одним из трёх победителей, но не абсолютным победителем. Теперь по условиям этого состязания в течение трёх лет не смогу участвовать в конкурсе.

Фото: «Классная тема»
Фото: «Классная тема»

Учат те, кому нравится

— За годы вашей педагогической деятельности учителей-мужчин стало больше? Или статистика неизменна?

— Мне кажется, что в сельской, что в городской школе примерно как и было — процентное соотношение не изменяется. Причины, почему мужчины не становятся учителями, разные. Школа — не то место, где можно заработать. Учат те, кому это нравится. Кроме того, чтобы работать с детьми, нужно много терпения. У меня пока его хватает.

— Часто работу приходится брать домой? Например, тетради для проверки?

— Зависит от того, как организуешь свою деятельность. Стараюсь максимально всё делать здесь. Но опять же к урокам надо готовиться, не пойдёшь просто так, даже если у тебя большой опыт.

— Были ситуации, когда ученик задавал вопрос, ответ на который вы сразу не могли дать?

— Да. И я рад таким вопросам. Для меня, учителя, это показатель того, что ребёнок работает, думает, пытается осмыслить ту или иную тему. Это показатель критического мышления, заинтересованности. Ребёнок не просто ждёт, когда же прозвенит звонок. Я честно говорю ученикам, что далеко не всё знаю. Потом нахожу ответ, делюсь с ребятами. Какие-то темы транслирую потом в свою группу в ВК «Бородатая физика».

— Каким преподавателем стараетесь быть: строгим, демократичным?

— Прежде всего справедливым. Если мы обговорили какие-то правила, так и будет. Но при этом стараюсь давать ребятам второй шанс — позволяю исправить, если что-то не получилось по объективным причинам. Если есть желание разобраться и сделать лучше.

Не назвал бы себя строгим, хотя в педагогике без какой-то строгости, определённой границы очень сложно.

— Как любите отдыхать? Есть хобби, не связанное со школой, физикой?

— Когда есть время, посещаю тренажёрный зал. Люблю прогулки с женой, люблю играть с друзьями в настольные игры. Люблю читать, но в последнее время, к сожалению, времени на это всё меньше.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА