Проспект культуры

Истукан на окне: история одной семейной реликвии

Как появилась фигурка животного из бетона и при чём здесь журналистика 1990-х?

Истукан на окне: история одной семейной реликвии
Художник Валерий Вдовенко рассматривает свою работу в мастерской.

Хранение памятных предметов, ставших семейной реликвией, — это добрая традиция, которая связывает поколения. Ею может стать любая вещь — от кольца, доставшегося в наследство, до старой фотографии или книги. Причём совершенно необязательно, чтобы это было что-то дорогое в денежном эквиваленте. Ценна именно память и то, какой смысл вкладывает человек в этот предмет. Сегодня мы запускаем наш новый спецпроект, посвящённый таким реликвиям. И первый рассказ будет о фигурке, которая находится у меня дома.

Всё начинается в детстве

С малых лет помню эту таинственную скульптуру с отбитыми ушками и торчащими вместо них кусочками проволоки. Фигурка путешествовала с нами из мастерской в мастерскую, из квартиры в квартиру. Этот железобетонный кот действительно многое повидал на своём веку и знатно поистрепался. Как он у нас появился, и зачем наша семья везде с собой его возила? Рассказываю по порядку.

Мой отец, Валерий Павлович Вдовенко, посвятил свою жизнь искусству. С ранних лет занимался в кружке рисования и лепки, который вёл известный художник и журналист Марк Живило в городском Дворце пионеров (Черногорск, Хакасия). В юности папа участвовал в многочисленных конкурсах и школьных выставках, занимался фотографией, посещал другие творческие кружки. Плюс ко всему он был способным спортсменом — стал кандидатом в мастера спорта по вольной борьбе. Во время срочной службы в Казахстане даже выступал за «Динамо». Однако занятия творчеством отец не оставлял никогда. Способность к живописи очень пригодилась на службе — он тогда работал художником в армейском Доме культуры. Однажды папе дали задание изготовить бюст Ленина. Пришлось в самые сжатые сроки осваивать новое для себя направление в искусстве. В итоге скульптура вождя мирового пролетариата была готова к установленной дате. Это был первый его опыт создания трёхмерных изображений, который впоследствии не раз пригодился в жизни.

Шли годы. Папа переехал в Минусинск. Стал одним из основателей первой в городе художественной оформительской мастерской. Тогда он создал ряд монументальных панно на фасадах основных административных зданий и различных учреждений. Затем отец увлёкся станковой живописью и уехал в Красноярск.

Время экспериментов

В 1990-е годы папе, как и многим другим гражданам нашей страны, пришлось искать новые способы заработка. Творческие опыты перемежались подработками — он делал на заказ вывески и логотипы для открывающихся фирм, небольших компаний, торговых лавок и даже банков. Каждому начинающему бизнесмену требовалась своя символика. Отечественная журналистика тогда тоже переживала настоящий бум. Появилось огромное количество газет, радио- и ТВ-каналов. Обилие передач на любой вкус поражало воображение. Новые информационные проекты запускали чуть ли не каждый месяц. Телевизионные звёзды появлялись на экране, ярко вспыхивали и быстро сгорали. В общем, это было время смелых и не всегда удачных экспериментов. Именно в этот период моему отцу предложили изготовить из прочного материала шахматные фигуры в виде котиков — их решили использовать для съёмок телепрограммы в качестве декорации. Вышел ли этот загадочный проект в эфир, никто из моих близких не знает. Однако отряд крупных (высота каждой статуэтки — 40 сантиметров) железобетонных животных белого и тёмно-графитового цветов, которому определили место для временной дислокации на отцовском столе, помню с детсада.

Всегда, когда забегала к нему в мастерскую, разглядывала этих истуканов. Они стояли в ряд и смотрели в одном направлении — прямо как каменные исполины с острова Пасхи. Эти фигурки казались мне заколдованными героями из сказки. Я постоянно ждала, что они вот-вот придут в движение.

Одушевлённая скульптура

Папа не был скульптором в классическом понимании этого слова. Однако, как истинный творец, подошёл к созданию этих волшебных котов с фантазией. Сначала нарисовал эскиз фигурок с оригинальными медальонами на груди. Потом изготовил металлический каркас и форму, которую залил специальным раствором из бетона. Так у нас появились эти необычные животные.

К отцу в мастерскую часто приходили гости, в основном это были представители творческой интеллигенции. Каждый из них интересовался фигурками, делал фото на память. Впрочем, вскоре заказчик забрал этих красавцев. К сожалению, в моём личном архиве с тех времён сохранился лишь один небольшой чёрно-белый снимок.

К счастью, папа оставил на память одного котика. Он и сейчас стоит на моём окне. Слегка потёртый, винтажный (предмет с возрастом) и немного загадочный. Когда я смотрю на него, вспоминаю детство, творческую атмосферу и отца, которого с нами уже нет. Что-то далёкое и одновременно тёплое, родное разливается в сердце.

Эта скульптура получилась настолько удачной, что кажется одушевлённой. Его мордочка в зависимости от освещения приобретает самые разные выражения — днём улыбчивая, ночью — задумчивая. Фигурка вдохновила меня на создание этого проекта. Каждый житель нашего города может рассказать о своих семейных реликвиях и поделиться дорогими воспоминаниями. Звоните по телефону 2-117-117, пишите на адрес редакции: индекс 660021, город Красноярск, улица Робеспьера, 7, 10 этаж. Отправляйте сообщения на электронную почту: info@gornovosti.ru

Интересно

Образы кошек стали использовать для изготовления различных скульптур и статуй, а также изображать на фресках и картинах ещё в Древнем Египте. В итоге это милое, но хищное животное даже стало одной из богинь древнего эпоса. В ранней египетской мифологии Мафдет (олицетворяла правосудие, заботилась об умерших в загробном царстве) представляли в виде прекрасной женщины с головой льва, гепарда или домашней кошки.Чуть позже у египтян появилась ещё одна богиня-кошка — Бастет. Она считалась защитницей фараона и покровительницей беременности. Поэтому на фресках её часто изображали в виде женщины с кошачьей головой и четырьмя котятами у ног.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА