Общество
По факту — коптер, по сути — робот-пылесос: представители предприятий и органов власти обсудили перспективы отрасли беспилотной авиации
В Красноярском крае планируют использовать беспилотники для охраны объектов культурного наследия и заповедных территорий.

В Красноярском крае планируют использовать беспилотники для охраны объектов культурного наследия и заповедных территорий. При этом сотрудничество производителей техники и профильных государственных ведомств должно проходить в условиях экспериментально-правового режима. Такой формат нужен региону, чтобы на практике оценить, насколько хорошо работа беспилотников вписывается в действующее российское законодательство. Инициаторы проекта отмечают, что правовая составляющая применения дронов и данных, полученных с их помощью, несовершенна и требует модернизации. Какие ещё препоны стоят перед беспилотьем в крае и как их можно устранить, обсуждали в региональном отделении Народного фронта представители власти и производители современной техники.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ
Рукастые кулибины собирают беспилотники в гаражах. Крупные предприятия так работать не могут, они должны наладить массовый выпуск этой техники, чтобы обеспечить технологический суверенитет России. А крупнейший заказчик такой продукции на сегодня — это государственный сектор. Одна из главных проблем, которая не даёт отрасли масштабироваться, — высокие требования, предъявляемые заказчиком к производителям беспилотных авиационных систем (БАС). Чтобы стать официальным поставщиком оборудования, нужно получить кипу бумаг и согласований, обеспечить определённый процент локализации комплектующих. В списке проблем также отсутствие необходимой наземной инфраструктуры, промышленных площадей. А ещё есть сложности, связанные с несовершенством законодательства. Например, искать в лесу чёрных лесорубов можно и с воздуха. Однако пока привлечь нарушителей к ответственности на основании данных, полученных беспилотником, нереально.
Протестировали в Мариуполе
В современном мире отказ от использования технологий — в принципе непозволительная роскошь. Поэтому, несмотря на сложности, в нашем регионе есть организации, которые занимаются серийным производством беспилотников либо тестируют собственные разработки. Там работают специалисты с нужным уровнем квалификации, имеются даже средства на исследования в этой области. Например, у компании «Инновационные аэролодки», кроме плавсредств, есть собственная разработка БАС. Руководитель предприятия Александр Крантов рассказал, что эту машину уже протестировали в Мариуполе и она показала себя достойно. Но чтобы тиражировать беспилотник, нужна площадка, где можно было бы разместить дополнительные цеха. Кстати, БАС могут передвигаться не только по воздуху или по земле, но и по воде, и сейчас в компании задумали сделать беспилотную лодку. Соответствующую заявку красноярские технари получили от министерства обороны, но и в гражданских отраслях такая машина может пригодиться. Параллельно инженеры ведут исследования в области композитных материалов, которые могли бы сделать машины — хоть лодки, хоть коптеры, более лёгкими.
Беспилотник или самолёт?
Компания «Авакс-ГеоСервис», которая уже много лет занимается производством беспилотников, — одна из немногих, кому удалось стать поставщиком оборудования по госзаказу. По словам Николая Гулютина, директора организации по развитию, чтобы попасть в реестр, необходимо соответствовать ряду условий. Например, лишь 40 процентов комплектующих могут иметь заграничное происхождение, остальные должны производиться в России.
Кроме того, госзаказчик тщательно следит за тем, чтобы компании не завышали цены на свои товары. В документации строго расписывается себестоимость готового изделия, к которой поставщик может добавить не более 20 процентов прибыли. Не всем компаниям такой выручки хватает, чтобы покрыть сопутствующие расходы, связанные с тестированием новых разработок, подготовкой документации, оплатой налогов.
— Отмечу ещё такой факт: на сегодняшний день законодательство требует получения сертификата на любой БАС массой свыше 30 килограммов, — сообщил Николай Гулютин. — Такой аппарат приравнивается к пилотируемому самолёту.
Процедура сертификации сложная, не все могут её пройти. Однако отказываться от неё нельзя. В этом уверен депутат Заксобрания Егор Васильев. По его мнению, нельзя отдавать предпочтение в пользу массовости производства, пренебрегая при этом вопросами безопасности. Чем тяжелее аппарат, тем больше он может причинить вреда людям в случае ЧП.
Поручения для коптера
БАС пока не используются повсеместно, их возможности ещё не до конца оценены. Но для многих отраслей эта техника стала частью обыденной жизни.
— Беспилотник — это, по сути, робот-пылесос, ценность которого определяется его полезными нагрузками, способами обработки и хранения данных, — отметил Николай Гулютин.
Сценариев использования БАС в отраслях народного хозяйства множество. Как рассказала замруководителя краевого Центра информационных технологий Анна Осикова, это и мониторинг паводковой обстановки, и сбор проб почвы, воздуха, воды для оценки состояния окружающей среды, и доставка грузов. Коптерам можно давать разные поручения. Но чтобы техника могла их выполнить, ей нужна инфраструктура — взлётно-посадочные площадки и полигон для проведения испытаний.
В регионе есть стратегия модернизации существующих и создания новых инфраструктурных объектов, расписанная до 2030 года. В ней предусмотрено дооснащение девяти посадочных площадок и строительство трёх новых. Есть наработки и по развитию маршрутной сети, по которой будут курсировать БАС. Что интересно, в приоритете север: Енисейск, Мотыгино, Кодинск, Ванавара, Туруханск и даже Норильск, Игарка и Дудинка. Расстояния между населёнными пунктами, которые будут соединять беспилотники, достигают 800 километров. Чтобы БАС реально смогли работать на таких маршрутах, технику необходимо обеспечить спутниковой связью.
Что касается производства беспилотников, то авторы стратегии планируют к 2030 году достичь показателей в 95 процентов российской техники в общем объёме региональных закупок и тем самым практически полностью отказаться от импорта.
«КУЛИБИН-КЛУБ» ЖДЁТ
Подразделения краевого правительства готовы подставить производителям плечо. Так, в планах создание научно-производственного центра, где будут проводиться исследования в области БАС и тестирование машин. Однако предприятиям нужна и другая поддержка. Как, например, в Новосибирске, где при региональном отделении Народного фронта действует «Кулибин-клуб». В этой организации есть технический совет, который отбирает лучшие практики разработчиков, тестирует их и помогает с оформлением документов. Этой информацией с красноярцами поделилась руководитель Новосибирского регионального исполкома Народного фронта Светлана Заикина. Она рассказала, что первый положительный результат работы уже получен — есть договорённость о поставках пробных партий БАС Министерству обороны.
Красноярских производителей новосибирцы также готовы поддержать. Впрочем, в нашем регионе тоже можно найти помощь. Например, исследования уже финансирует Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности. Гранты на разработки достигают миллионов рублей.
Егор Васильев, депутат Законодательного собрания Красноярского края:— Полученную на встрече информацию, перечень проблем, которые требуют решения, мы обязательно доведём до краевого правительства, федеральной и региональной законодательной власти.