Новости

Первым делом - самолёты.

Первым делом - самолёты.

Внимание к людям почтенного возраста не ограничивается только праздничными и юбилейными датами. Это подтверждается регулярными встречами ветеранов и с представителями органов власти, и с подрастающим поколением в учебных заведениях, библиотеках, музеях. Не так давно ветеранский актив принимал председатель правительства края Эдхам Акбулатов, с которым были обсуждены волнующие старшее поколение вопросы.

Краевая научная библиотека также пригласила ветеранов на обсуждение исторического лектория на тему «Из истории красноярской авиации в годы Великой Отечественной войны». Тема войны в краевой библиотеке является одной из ведущих. Здесь проводятся научно-практические конференции, круглые столы, викторины, выставки. На протяжении десятков лет работает творческое сообщество профессоров таких учебных заведений, как СФУ, педагогический университет им. В. П. Астафьева, СибГТУ. Постоянный участник встреч - руководитель КРОМПО «Вечный огонь» Серафима Аксельрод, студенты, школьники.

Организаторы подчеркнули, что с уходом в историю событий войны особое значение приобретают воспоминания, документы. Важно, что сегодня этой темой интересуется подрастающее поколение. Молодые люди познакомились с тематической выставкой книг, с моделями самолётов, участвовавших в боях, с подлинными документами, военными билетами пилотов, авиационными знаками.

Темой красноярской авиации в годы войны занимается подполковник запаса авиации Вячеслав Викторович Филиппов. Историческая правда, считает он, необходима и для того, чтобы злые языки не говорили, что Советский Союз не готовился к отражению захватчиков, - работа на оборону страны велась постоянно.

Вячеслав Викторович напомнил, что по призыву Родины в 1934 году - подготовить 150 тысяч лётчиков - сибиряки взяли обязательство. В 1937 году в крае работа шла полным ходом: у нас обучалось более четырёхсот юношей 17-20 лет с 9-10-классным образованием.

Тогда же началась дислокация воинских частей в Сибирском военном округе. В Красноярске находился 1-й скоростной авиационный бомбардировочный полк, 44-я авиационная бригада, 679-й полк. Кроме того, в краевом центре были сформированы 19-й, 178-й стрелковые артиллерийские полки, 78-я добровольческая бригада. На фронт были подготовлены и отправлены семь авиационных полков, в том числе пять ночных бомбардировочных, 100 полков на уникальных самолётах У-2. За эту сбитую машину немецкий лётчик награждался крестом. Пилоты на знаменитых ИЛ-2 вели бой с большой снайперской точностью. Целью были окопы, дзоты и даже дымоходы вражеских штабов. Весь личный состав аэроклубов формировался в полки и уходил к фронтовому Подмосковью.

К сентябрю 1941 года было подготовлено около 150 пилотов. Из Красноярска, Канска, Черногорска, Абакана они поэтапно с 7-го по 30 ноября прибывали в Москву. Большие потери понесла наша авиация в 1941 году, производство авиационной техники было в стадии становления, и правительство СССР обратилось к союзникам. В 1942 году заработала воздушная трасса Аляска - Сибирь, самолёты из США перегонялись по ленд-лизу. В Красноярске их обслуживал 45-й запасной полк.

К концу 1943 года потребность в иностранных авиамашинах отпала, появились наши советские самолёты конструкции Лавочкина, Микояна, Яковлева.

Важно, что об этих славных страницах истории Красноярья в годы войны знала молодёжь, которая расскажет о подвигах сибиряков последующим поколениям.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА