Новости

Верен себе и профессии.

Верен себе и профессии.

В этом году Георгию Александровичу Васильеву, кандидату исторических наук, инвалиду Великой Отечественной войны, полковнику в отставке, исполнилось 90 лет. На протяжении всей своей жизни он предан двум профессиям - педагога и военного.

После окончания средней школы в Красноярске в 1939 году он стал учителем сельской школы. Затем поступил в Первое ленинградское артиллерийское училище, которое закончил в мае 1941 года. Молодой человек получил назначение в 200-й гаубичный артполк, который находился в приграничной полосе с Финляндией. С первого дня войны вступил в бой с врагом.

Сражался на Ленинградском, Карельском, Волховском, 1-м Украинском фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда и прорыве его блокады, в Курской, Киевской, Корсун-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Карпато-Дуклинской битвах и других крупных сражениях. На дорогах войны командовал взводами разведки и связи, был начальником связи полка, начальником штаба отдельного дивизиона. Четырежды был тяжело ранен, но после лечения возвращался на фронт. В должности начальника разведки майор Васильев воевал до ноября 1944 года, до последнего, пятого ранения, когда ему ампутировали голень левой ноги. В течение года лечился в госпиталях. И вновь Георгий Васильев не уволился из армии, служил в 4-м гвардейском Бухарестском стрелковом корпусе. Демобилизовался из армии через полгода - открылась рана на ноге.

За ратный труд и боевые заслуги Георгий Александрович награждён двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалями.

Великолепная память ветерана хранит много воспоминаний о военных событиях. Один из эпизодов того времени: пулемётная дуэль с вражескими самолётами на Карельском фронте.

- В январе 1942 года отдельная морская стрелковая бригада прибыла на Карельский фронт, - рассказывает Георгий Александрович. - И сразу над нами стали летать самолёты противника. Многочисленные попытки сбить их стрельбой из личного оружия не увенчались успехом. Противник продолжал нагло и безнаказанно бомбить и строчить из пулемётов. Иногда самолёты снижались настолько, что можно было увидеть лица лётчиков. Наша бригада несла потери от воздушных налётов. С этим надо было кончать. Я был командиром батареи. Мои батарейцы в какой-то оружейной мастерской добыли ручной пулемёт - по штатному расписанию нам такое оружие не полагалось - и несколько сот бронебойно-зажигательных и трассирующих патронов.

Командир батареи распорядился снарядить все пулемётные диски спецпатронами, а окоп, расположенный рядом с командным пунктом, приспособить для ведения огня из ручного пулемёта. На новой огневой точке началась отработка различных приёмов для стрельбы по воздушным целям.

- Мой рослый ординарец Анатолий Якушев научился ловко держать пулемётные сошки над головой и выполнять роль передвижной установки, - вспоминает ветеран. - Тренировались мы увлечённо на виду у своих товарищей. Подсказок в наш адрес было великое множество. Нам удалось овладеть многими вариантами в предстоящей дуэли с воздушным противником. Чтобы научиться следить за трассами пуль и успешно корректировать стрельбу, выпустили несколько пробных очередей из пулемёта. В общем, подготовились основательно.

На другой день, как по заказу, появились два самолёта. Однако на сей раз в полной неожиданности для вражеских пилотов на них обрушились пулемётные трассы. Было хорошо видно, как эти трассы втыкались в корпуса и крылья. В процессе боя вражеские самолёты неоднократно нацеливались на нашу огневую позицию. Завязалась яростная пулемётная перестрелка. Огневое преимущество явно было на стороне противника. Тем не менее один из самолётов начал дымить. Вскоре машины круто развернулись и со снижением ушли за линию фронта. Затем оттуда донеслось раскатистое эхо взрыва.

- В боевом донесении я умолчал об этом событии, - рассказывает Георгий Васильев. - Так поступил, вероятно, потому, что после пережитого и увиденного ещё в начале войны пулемётная дуэль с самолётами показалась пустячным эпизодом. Возможно, были и другие причины. Но самое удивительное произошло потом. Спустя несколько недель старшина одной из соседней батарей получил правительственную награду за самолёт, якобы сбитый одиночным выстрелом из винтовки. Каких только казусов не было в военное время.

Интеллигентность и скромность Георгия Александровича - отличительная черта его характера. Так считают его коллеги по работе, друзья и все окружающие.

В послевоенные годы Георгий Васильев преподавал военные дисциплины в Красноярской школе военных техников, заочно учился в педагогическом институте, исторический факультет которого закончил с отличием. С 1952 года начал преподавать в Сибирском лесотехническом институте, защитил кандидатскую диссертацию, стал доцентом. После 40 лет непрерывного преподавания вышел на пенсию. Сотрудничество с вузом не прекращает до сих пор.

Георгий Александрович - активный общественник: в своё время исполнял обязанности председателя профкома, неоднократно избирался депутатом Красноярского городского Совета депутатов трудящихся, членом парткома и комитета народного контроля. Возглавлял общество «Знание» и руководил школой молодого лектора. Много лет принимает активное участие в ветеранском движении - вузовском, районном, городском и краевом советах. Более полувека профессионально занимается военно-патриотическим воспитанием молодёжи, проводит встречи с ветеранами. Георгий Александрович внёс заметный вклад в изучение истории Великой Отечественной войны, опубликовал несколько книг, брошюр и статей.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА